МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ школа-интернат №9
УТВЕРЖДЕНА
Директор МАОУ школы-интерната № 9
Пенских О.В.
Приказ № 209-3 от «01» сентября 2025 г.
Рабочая программа
по коррекционно-развивающей области
«Ритмика»
(для обучающихся с 1-4 классы с ОВЗ)
Составитель: Махнева Т.А
учитель
г. Богданович 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» составлена в связи с
введением данного курса в учебный план 1-4 классов коррекции VII вида в
качестве модуля курса физической культуры, на основе Программы
Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской
программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в
соответствии с требованиями Федерального компонента государственного
стандарта начального образования М: «Просвещение» 2011 и программнометодических материалов коррекционноразвивающего обучения начальная
школа 1-4 класс автор Цыпина А.В. М.: Дрофа, 1999. Обучение ритмической
культуре в классах коррекции обусловлено необходимостью коррекционных
отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности обучающихся.
Этот курс способствует совершенствованию двигательных навыков,
пространственной ориентировке и координации обучающихся, улучшает их
осанку, повышает жизненный тонус, что благоприятно сказывается на всей
учебной деятельности детей с задержкой психического развития. С учѐтом этих
особенностей целью программы по ритмике является: формирование и
сохранение правильной осанки ребѐнка; укрепление мышечного корсета
средствами различных танцевальных движений; воспитание культуры движения
с помощью музыкально-ритмических игр, повышение творческой активности и
фантазии учащихся, средствами импровизации движений музыкальноритмического характера; коррекция и развитие психомоторных способностей
обучающихся с задержкой психического развития средствами музыкальной,
двигательной и игровой деятельности, преодоление отклонений в психическом
и физическом развитии учащихся. Задачи программы: Укрепление здоровья
школьников посредством развития физических качеств и повышения
функциональных возможностей организма; Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм,
физическим упражнениям, музыкально-двигательным навыкам (танцы,
импровизации, музыкально –ритмические движения, общеразвивающие
упражнения и т.д.)в Формирование общих представлений о музыкально –
ритмической культуре, еѐ значении, укреплении здоровья, эстетическом и
физическом развитии. Развитие интереса к самостоятельным занятиям
музыкально - ритмическими и физическими упражнениями, подвижными и
музыкально-ролевыми
играми,
танцами,
музицированием.
Обучение
простейшим способам контроля за физической нагрузкой, музыкально –
ритмическими упражнениями, игровой деятельностью, самоорганизованностью.
Базовым результатом образования в области ритмической культуры в классах
коррекции является развитие личностных качеств обучающихся формирование
у них универсальных способностей (компетенций): -умения организовывать
свою деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;-
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать
со сверстниками в достижении цели;
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально –яркой форме
в процессе общения и взаимодействия со сверстниками. Место учебного
предмета в учебном плане. На изучение ритмической культуры выделяется 33 ч.
– 1 кл., 34ч. – 2-4 кл. (по 1ч. в неделю).
Общая характеристика курса.
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой
программе в конструкции музыкальн –двигательной деятельности с выделением
соответствующих
учебных
разделов:
1)«Ритмико-гимнастические
и
общеразвивающие упражнения», 2)«Музыкально–ритмические упражнения (с
детскими музыкальными звучащими инструментами)», 3)«Импровизация
движений на музыкальные темы, игры под музыку», 4) «Народные пляски и
современные танцы». На каждом уроке осуществляется работа по всем четырѐм
разделам программы. Однако в зависимости от целей и задач каждого
конкретного урока учитель может отводить накаждый раздел различное
количество
времени
(по
собственному
усмотрению).
1.Ритмико–
гимнастические(в дальнейшемРГУ)и общеукрепляющие упражнения(ОРУ)
проводятся обычно в начале урока, являясь организующим моментом. Они
включают гимнастическую ходьбу, бег, поскоки с хлопками и без них,
танцевальные шаги,переноску предметов. Сюда входят упражнения на
укрепление мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища,
специальные упражнения для выработки осанки, исправления таких
недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т.д. В этот же раздел
входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и
статической координации. К ним относятся шаги и прыжки (ч/з обруч,
скакалку), бег между предметами, повороты на пальцах. Статические
упражнения можно выполнять с закрытыми глазами, стоя на двух или на одной
ноге, можно использовать в заключительной фазе урока, т.к. они способствуют
успокоению. В этих упражнениях развивается способность управлять телом,
ориентироваться в пространстве, добиваться поставленного результата.
