РП Читательская грамотность 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области‌‌
‌Администрация городского округа Богданович‌​
МАОУ школа-интернат №9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
для 3 класса на 2023-2024 учебный год
Уровень общего образования начальное общее образование
Общее количество часов 34
Количество часов в неделю 1

Воспитатель:
Измоденова Кристина Дмитриевна

Содержание
Пояснительная записка……………………………………. 3
Содержание курса………………………………………….. 3
Планируемые результаты…………………………………. 5
Тематическое планирование……………………………… 9

2

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана
в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 091672.
Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в
читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования,
саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается
приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию
письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них
информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в
соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой
информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во
время обучения в начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности
именно в начальной школе придается большое значение.

Цель данного курса:
Формировать читательскую компетентность младшего школьника, расширять культурное
поле обучающихся.

Задачи:
• формировать любовь к книге, к чтению;
• через организацию исследовательской, проектной, интерпретационной (театрализация)
деятельности совершенствовать знания, умения по литературному чтению;
• развивать речь обучающихся;
• дать представление о живописи как искусстве;
• формировать навык коллективного творческого общения и взаимодействия;
• воспитывать компетентного читателя, чуткого слушателя, интересную личность,
любящую Отечество, обладающую художественным вкусом, собственным мнением.
Место курса в учебном плане
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в
неделю/34 часа в год в каждом классе.

Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Слушание
Уроки слушания литературных произведений призваны обогащать читательский опыт
учеников, развивать восприятие художественного текста. Выразительное чтение в
исполнении артиста, учителя или хорошо читающего ученика способствует развитию
интереса к чтению.
3

1. Сказки «Как дурак дверь стерег», «Почему у сороки длинный хвост» (ительменская
сказка), фрагмент сказки «Златовласка». Определение принципа отбора этих
текстов (разные виды сказок).
2. Мифы Древней Греции «Дедал и Икар», «Сизиф» (в пересказе для детей, например,
Петникова, Яхнина).
3. Сказка Д. Родари «Тонино-невидимка».
4. Что может Слово
5. Дети и родители в рассказе В. Осеевой «Бабка».

Раздел 2. Инсценирование, выразительное чтение
Игра «Угадай-ка». Показ немых картин на сюжеты мифов и отгадывание героев.
1. Сказочный концерт по текстам А. Усачева «Избушка на курьих ножках»,
«Волшебный клубок», «Серый волк», «Теле-блюдце», «Черный кот».
2. Инсценировка сказки «Репка».
3. Конкурс выразительного чтения любимых стихотворений «Красота спасет мир»
4. Инсценирование рассказов, сказок, сценок.

Раздел 3. Анализ художественных текстов.
Анализ текстов разных жанров формирует многие читательские умения: определять
тему и идею произведения, этически оценивать поступки героев, формировать свое
отношение к ним, озаглавливать текст, находить в нем нужную информацию, задавать
вопросы по содержанию текста, ориентироваться в средствах художественной
выразительности. Сравнение авторских и народных произведений, научного и
художественного текстов, поэтического и прозаического формируют базовые
литературоведческие знания.
1. Анализ фрагмента рассказа С. Романовского о России. Сравнение художественного
и научного текстов.
2. Специфика научного и художественного. Распутывание перепутанных текстов: Е.
Антоновой и текста из энциклопедии.
3. Учусь анализировать миф. «Фаэтон», миф об Афинах (по Н.А. Куну).
4. Два мира волшебной сказки. Чешская народная сказка «Златовласка».
5. Образ Бабы-яги в народной и в авторской сказке (по фрагменту русской народной
сказки «Пойди туда – не знаю куда» и фрагмента сказки Э. Успенского «Вниз по
волшебной реке».
6. Следы народной сказки в авторских произведениях. Д. Биссет «Про вокзал,
который не стоял на месте», В. Орлов «Кто кого боится?»
7. Что делает текст художественным? К. Паустовский «Скрипучие половицы»
(фрагмент). Средства художественной выразительности в рассказе Г.
Троепольского (фрагмент) и стихотворении Э. Мошковской.
8. Тайны поэтического слова. В. Солоухин «Когда ты хочешь молвить слово…».
Характер мальчика и девочки в стихотворениях Е. Новичихина «Почему?» и А.
Барто «Любочка».
9. Анализ фрагмента рассказа А. Куприна «Белый пудель», В. Бахревского «Желуди».
Герой, автор, идея.
10. Учусь определять жанр (по текстам басен, рассказов, сказок, загадок, пословиц).
11. Итоговая работа. Анализ рассказа Б. Житкова «Мангуста».

