Положение об индивидуальном проекте

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Общеобразовательная школа-интернат №9 среднего общего образования"
Утверждаю:
Директор школы-интерната № 9
Пенских О.В.
Приказ № 5-1 от 12 июля 2021 года
Положение
об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов
в соответствии с ФГОС СОО
Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего
образования, Основной образовательной программы среднего общего образования.

Данное Положение регламентирует деятельность образовательного
учреждения по организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) в связи с
переходом на ФГОС СОО.

Проектная деятельность является одной из форм организации учебного
процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования,
демократизации стиля общения педагогов и учащихся.

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося 10 или 11 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан
выполнить один итоговый индивидуальный проект.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных
результатов,
полученных
учащимися
в
ходе
освоения
междисциплинарных учебных программ. Проектная деятельность является одной из форм
организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение
качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.

Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель,
педагог дополнительного образования.

Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Темы ИП
утверждаются приказом по школе.

Проект может быть только индивидуальным.

Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.

Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно
обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
2.
Цели и задачи выполнения ИП

Цель выполнения ИП :

продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических
знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.

развивать способность к сотрудничеству и коммуникации.

формировать способность к решению личностно и социально значимых
проблем и воплощению найденных решений в практику.

оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития.

определять уровень сформированности способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.

Задачами выполнения ИП являются:
1.

обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её
достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
 формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь
выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
 развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое
мышление.
 формирование и развитие навыков публичного выступления.
 формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,
выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).


Этапы и примерные сроки работы над проектом
В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя
планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
 Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя
проекта,
 Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план
реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор
способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка
руководителем проекта.
 Заключительный (март — май): защита проекта, оценивание работы.
 Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
 Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный
руководитель.
3.


Требования к оформлению ИП

Структура ИП:

Титульный лист (Название 00, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО
ученика, класс, допуск к защите, город, год);

Введение – 1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи,
назначение проекта)

Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту тему.
Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет
исследования, методику.
Глава 2. Результаты исследования.
 Общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и перспективы.
 Список использованной литературы.
 Технические требования к ИП:
 Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 12 пт, интервал
одинарный, отступ первой строки 1,25.
 Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
 Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.
 Оглавление: должно формироваться автоматически.
 Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт.
Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все
рисунки должны быть указания в тексте.
 Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над
таблицей справа.
 Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в
соответствии с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его
инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц.
 Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.
 Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
4.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ:
 Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчёты о проведённых стендовый доклад);
 Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО,
экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, компьютерной изделие;

Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

Отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как
тексты, так и мультимедийные продукты/

Возможные типы работ и формы их представления


Тип проекта
Практикоориентированный,
социальный

Цель проекта

Проектный продукт

Решение

анализ данных

костюм,

практических
задач.

социологического
опроса,

макет,

атлас,

модель,

атрибуты

музыкальное

несуществующего

произведение,

какой-либо

государства,

мультимедийный

гипотезы.

бизнес-план,

продукт,

Сбор
информации о

веб-сайт,

отчёты
проведённых

каком-либо
объекте

видеофильм,

исследованиях,

или
анализ

выставка,

праздник,

информации.

газета, буклет

публикация,

Привлечение

журнал,

путеводитель,

Доказательство
Исследовательский или
опровержение

Информационный

Творческий

Игровой
ролевой

явлении,

о

интереса публики
действующая фирма,
к

реферат,

проблеме
проекта.

игра,

справочник,

Представление

карта,

система
школьного

коллекция,

самоуправления,

решении
проблемы

компьютерная
анимация,

серия
иллюстраций,

проекта.

оформление кабинета,
пакет рекомендаций,
стендовый доклад,

учебное пособие,
чертеж, экскурсия.

или опыта участия в

сценарий,
статья,
сказка,
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
– естественно-научные исследования;
– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки
школьной программы, например в психологии, социологии);
– экономические исследования;
– социальные исследования;
– научно-технические исследования.
Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка
гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение
исследования и интерпретация полученных результатов.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и
экономической
областях
желательным
является
использование
элементов
математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том
числе).
5.
Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий
Публично должна быть представлена проектная работа — реализованный проект.
На защите темы проекта с обучающимся должны быть обсуждены:
– актуальность проекта;
– положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и
для других людей;
–ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации
проекта, возможные источники ресурсов;
–риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при
реализации данного проекта;
На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по
следующему (примерному) плану:
1.
Тема и краткое описание сути проекта.
2.
Актуальность проекта. Цель, задачи.
3.
Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам
автор, так и другие люди.
4.
Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5.
Ход реализации проекта.
6.
Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и
перспективы.
7.
Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации.
Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским)
сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся
проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между
обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.
Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии
оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По
возможности, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны
разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.
Требования к процедуре проведения защиты проекта

Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после
заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут.

Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных
навыков обучающегося.

К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание
проекта.

Место защиты ИП — образовательная организация.

Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП утверждается
директором школы.

Школа создаёт школьную аттестационную комиссию (ШАК). Состав
комиссии от 3 до 7 человек. В комиссии должны присутствовать: представить
администрации, классный руководитель, педагог по соответствующему направлению.
Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей ИИП. В комиссии
могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования,
методических служб, представители Управляющего Совета учреждения,
родительская общественность, представители ВУЗов.

ШАК оценивает уровень ИП в соответствии с критериями.

Для защиты ИП выделяется 1 день до 10 мая.

Школа организует в дополнительные сроки защиту ИП для детей с ОВЗ,
больных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты).

Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на
доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите.

Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно
на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне
автоматически ставиться высший бал и от защиты в ОО он освобождается.
7.
Критерии оценки итогового индивидуального проекта

Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и
пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:

способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или
обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание
модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом
включает оценку сформированности познавательных учебных действий;

сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в
соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и
способы действий;

сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.

Основные требования к инструментарию оценки сформированности
универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
–оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и
динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты
проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность,
уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла
проекта;

–для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в
которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации
образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех
сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;
–оценивание производится на основе критериальной модели;
–для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный
инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации
итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама
образовательная организация;
–результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом
образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.
Выполненная работа рецензируется высококвалифицированными специалистами.
В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки
критериев содержательной части проекта в баллах.
I.Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:
1.1.Выбор темы.
При выборе темы учитывается:

Актуальность и важность темы;

Научно-теоретическое и практическое значение;

Степень освещенности данного вопроса в литературе.
Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и
совершенствования процесса обучения.
Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она
может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его
повседневной практической деятельности.
1.2.Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е.
достижимыми.
1.3.Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
1.4.Планирование, определение последовательности и сроков работ;
1.5.Проведение проектных работ или исследования;
Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были
получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.
Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и
показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.
1.6.Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или
целями исследования;
Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от
первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном
наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.).
В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная
речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам,
словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена,
содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В
оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности.
Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.
2.
3.
4.

Представление результатов в соответствующем использованию виде;
Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность;
Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.

Оценка содержательной части проекта в баллах:

2 балла — Ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее
составных частях; (отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев).

1 балл – имеют место;

0 баллов – отсутствуют.
Итого 18 баллов — максимальное число за всю содержательную часть проекта.
В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных
целей.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в
классном журнале и личном деле.
1.
№п/п

Критерии оценки защиты проекта:

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 — доклад зачитывается
2 — доклад пересказывается, но не объяснена суть работы
3 — доклад пересказывается, суть работы объяснена
4 — кроме хорошего доклада владение иллюстративным
материалом
5 — доклад производит очень хорошее впечатление

2.

Качество
вопросы

3.

1 — представленный демонстрационный материал не
используется в докладе
Использование демон- 2 — представленный демонстрационный материал
страционного
используется в докладе
материала
3 — представленный демонстрационный материал
используется в докладе, информативен, автор свободно в нем
ориентируется

4.

1 — представлен плохо оформленный демонстрационный
материал,
Оформление демонст2 — демонстрационный материал хорошо оформлен, но
рационного материала
есть отдельные претензии
3 — к демонстрационному материалу нет претензий

ответов

на

1 — нет четкости ответов на большинство вопросов
2 — ответы на большинство вопросов
3 — ответы на все вопросы убедительно, аргументировано

Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14
баллов.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 32 балла
Перевод в отметку:
27-32 балла — отлично
21-26 баллов – хорошо
17 – 20 баллов – удовлетворительно
16 баллов и менее – неудовлетворительно
Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков
проектной деятельности

Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня
Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Критерий

Базовый

Самостоятельное
приобретение
знаний
решение
проблем

Повышенный

Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить
пути
её
решения;
и продемонстрирована способность
приобретать новые знания и/или
осваивать
новые
способы
действий,
достигать
более
глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути её
решения;
продемонстрировано
свободное владение логическими
операциями, навыками критического
мышления, умение самостоятельно
мыслить;
продемонстрирована
способность
на
этой
основе
приобретать новые знания и/или
осваивать новые способы действий,
достигать
более
глубокого
понимания проблемы

Продемонстрировано понимание
содержания выполненной работы. Продемонстрировано
свободное
Знание предмета В работе и в ответах на вопросы владение предметом проектной
по
содержанию
работы деятельности. Ошибки отсутствуют
отсутствуют грубые ошибки

Регулятивные
действия

Коммуникация

8.



Этапы

Продемонстрированы
навыки
определения
темы
и
планирования работы.
Работа доведена до конца и
представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись
под контролем и при поддержке
руководителя.
При
этом
проявляются отдельные элементы
самооценки
и
самоконтроля
обучающегося

Работа тщательно спланирована и
последовательно
реализована,
своевременно
пройдены
все
необходимые этапы обсуждения и
представления.
Контроль
и
коррекция
осуществлялись самостоятельно

Продемонстрированы
навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение
хорошо
структурированы.
Все
мысли
выражены
ясно,
логично,
последовательно, аргументированно.
Работа/сообщение
вызывает
интерес. Автор свободно отвечает на
вопросы

Документация
Для учащихся
Индивидуальный план выполнения проекта.
Виды деятельности

Плани
Подпи
Дата
руемая дата
сь
фактически
исполнения
руководителя

Выбор темы учебного проекта и
тем исследований обучающихся;
Подгот
Разработка
основополагающего
овка
вопроса и проблемных вопросов
учебной темы

Плани
рование

Формулировка задач, которые
следует решить;
Выбор средств и методов решения
задач;
Определение последовательности
и сроков работ

Процес
Самостоятельная работа
с
Оформления записки, плакатов и
проекти
др.
рования
Достигнутый результат

Итог

Оформление

Защита




№
п/п

Для руководителя проекта
Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося;
Общие сведения
ФИО ученика

Тема проекта

Итоговая
оценка
руководителя
проекта

Подпись

1
.
2
.
Рецензия по каждому индивидуальному проекту.
Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу
комиссии до начала защиты проекта.

Для классного руководителя

Лист ознакомления родителей:


№п/п

ФИО ученика
1.
2.
…

и т.д.

Тема проекта

Дата
Дата
Подпись
выполнения
защиты родителей
проекта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».