Упражнения используются в порядке усложнения и строятся на чередовании
различных музыкальных сигналов: (громкого и тихого звучания; чередования
темпа (быстрого и медленного); различного по высоте звучания (движение в
противоположных направлениях) и т.п. В таких упражнениях развивается
быстрота реакции, совершенствуются способности дифференцировок,
воспитывается наблюдательность и внимание.
2. Музыкально–ритмические упражнения с детскими музыкальными
звучащими инструментами (в дальнейшем МРУ).В этом разделе работы
используются детские музыкальные инструменты –ложки, погремушки, бубны,
трещотки, треугольники и т.д. Большинство упражнений со звучащими
инструментами проводятся под счѐт. Вначале дети знакомятся с каждым
инструментом в отдельности и его возможностями, учатся обращению с
инструментами. Они упражняются в реакции на музыку (совместное начало и
окончание звучания, передача динамических оттенков, чередование
длительности звучания и пауз, чередование темпов и т.д.). Такие упражнения
неоднократно повторяются, их сложность постепенно нарастает, навыки
обращения
с
инструментом
и
чувство
ритма
постепенно
развиваются.Упражнения на детских музыкальных инструментах чрезвычайно
полезны для развития чувства ритма, повышают внимание детей, скорость
реакции, развивают способность дифференцировок на слух. По мере овладения
инструментами становится возможным их комбинированное использование,
создание ансамбля и оркестра. В упражнениях со звучащими инструментами
дети активно приобщаются к искусству, учатся выражать себя в нѐм, участвуют
в совместном исполнении произведений. Это является мощным средством
эстетического воспитания школьникови формирования способности активной
творческой совместной деятельности. Совместное музицирование повышает
внимание учащихся и чувство ответственности перед товарищами за своѐ
участие в общем исполнении. 3. Импровизация движений на музыкальные темы
и игры. В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие
движения подражательного характера, либо раскрывающие содержание
музыкальной пьесы или песни. Подобные упражнения повышают творческую
активность и фантазию, побуждают учащихся включаться в коллективную
деятельность, прилагать совместные усилия к решению задачи и доставляют им
особую радость. В этих упражнениях преодолевается скованность учащихся,
повышается способность приспосабливать свои действия к имеющимся
условиям и ситуациям, возрастает осознание ответственности за свои действия
перед остальными учениками. Постепенно с годами дети приобретают
способность к сценическому действию под музыку. В подвижных и ролевых
играх учащиеся получают возможность проявить свои творческие способности (
перевоплощение в героев игры, сценическое движение, импровизация и т.д.).
4.Народные пляски и современные танцы. Особенно полезны народные пляски
и танцы, так как приобщают детей к народной культуре, заражают их
оптимизмом, создают положительные эмоции. Все народные танцы
предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки
общения. Работа в этом разделе всегда порождает радость детей, помогает
развитию у них эстетического чувства, способствует формированию
коллективистских начал во взаимоотношениях, повышает культуру поведения.
В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы,
сюжетные танцы. Овладевая танцевальными движениями, воспроизводя их,
дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального
произведения, передавать пластикой их содержание, точно начинать и
заканчивать движение. Вместе с двигательными навыками учащиеся усваивают
специальные термины: шаг польки, переменный шаг, шаг галопа, приставной
шаг и др. Подготовка к работе по этому разделу может проводиться в любой
части урока, когда в занятие включаются и отрабатываются отдельные
танцевальные движения. Разученные на уроке танцы могут быть использованы
во внеурочной деятельности школьников. Занятия по ритмике тесно связаны с
обучением на уроках физкультуры и музыки. При этом принципиально важным
является положение о том, что формирование и отработка основных
двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и
умениями, осуществляются при занятиях физкультурой и музыкой. На уроках
ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений
и способов действия в специфической форме музыкально –ритмической
деятельности. Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и трудолюбие и
упорство в достижении цели; Оказание помощи сверстникам, нахождение с
ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
Характеристика явления (действий, поступков), их объективная оценка на
основе освоенных знаний и опыта; Обнаружение ошибок при выполнении
задания, отбор способов их исправления. Общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и
толерантности; Организация самостоятельной деятельности с учѐтом
требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования; Анализ и
объективная оценка результатов собственного труда; Видение красоты
движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях
человека; Оценка красоты осанки и телосложения, сравнение их с эталонным
образцом; Управление эмоциями при общении со сверстниками, сдержанность,
рассудительность; технически правильное выполнение действий.