Раздел 4. В мире живописи
4

Работа с произведениями живописи не только расширяет культурное поле школьника,
но и развивает речь, умение доказывать свою точку зрения, слушать партнера. Учащиеся
сравнивают зрительные и словесные образы на уровне темы, идеи, художественных
особенностей.
1.
Лики моей Родины. В. Поленова «Московский дворик», И. Шишкина
«Корабельная роща».
2.
Приметы сказочного двоемирия. Акварели И. Билибина «Баба яга»,
«Морозко».
3.
Знаменитые художники-иллюстраторы детских книг. Знакомство с
иллюстрациями
В. Сутеева, Б. Дехтерева, Ю. Васнецова, В. Чижикова, О.
Васильева, Б. Диодорова.
4.
Художественные приемы в живописи. М. Чюрленис «Летний день»,
Б. Кустодиев «Шаляпин» (или К. Петров-Водкин «Большевик»). Как художники
используют приемы «олицетворение» и «гипербола».
5. Художники – о любви. М. Шагал «Прогулка», В. Пукирев «Неравный брак».
6. Как смотреть портрет? С. Брусилов «Бабушка», В. Перов «Портрет писателя
Владимира Ивановича Даля».

Раздел 5. Проектная деятельность.
Проектные задачи, представленные в курсе, призваны совершенствовать как предметные,
так и метапредметные результаты (коммуникативные, познавательные, личностные,
регулятивные).
1. Проектная работа «Крылатые слова и выражения».
2. Проектная работа «Игра-ходилка «Два мира волшебной сказки»
3. Проектная работа «Чудеса из мира слов»
Проектная работа «Карта страны Литературии».

Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты
Ученик научится:
– осуществлять выбор книг в библиотеке по заданной тематике или по собственному
желанию;
– различать жанры (сказку, рассказ, стихотворение, басню, миф), различать авторский
текст и фольклорный, научный и художественный;
– читать выразительно доступные для данного возраста поэтические и прозаические
тексты;
– овладеет умениями анализировать художественный текст по предложенному плану (по
цепочке вопросов); определять тему и идею текста, подбирать заголовок, составлять план,
ориентироваться в содержании прочитанного, устанавливать связь между событиями,
поступками;
– узнавать в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты,
олицетворения);
–ориентироваться в структуре сказки;
– работать в группе, паре, создавая новый продукт в виде инсценировки, нового текста;
– рассматривать картину, описывать ее.
Ученик получит возможность научиться:
– воспринимать художественный текст, определяя эмоциональный тон произведения,
5

делать элементарный анализ текста;
– находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболу, аллегорию;
– сравнивать тексты разных жанров;
– активно работать в группе, решая проектные задачи, инсценируя текст: учитывать
разные мнения и обосновывать свою позицию, аргументировать ее, координировать
работу группы.

Личностные результаты
·
·
·
·
·

Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.

Метапредметные результаты
·
·
·
·
·
·

·
·

·

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать)
результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Третьеклассник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
6

– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных
признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Третьеклассник получит возможность научиться:
–
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
–
работать с несколькими источниками информации;
–
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
– пересказывать текст подробно и сжато;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Третьеклассник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;

Работа с текстом: оценка информации
Третьеклассник научится:
–высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
–на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
–участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Третьеклассник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– впроцессеработысоднимилинесколькимиисточникамивыявлятьдостоверную
(противоречивую)информацию.

