МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ школа-интернат № 9
УТВЕРЖДЕНА
Директор МАОУ школы-интерната № 9
Пенских О.В.
Приказ № 209-3 от «01» сентября 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Тропинка в профессию»
5 класс
2025 г
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 класса в
соответствии с требованиями ФГОС.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность,
познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная
и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал
свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с
ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная
составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» обеспечивает знакомство с
разнообразием профессий на уровне начального общего образования, обеспечивает условия для
исследования способностей обучающихся применительно к рассматриваемой профессии, расширяет
представления учащихся о социо-культурных особенностях и значении для общества профессий человека.
Направление программы внеурочной деятельности: социальное-педагогичекое. Программа кружка
рассчитана на 1 год обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только
изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков
самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся планировать самостоятельную
работу над выбранной темой, оформлять творческие работы.
Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс
предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень
вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно.
Обучение направлено на активную учебную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями
детей данного возраста 10-11лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам;
желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная
возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность актуальность
курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой
кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных
впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
1.
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
2.
развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших
школьников;
3.
содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо
профессией;
4.
формировать положительное отношение к труду и людям труда.
При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для развития у
обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей,
формирования учебной деятельности.
В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы
обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты,
в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и
ролевые игры, учебные диалоги,
драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и
сотрудничество с социумом, с родителями обучающихся, обеспечивающие
непосредственное взаимодействие ребенка с людьми разных профессий. Занятия могут проводиться
не только в классе, но и в библиотеке, на предприятиях и
организациях города, поселка и т. д. Используются ЦОР для проведения видеоуроков,
интерактивных экскурсий, получения новой информации. Тематика мероприятий
направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных
профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями
младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире
профессий, а также
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена
таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать
различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную.
Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
В ходе реализации программы учащиеся
Должны знать/понимать:
•
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
•
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
•
поведенческие
навыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
•
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
•
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
•
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
•
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Должны уметь:
•
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
•
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
•
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
•
Слушать и понимать речь других.
•
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
•
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
•
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении
представлены варианты проведения уроков).
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии,
определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих
способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но
недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна
помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности,
которые необходимы для данной профессии.
Формы контроля
•
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
•
По итогам курса обучающиеся выполняют проектную работу — по теме по выбору: «Кем
и каким я хочу стать». «Какие бывают профессии», «Профессии, без которых не обойтись», «Служить
Родине – профессия», «От увлечения к
профессии».
Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
•
вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и
закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме выполнения практических
занятий;
•
текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на закрепление
знаний изучаемой темы;
•
тематический контроль по завершению изучения раздела программы проводится
в форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных работ;
•
итоговый контроль по окончании изучения всей темы.
Реализация
партнёрство:
1.
программы
внеурочной
деятельности
подразумевает
социальное
проведение совместных мероприятий профориентационной направленности с детской
библиотекой.
взаимодействие с организациями города и поселка с целью проведения экскурсий;
профориентационные акции и встречи с работниками, служащими, ветеранами труда,
студентами, волонтерами.
2.
3.
Тематическое планирование. Содержание программы.
№ п/п
Название
темы
Ко лво
ча со Основное содержание темы, термины и
в
понятия
Формы
организации
учебных Основные виды
занятий,
учебной
Методы, деятельности
средства,
используем ые
на уроке.
Ведение в курс
Введение в
мир
профессий
познавательная
деятельность;
обучение
проблемноценностной
дискуссии;
Понятия: труд, профессия, ремесла,
отбор и
плотник, столяр, профессия – работа,
Фронтальная сравнение
мастер своего дела.
беседа.
материала по
Рассмотреть следующий материал:
Проблемная нескольким
Откуда взялись ремесла. Почему человек ситуация.
источникам;
трудится? Что человек может сделать
Дискуссия.
работа с
своими руками, а что доверить мастеру? Презентация дополнительн
Может ли человек обеспечить себя всем Поисковый
ой
необходимым сам?
метод.
литературой;
Специализация труда.
анализ
2 Какие профессии ты знаешь?
проблемных
Зачем нужны заводы, фабрики,
ситуаций.
комбинаты? Почему нужна специальная
Преобразован
организация труда?
ие личного
Произведение Дж. Родари «Чем пахнут
опыта и
ремесла?»