Предметные результаты:
планирование занятий ритмическими упражнениями в досуговой
деятельности, при организации отдыха; оказание помощи и моральной
поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; организация и
проведение подвижных, музыкальных и ролевых игр и элементов танцев;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения музыкально –
подвижных игр; организации музыкально –исполнительской и танцевальной
деятельности; выполнение танцевальных, ритмико-гимнастических и
музыкально –исполнительских действий на высоком уровне. Характеристика
явления (действий, поступков), их объективная оценка на основе освоенных
знаний и опыта; Обнаружение ошибок при выполнении задания, отбор способов
их исправления. Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; Организация
самостоятельной деятельности с учѐтом требований еѐ безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования; Анализ и объективная оценка
результатов собственного труда; Видение красоты движений, выделение и
обоснование эстетических признаков в движениях человека; Оценка красоты
осанки и телосложения, сравнение их с эталонным образцом; Управление
эмоциями при общении со сверстниками, сдержанность, рассудительность;
технически правильное выполнение действий.
Предметные результаты: планирование занятий ритмическими
упражнениями в досуговой деятельности, при организации отдыха; оказание
помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных
заданий, доброжелательное отношение при объяснении ошибок и способов их
устранения; организация и проведение подвижных, музыкальных и ролевых игр
и элементов танцев; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения
музыкально –подвижных игр; организации музыкально –исполнительской и
танцевальной
деятельности;
выполнение
танцевальных,
ритмикогимнастических и музыкально –исполнительских действий на высоком уровне.
Основные требования к результатам обучения по предмету
«Ритмика» к концу 1 класса
Учащиеся должны знать: -термины: громко –тихо, быстро –медленно,
характер музыки (бодрый, весѐлый, печальный,грустный); -темп музыки и
движения
(быстро,
медленно,
неторопливо);
-названия
простых
общеразвивающих упражнений; -названия простых танцевальных шагов
(мягкий, приставной, на полупальцах, галоп). Должны уметь: -выполнять
основные движения и общеразвивающие упражнения с предметами и без них
под музыку на 2/4 и 4/4; -слышать изменения звучания музыки и передавать их
изменением движения; -повторить на звучащем инструменте простейший
ритмический рисунок; -выполнять простейшие подражательные движения; участвовать в 3-4 плясках.
К концу 2 класса учащиеся знать: -термины, определяющие характер
музыки (5-6 терминов); -термины, связанные с различными перестроениями; названия различных танцевальных шагов (5-6 названий).
Должны уметь:
-начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием
музыкальной фразы; -обращаться с 3-4 звучащими инструментами в
отдельности; -передавать движением или на инструменте сильную и слабые
доли такта; -свободно двигаться под музыку различного характера; -участвовать
в 3-4 плясках.
К концу 3 класса учащиеся должны знать: -термины: двухдольный и
трѐхдольный размер; -ансамбль, оркестр, отсроченное движение (канон); названия новых элементов танца и танцевальных шагов;
Должны уметь:
-использовать поочерѐдно несколько звучащих инструментов в
произведении;
-подбирать самостоятельно свободные движения под музыку различного
характера;
-согласовывать звучание инструментов в ансамбле;
-участвовать в исполнении разученных плясок и танцев.
-отмечать хлопками и другими движениями сильные доли такта;
-ритмично и чѐтко выполнять гимнастические упражнения с предметами
и без них под музыку на ¾ и при чередовании размеров в произведении;
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
-все изученные термины и названия;
Должны уметь: -выполнять любые гимнастические упражнения с
предметами и без них под музыку различного характера и темпа; -отражать
изменением движения любые изменения в характере, темпе, метроритме,
регистре звучания музыки; -передавать на различных звучащих инструментах
ритмический рисунок любых знакомых песен, музыкальных пьес; -участвовать
в инсценировке песен, в сценических изображениях музыкальных сказок; участвовать в различных композициях движений из разученных плясок и
танцев.
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№
п/п
Дата
Тема
1.
Ходьба и бег.
2.