7

8

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Кол-во Форма
часов проведения
занятий

Раздел 1. Мои истоки – моя гордость (4 часа)
1
Мое читательское
1
Беседа. Работа с
лето. Портрет
презентацией.
читателя
2
Слово о России
1
Работа с
иллюстрацией.
Групповое
обсуждение.
3
Лики моей Родины в 1
Работа с
живописи
иллюстрацией.
беседа.
4
Мои истоки – моя
1
Виртуальная
гордость
экскурсия

Раздел 2. Путешествие в Древнюю Грецию (4 часа)
5
«Слышу
1
Работа с текстом.
умолкнувший звук
беседа.
божественной
эллинской речи…»
6
В древних Афинах
1
Виртуальная
экскурсия
7

Проектная работа
«Крылатые слова и

1

Проектная
деятельность.

Виды деятельности

Дата
план

факт

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Обмен впечатлениями от
прочитанных летом книг.
Заполнение анкеты «Портрет
читателя» Работа с
пословицами. Анализ
фрагмента рассказа
С. Романовского.
Рассматривание и анализ
картин
В. Поленова «Московский
дворик» и И. Шишкина
«Корабельная роща» по
технологии «Войти в
картину».
Распутывание и анализ
художественного и научного
текстов Семейная история.

01.09

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

08.09

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

15.09

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

22.09

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

Слушание мифов «Дедал и
Икар», «Сизиф» (в пересказе
для детей, например,
Петникова, Яхнина)
Самостоятельный анализ
мифа.
«Фаэтон». Знакомство с
историей Храма,
посвященного Посейдону и

29.09

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

06.10

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

13.10

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/
9

8

выражения»
Мифы на сцене

1

Творческая
деятельность.

Раздел 3. Два мира волшебной сказки (6 часов)
9
Виды народных
1
Работа с
сказок
аудиозаписью
текста сказки.
10
Учусь анализировать 1
беседа.
сказку
11

Загадочная Баба-яга

1

Разыгрывание
сказок.

12

Двоемирие в
творчестве И.
Билибина
Проектная работа
«Игра-ходилка «Два
мира волшебной
сказки»
Проектная работа
«Игра-ходилка «Два
мира волшебной
сказки»

1

Беседа. Групповое
обсуждение

1

Проект.

1

Проект.

13

14

Афине. Рассматривание
современных изображений.
Анализ мифа.
Восстановление страницы
словаря. Игра «Угадай-ка».
Показ немых картин на
сюжеты мифов и
отгадывание героев.
Слушание сказок: «Как дурак
дверь стерег», «Почему у
сороки длинный хвост»
(ительменская сказка),
фрагмент сказки
«Златовласка» (начало).
Определение принципа
отбора этих текстов (разные
виды сказок) Составление
таблицы.
Анализ фрагмента сказки
«Златовласка» с
последующей проверкой в
классе. Понятие о «своем» и
«чужом» мире волшебной
сказки.
Вспомнить (или зачитать)
сказки с этой героиней.
Выявить ее роль, используя
Мифологический словарь.
Рассматривание акварелей
И. Билибина «Баба яга»,
«Морозко» по технологии
«Образ и мысль». Приметы

20.10

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

27.10

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

10.11

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

17.11

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

24.11

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

01.12

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

08.12

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

10

двоемирия.
Создание настольной игры с
учетом законов волшебной
сказки на подготовленном
поле.
Раздел 4. Родом из фольклора (3 часа)
15
Миры авторской
1
Работа с
сказки
интерактивными
карточками
16
Знаменитые
1
Работа с
художникииллюстрациями.
иллюстраторы
Групповое
обсуждение.
17
Сказки-цепочки
1
Чтение по ролям.