имеющихся
Произведение В. Маяковского «Кем
знаний в
быть?».
информацион
ный
материал,
оформление,
подтвержден
ие.
Из
истории
професси й
2
Проблемная ситуация: почему исчезают
профессии?
Забытые профессии: глашатаи, тапер,
шарманщик, продавец пиявок, водонос,
развозчик льда, машинистка,
телефонистка, извозчик и мн.др.
О профессиях , которые устарели,
утратили свою необходимость.
Фронтальна я
беседа.
Поисковая
работа в
группах.
Викторинасоревновани е
в группах.
Инструкция
для
подготовки
минипроекта в
группах,
разработка
опорного
обучение
проблемноценностной
дискуссии;
Просмотр и
обсуждение
учебных
фильмов,
презентаций,
роликов.
Поиск
информации в
интернете,
справочниках
, доп.
литературе.
плана,
требова
ния к
оформлени ю
Разнообразие мира профессий
Экскур
.
Меди
цинск
3
ие
профе
ссии.
У истоков медицины, или Клятва
Гиппократа.
Люди в белых халатах.
Разнообразие медицинских
специальностей.
Больница, поликлиника, ФАП,
станция
4
скорой помощи, аптека.
Спец машины, спец техника.
Почему в медицине нужен инженер?
Главные помощники врача:
медицинская сестра, лаборант,
санитар. Профессия фармацевт.
Где можно получить такую
профессию?
Инструк
сия
ция для
Викторина.
подготов
Игра.
ки миниИнстру проекта в
кция для
группах,
подгото
разработ
вки миника опорного
проекта плана,
в группах,
требован
разрабо ия к
тка опорного оформлению
плана,
требова
ния к
Собират
оформлени ю. ь и оформлять
Интерв информацию.
ью у
Учебный
родителей,
проект. Сбор и
родственник анализ
ов,
информа
знаком ции.
Учимся
ых, связанных брать интервью.
с этой
профес
сией.
Профе
ссии
4
сельской
местн
ости.
Профе
ссии
5
,
связанные с
природой
Работа
в группах
Экскурсия
Встречи
Викторина
с людьми
Профессия фермер. Профессия
Игра.
разных
агроном.
Проект.
професс
Профессии животновод, пчеловод, Интервью у ий Собирать и
ветеринар.
4
родителей,
оформлять
Профессия милиоратор.
родственник
информа
Специальная техника в профессии. ов,
цию. Учимся
Где можно получить такую
знаком брать интервью
профессию?
ых, связанных и оформлять
с этой
материал
профес .
сией.
Оформление
.
Лесничество. Зоологи. Орнитологи.
Работа
Встречи
Геологи.
2
Биологи. Другие.
в группах
с людьми
Экскурсия
разных
Виктор
професс
ина
ий
Игра.
Проект.
Интерв
ью у
родителей,
родственник
ов,
знаком
ых, связанных
с этой
профес
сией.
Оформление
.
Мир
юриди
ческ
6
их
профе
ссий.
Профессии адвокат, прокурор.
Профессии
4
юрист, нотариус.
Где можно получить такую
профессию?
Собират
ь и оформлять
информацию.
Учимся брать
интервью и
оформлять
материал
.
Поисков
Работа ая работа с
в текстом.
группах
Собират
Экскур ь и оформлять
сия Викторина информацию.
Круглый стол. Учимся брать
Презент интервью и
ация
оформлять
материал
.
Социа
льны
7
е
профе
ссии
Творч
ески е
8
профе
ссии.
Встречи
с людьми
Работа
разных
Профессии: воспитатель, учитель,
в
професс
4
тренер, психолог, социальный
группах
ий Собирать и
педагог, логопед, журналист.
Экскур оформлять
Где можно получить такую
сия Викторина
информа
профессию?
Круглый стол. цию. Учимся
Презент брать интервью
ация
и оформлять
материал
.
Поиск
информа
ции в
Интернете,
справочниках
Профессии: художник, поэт,
Работа
,
дизайнер, флорист
в группах.
доп.лите
Профессии: композитор, музыкант, Экскурсия
рату ре.
актер.
4
режиссер.
Викторина.
Учимся
Где можно получить такую
Фотоко собирать
профессию?
ллаж
информа
.
цию
и
оформлять
результат.
Интервь
юу
представител ей
професс
ии.
Поиск
информа
Кто
9
наход
ится на
службе.