Ходьба и бег.
3.
Наклон и поворот туловища.
4.
Наклон и поворот туловища.«Как следует питаться».
5.
Смена позиций рук.
6.
Смена позиций рук.
7.
Упр.для пальцев рук на муз. инструменте.
8.
Отстукивание простых ритм. рисунков.
9
Отстукивание простых ритм. рисунков.
10
Отстукивание простых ритм. рисунков.
11
Ходьба с высоким поднимание ног.
12.
Ходьба с высоким подниманием ног.
13.
Круговые движения рук.
14
Круговые движения рук.
15
Подпрыгивание на двух ногах.
16.
Подпрыгивание на двух ногах.
17.
Перестроение в круг из шеренги.
18
Перестроение в круг из шеренги.
19
Выставление ноги на носок и пятку.
20
Выставление ноги на носок и пятку.
21
Различные движения рук.
22
Различные движения рук.
23.
Музыкальные игры с движениями. Питание – необходимое
условие для жизни человека.
24
Музыкальные игры с движениями.
25.
Выполнение движений с предметами.
26
Выполнение движений с предметами.
27
Смена позиций рук.
25
Смена позиций рук.
29
Упр. для пальцев рук на металлофоне.
30
Упр. для пальцев рук на металлофоне.
31
Хоровод, пляска с притопом.
32
Хоровод, пляска с притопом.
33
Хоровод, пляска с притопом.
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№
п/ п
Дата
Тема
1.
Вводное занятие.
2.
Построение в колонну, в круг.
3.
Построение в колонну, в круг
4.
Построение в колонну в круг, ходьба под музыку.
5.
Танец с предметами.
6.
Общеразвивающие упражнения. Питание – необходимое условие для
жизни человека.
7.
Танец с предметами.
8.
Танец с предметами.
9.
Обобщающий урок.
10.
Высокий шаг по кругу.
11.
Высокий шаг по кругу.
12.
Музыкальная игра с предметами.
13.
Повороты туловища с передачей предметов.
14.
Выставление ног на носок и пятку.
15.
Элементы русской пляски
16.
Обобщающий урок
17.
Движение в парах.
18.
Движение в парах
19.
Бег в парах.
20.
Кружение с продвижением.
21.
Кружение с продвижением.
22.
Игры с пением.
23.
Игры с пением
24.
Плясовые движения.
25.
Обобщающий урок.
26.
Общеразвивающие упражнения
27
Плясовые движения.
28.
Плясовые движения.
29.
Плясовые движения.
30.
Поскоки с ноги на ногу
31.
Шаг с притопом.
32.
Хоровод, пляска с притопом.
33.
Игры с пением.
34.
Обобщающий урок.
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№
п/ п
Дата
Тема
1.
Вводное занятие.
2.
Приветствие. Бодрый шаг (марш).
3.
Упражнения на ориентировку в пространстве. Танцевальные
упражнения
4.
Неторопливый танцевальный бег
5.
Приставные шаги влево, вправо.
Игра «Будь ловким».
6.
Выполнение во время ходьбы несложных заданий с предметами:
обегать их, собирать, передавать друг другу.
7.
Приставные шаги влево, вправо.
8.
Шаг с притопом на месте и с продвижением вперед. Варианты
притопов в игровом взаимодействии партнеров.
9.
Обобщающий урок. Вредные продукты - плохое здоровье.
10.
Переход в танце по кругу с речетивом переменным шагом.
11.
Танцевальная композиция:
«Здравствуй-это я!».
12.
Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей.
Поднимание на носках и полуприседание.
13.
Подвижные игры: «Волшебные фигуры», «Найди себе пару»,
«Горелки» «Будь ловким».
14.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
15.
Исполнение ритмических рисунков на бубне и барабане двумя
палочками одновременно.
16.
Обобщающий урок. Правильное питание – необходимое условие для
жизни человека.
17.
Танец «Чебурашка».
18.
Танец «Чебурашка».
19.
Упражнения, направленные на развития моторики мелких мышц
кисти.
20.
Подвижная игра: «Чей кружок соберется быстрее».
21.
Подвижные игры: «Горелки», «Найди себе пару», «Кто скорей возьмет
игрушку: флажок».
22.
Инсценирование русской народной прибаутки: «Ворон».
23.
Игры с пением и речевым сопровождением
24.
Похлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
25.
Обобщающий урок. Здоровая пища для всей семьи.
26.
Музыкальные игры с предметами.
27
Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону.
28.
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы
с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким
шагом, на пятках, держа ровно спину.
29.
Простые и перекрёстные хлопки в парах.
30.
Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения
народных танцев.
31.
Танец «Лошадки».
32.
Элементы русской пляски: присядка и полуприсядка на месте и с
продвижением вперед.
33.
Игры с пением.
34.
Обобщающий урок. Нормы, традиции и обычаи общества.
Календарно – тематическое планирование 4- класс
№
п/ п
1.
Дата
Тема
Вводное занятие.
2.
Упражнения на ориентировку в пространстве. Танцевальные
упражнения.
3.
Упражнения на ориентировку в пространстве. Танцевальные
упражнения.
4.
Неторопливый танцевальный бег
5.
Приставные шаги влево, вправо.
Игра «Будь ловким».
6.
Выполнение во время ходьбы несложных заданий с предметами:
обегать их, собирать, передавать друг другу.
7.
Приставные шаги влево, вправо.
8.
Шаг с притопом на месте и с продвижением вперед. Варианты
притопов в игровом взаимодействии партнеров.
9.
Обобщающий урок. Питание – необходимое условие для жизни
человека.
10.
Переход в танце по кругу с речетивом переменным шагом.
11.
Танцевальная композиция:
«Здравствуй-это я!».
12.
Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей.
Поднимание на носках и полуприседание.
13.
Подвижные игры: «Волшебные фигуры», «Найди себе пару»,
«Горелки» «Будь ловким».
14.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
15.
Исполнение ритмических рисунков на бубне и барабане двумя
палочками одновременно.
16.
Обобщающий урок. Вредные продукты - плохое здоровье.
17.
Танец «Чебурашка».
18.
Танец «Чебурашка».
19.
Упражнения, направленные на развития моторики мелких мышц
кисти.
20.
Подвижная игра: «Чей кружок соберется быстрее».
21.
Подвижные игры: «Горелки», «Найди себе пару», «Кто скорей
возьмет игрушку: флажок».
22.
Инсценирование русской народной прибаутки: «Ворон».
23.
Игры с пением и речевым сопровождением
24.
Похлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
25.
Обобщающий урок. Здоровая пища для всей семьи.
26.
Музыкальные игры с предметами.
27
Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону.
28.
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование
ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и
мелким шагом, на пятках, держа ровно спину.
29.
Простые и перекрёстные хлопки в парах.
30.
Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения
народных танцев.
31.
Танец «Лошадки».
32.
Элементы русской пляски: присядка и полуприсядка на месте и с
продвижением вперед.
33.
Игры с пением.
34.
Обобщающий урок. Нормы, традиции и обычаи общества.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Методический комплект для учителя
1. Бекина С.И, Ломова Т.П, Соковнина Е.Н. «Музыка и движение (Упражнения, игры и
пляски для детей 6 -7 лет) Москва. Просвещение 1984 г.
2. Буцкиев Л. Подвижные игры под музыку, 1987 г
3. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль. Академия развития, 2006 г.
4.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. Творческий центр «Сфера».Москва 2005 г,
М. А. Косицина, И. Г. Бородина «Коррекционная ритмика», Москва 2005 г.
5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.под.
ред. Медведевой. Е. А. Москва 2002 г.
6. Пожиленко. Е. А. Артикуляционная гимнастика. Санкт – Петербург 2006 г.
7. Полевая Н. В, Перминова Л. В. Комплекс коррекционно – музыкальных занятий «Дружная
семейка». Санкт – Петербург. Детство – пресс.2010 г.
8. Чистякова. М. И. Психогимнастика. Москва, 1995 г.
Информационные коммуникативные средства
Кридская. Е.Д. Музыка 1-4 класс. Электронный ресурс.
Видеокурс «Гимнастика для детей».
Музыкальные записи произведений композиторов, звучание оркестра.
Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Телевизор.
Ноутбук.
Оборудование: детские музыкальные инструменты барабаны, бубны, маракасы, деревянные
ложки, металлофоны, маски, музыкальные игрушки.
Интернет ресурсы: Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «Музыка». –
Режим доступа: http//www.sohool-col-collection.edu.ru/. Учитель.ru (http//teacher.fio.ru).