Раздел 5. Его величество Слово (4 часа)
18
Проектная работа
1
Проект
«Чудеса из мира
слов»
19
Проектная работа
1
Проект.
«Чудеса из мира
слов»
20
Художественный
1
Творческая
прием в живописи
мастерская.
21

Увлекательное
литературоведение

1

Виртуальная
экскурсия.

Слушание сказки Д. Родари
15.12
«Тонино-невидимка».
Анализ сказки Д. Биссета
Знакомство с иллюстрациями 22.12
В. Сутеева, Б. Дехтерева, Ю.
Васнецова, В. Чижикова, О.
Васильева, Б. Диодорова.
Инсценировка сказки
29.12
«Репка». Составление схемы
сказки-цепочки. Составление
теста.

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

Восстановление статей,
посвященных приемам
художественной
выразительности Знакомство
с картиной М. Чюрлениса
«Летний день»,
Б. Кустодиева «Шаляпин»
(или Петрова-Водкина
«Большевик») по технологии
«Образ и мысль». Как
художники используют
приемы «олицетворение» и
«гипербола»
Нахождение в тексте
приемов художественной

12.01

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

19.01

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

26.01

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

02.02

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/
https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

11

выразительности.
Раздел 6. Тайны поэтического слова (4 часа)
22
Что может Слово
1
Работа с книжным
текстом
23

Учусь понимать
стихи

1

Групповое
обсуждение

24

Конкурс
выразительного
чтения
стихотворений
«Красота спасет
мир»
В мире живописи

1

Литературная
гостиная: конкурс
стихов

1

Виртуальная
экскурсия.

25

Раздел 7. Рассказ и его герои (4 часа)
26
Дети и родители в
1
рассказе В. Осеевой
«Бабка»
27
В мире живописи.
1
Как смотреть
портрет?
28
Инсценирование
1
рассказов, сказок,
сценок.
29
Инсценирование
1
рассказов, сказок,
сценок.

беседа.
Работа с
интерактивной
картой
Творческая
мастерская.
Творческая
мастерская.

Раздел 8. Загадки разных жанров (5 часов)
30
Учусь определять
1
Беседа.

Слушание стихотворений
Самостоятельный анализ
стихотворения В. Солоухина.
Самостоятельный анализ
стихотворений с
последующим обсуждением
ответов в парах мальчик
+девочка.
Чтение наизусть любимых
стихотворений
Знакомство с картиной М.
Шагала «Прогулка», В.
Пукирева «Неравный брак»
по технологии «Образ и
мысль»

09.02

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

16.02

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

02.03

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

09.03

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

Слушание рассказа В.
Осеевой «Бабка». Обмен
впечатлениями.
Рассказы о своей бабушке.
Знакомство с картиной С.
Брусилова «Бабушка» и В.
Перова «Портрет писателя
Владимира Ивановича Даля»
Подготовка и показ
инсценировок (по выбору
учителя)
Самостоятельный анализ
рассказа.

16.03

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

30.03

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

06.04

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

13.04

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

Учебная ситуация «Наряди

20.04

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya12

жанр
31
32
33
34

Проектная работа
«Карта страны
Литературии»
Проектная работа
«Карта страны
Литературии»
Итоговая работа по
тексту литературного
произведения
В лето – с книгой!

1
1
1
1

дерево». Определение
жанровой принадлежности
Проект.
текстов. Составление карты
«Литературии» Презентация
работ.
Проект.
Самостоятельный анализ
рассказа. Анкетирование.
Мотивация летнего чтения
Работа с печатным (чтение фрагментов,
текстом
рассказы о книгах)
Чтение стихотворения
Работа с
«Книжная колыбельная» Р.
видеоматериалами. Мухи и И. Барской.
Беседа. Игра.

1-4-klassa/
27.04

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

04.05

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

11.05

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

18.05

https://kidrid.ru/tag/audioknigi-dlya1-4-klassa/

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».