ции в
Интернете,
справочниках
Профессии, которые обеспечивают
Работа
,
порядок, безопасность, защиту населения в группах.
доп.лите
(военные, полиция, пожарные, МЧС Возможна
рату ре.
служба).
3
экскурсия
Учимся
Специальная техника (связанные с Викторина.
собирать
ней профессии).
Фотоколлаж
информа
Где можно получить такую
.
цию
и
профессию?
оформлять
результат.
Интервь
юу
представител ей
професс
ии.
обучени
е
проблем
Работа но- ценностной
Летчик,
водитель
транспорта, в группах.
дискуссии;
водитель пассажирского транспорта,
Решени
Просмот
машинист, капитан морского суда и др. е
р и обсуждение
2
Произведения
художественной
пробле учебных
литературы на тему.
мной
фильмов,
Где можно получить такую ситуации.
презента
профессию?
Фотоко ций, роликов.
ллаж
Учимся
.
собирать
Ролевая
информа
познаватель цию
и
ная игра.
оформлять
результат.
Решени
Просмот
Почему возникла сфера услуг? е
р и обсуждение
Почему говорят «золотые руки»?
пробле учебных
Профессии: парикмахер, продавец, мной ситуации фильмов,
мастер по ремонту (авто, бытовой техники Играпрезента
и т.д.), другие профессии этой сферы.
инсцен ций, роликов.
Пословицы и поговорки на тему иров ка.
Учимся
труда,
2
мастерство, трудолюбие.
Фотоко собирать
Где можно получить такую ллаж и.
информа
профессию?
Интерв цию
и
ью
с оформлять
представите результат
лями
(проект).
профес
сии, запись
видео.
Возможна
экскурсия.
Профе
ссии
1
,
связанные с
техникой и
транс
порто м.
0
Профе
ссии
1
сферы
услуг
1
Итоговые занятия
Прое
Представление мини-проектов.
Выступление
2
учащихся.
Выставка коллажей.
Создание папки «Ярмарка
профессий».
1 ктны е
выст
упле ния
2
Урок
1
3
1
Викторина «Мир профессий»
викт
орин а
ИТО
ГО
3
4
Поурочное планирование
Формир
Презента
ован ие
ция проектов.
умения
Выставк
публичного
а.
выступлени
я.
Виктор
Командн
ина.
ая работа
Работа
в командах.
№
урока в/д
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Название темы
Раздел 1. Введение в курс
Введение в мир профессий
Формы организации
занятия внеурочной
деятельности
Урок-дискуссия.
Проблемно-поисковая
ситуация.
Введение в мир профессий
Урок-игра.
Из истории профессий
Проблемнопознавательный урок.
Из истории профессий
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Раздел 2. Разнообразие мира профессий
Медицинские профессии
Проблемноценностная дискуссия с
участием внешних
экспертов
Медицинские профессии
Урок-экскурсия
Медицинские профессии
Урок-игра
Медицинские профессии
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Профессии сельской местности
Проблемноценностная дискуссия с
участием
внешних экспертов
Профессии сельской местности
Урок-экскурсия
Профессии сельской местности
КТД (коллективнотворческое дело)
Профессии сельской местности
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Профессии, связанные с природой
Проблемноценностная дискуссия
14
Профессии, связанные с природой
15
Мир юридических профессий
16
17
Мир юридических профессий
Мир юридических профессий
18
Мир юридических профессий
19
Социальные профессии
20
Социальные профессии
21
Социальные профессии
22
23
Социальные профессии
Творческие профессии
24
25
26
Творческие профессии
Творческие профессии
Кто находится на службе
27
Кто находится на службе
28
29
Кто находится на службе
Профессии, связанные с техникой
30
31
32
33
Профессии, связанные с техникой
Раздел 3. Итоговые занятия
Проектные выступления
Проектные выступления
Проектные выступления
34
Урок-викторина
Всего 34 ч.
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Проблемноценностная дискуссия с
участием внешних
экспертов
Урок-экскурсия
Сюжетноролевая
продуктивная игра
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Проблемнопознавательный урок
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Урок-экскурсия
Проблемнопознавательный урок
Урок-экскурсия
Урок-игра
Проблемнопознавательный урок
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Урок-экскурсия
Проблемнопознавательный урок
Урок-экскурсия
Урок-конференция
Урок-конференция
Урок-конференция
интеллектуальный
марафон
Командная работа.
Подведение итогов