Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа-интернат №9 среднего общего образования" Утверждаю: Директор школы-интерната № 9 Пенских О.В. Приказ № 5-1 от 12 июля 2021 года Положение об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов в соответствии с ФГОС СОО Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) в связи с переходом на ФГОС СОО. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10 или 11 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог дополнительного образования. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Темы ИП утверждаются приказом по школе. Проект может быть только индивидуальным. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий. 2. Цели и задачи выполнения ИП Цель выполнения ИП : продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. развивать способность к сотрудничеству и коммуникации. формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития. определять уровень сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Задачами выполнения ИП являются: 1. обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать). развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. формирование и развитие навыков публичного выступления. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). Этапы и примерные сроки работы над проектом В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта, Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. Заключительный (март — май): защита проекта, оценивание работы. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель. 3. Требования к оформлению ИП Структура ИП: Титульный лист (Название 00, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, город, год); Введение – 1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи, назначение проекта) Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту тему. Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет исследования, методику. Глава 2. Результаты исследования. Общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и перспективы. Список использованной литературы. Технические требования к ИП: Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 12 пт, интервал одинарный, отступ первой строки 1,25. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится. Оглавление: должно формироваться автоматически. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте. Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей справа. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. 4. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых стендовый доклад); Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, компьютерной изделие; Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; Отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как тексты, так и мультимедийные продукты/ Возможные типы работ и формы их представления Тип проекта Практикоориентированный, социальный Цель проекта Проектный продукт Решение анализ данных костюм, практических задач. социологического опроса, макет, атлас, модель, атрибуты музыкальное несуществующего произведение, какой-либо государства, мультимедийный гипотезы. бизнес-план, продукт, Сбор информации о веб-сайт, отчёты проведённых каком-либо объекте видеофильм, исследованиях, или анализ выставка, праздник, информации. газета, буклет публикация, Привлечение журнал, путеводитель, Доказательство Исследовательский или опровержение Информационный Творческий Игровой ролевой явлении, о интереса публики действующая фирма, к реферат, проблеме проекта. игра, справочник, Представление карта, система школьного коллекция, самоуправления, решении проблемы компьютерная анимация, серия иллюстраций, проекта. оформление кабинета, пакет рекомендаций, стендовый доклад, учебное пособие, чертеж, экскурсия. или опыта участия в сценарий, статья, сказка, Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: – естественно-научные исследования; – исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии); – экономические исследования; – социальные исследования; – научно-технические исследования. Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов. Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе). 5. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий Публично должна быть представлена проектная работа — реализованный проект. На защите темы проекта с обучающимся должны быть обсуждены: – актуальность проекта; – положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; –ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; –риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта; На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. Цель, задачи. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы. 7. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь. Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками. Требования к процедуре проведения защиты проекта Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта. Место защиты ИП — образовательная организация. Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП утверждается директором школы. Школа создаёт школьную аттестационную комиссию (ШАК). Состав комиссии от 3 до 7 человек. В комиссии должны присутствовать: представить администрации, классный руководитель, педагог по соответствующему направлению. Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей ИИП. В комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования, методических служб, представители Управляющего Совета учреждения, родительская общественность, представители ВУЗов. ШАК оценивает уровень ИП в соответствии с критериями. Для защиты ИП выделяется 1 день до 10 мая. Школа организует в дополнительные сроки защиту ИП для детей с ОВЗ, больных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты). Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически ставиться высший бал и от защиты в ОО он освобождается. 7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта: –оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта; –для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы; –оценивание производится на основе критериальной модели; –для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама образовательная организация; –результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся. Выполненная работа рецензируется высококвалифицированными специалистами. В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах. I.Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта: 1.1.Выбор темы. При выборе темы учитывается: Актуальность и важность темы; Научно-теоретическое и практическое значение; Степень освещенности данного вопроса в литературе. Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения. Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности. 1.2.Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми. 1.3.Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; 1.4.Планирование, определение последовательности и сроков работ; 1.5.Проведение проектных работ или исследования; Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным. Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования. 1.6.Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. 2. 3. 4. Представление результатов в соответствующем использованию виде; Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность; Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация. Оценка содержательной части проекта в баллах: 2 балла — Ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях; (отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев). 1 балл – имеют место; 0 баллов – отсутствуют. Итого 18 баллов — максимальное число за всю содержательную часть проекта. В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. 1. №п/п Критерии оценки защиты проекта: Критерий Оценка (в баллах) 1. Качество доклада 1 — доклад зачитывается 2 — доклад пересказывается, но не объяснена суть работы 3 — доклад пересказывается, суть работы объяснена 4 — кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом 5 — доклад производит очень хорошее впечатление 2. Качество вопросы 3. 1 — представленный демонстрационный материал не используется в докладе Использование демон- 2 — представленный демонстрационный материал страционного используется в докладе материала 3 — представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется 4. 1 — представлен плохо оформленный демонстрационный материал, Оформление демонст2 — демонстрационный материал хорошо оформлен, но рационного материала есть отдельные претензии 3 — к демонстрационному материалу нет претензий ответов на 1 — нет четкости ответов на большинство вопросов 2 — ответы на большинство вопросов 3 — ответы на все вопросы убедительно, аргументировано Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов. Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 32 балла Перевод в отметку: 27-32 балла — отлично 21-26 баллов – хорошо 17 – 20 баллов – удовлетворительно 16 баллов и менее – неудовлетворительно Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня Уровни сформированности навыков проектной деятельности Критерий Базовый Самостоятельное приобретение знаний решение проблем Повышенный Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; и продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. Продемонстрировано свободное Знание предмета В работе и в ответах на вопросы владение предметом проектной по содержанию работы деятельности. Ошибки отсутствуют отсутствуют грубые ошибки Регулятивные действия Коммуникация 8. Этапы Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Документация Для учащихся Индивидуальный план выполнения проекта. Виды деятельности Плани Подпи Дата руемая дата сь фактически исполнения руководителя Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Подгот Разработка основополагающего овка вопроса и проблемных вопросов учебной темы Плани рование Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ Процес Самостоятельная работа с Оформления записки, плакатов и проекти др. рования Достигнутый результат Итог Оформление Защита № п/п Для руководителя проекта Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося; Общие сведения ФИО ученика Тема проекта Итоговая оценка руководителя проекта Подпись 1 . 2 . Рецензия по каждому индивидуальному проекту. Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта. Для классного руководителя Лист ознакомления родителей: №п/п ФИО ученика 1. 2. … и т.д. Тема проекта Дата Дата Подпись выполнения защиты родителей проекта