Положение о библиотеке

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Общеобразовательная школа - интернат №9 среднего общего образования"
Рассмотрено на педагогическом совете
МАОУ школы-интерната № 9
Протокол № 4 от
11 января 2016 года

Утверждаю:
Директор школы-интерната № 9
Пенских О.В.
Приказ №1-1 от 13января 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ
о библиотеке муниципального автономного общеобразовательного учреждения
"Общеобразовательная школа - интернат № 9
среднего общего образования"
I. Общие положения
1. Библиотека является структурным подразделением муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Общеобразовательная школа интернат №9 среднего общего образования" (далее – школа-интернат), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
2. Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в уставе
школы-интерната.
3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы-интерната: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация
к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных программ.
4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями
Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом школыинтерната, положением о библиотеке, утвержденным директором школыинтерната.
5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке
и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором
школы-интерната.
6. Школа-интернат несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно-гигиеническими требованиями.

II. Основные задачи
8. Основными задачами школьной библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным
ценностям
посредством
использования
библиотечноинформационных ресурсов школы-интерната на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); электронном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
9. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы-интерната:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, планы
чтения, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;

• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы-интерната по
вопросам управления образовательным процессом;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
10. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный
зал (совмещённые), отдел учебников.
11. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы-интерната, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
12. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа-интернат
обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
13. Школа-интернат создает условия для сохранности оборудования и имущества библиотеки.
14. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы-интерната
в соответствии с уставом школы-интерната.

15. Режим работы школьной библиотеки определяется педагогомбиблиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка школыинтерната.
V. Управление. Штаты
16. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы-интерната.
17. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы-интерната.
18. Руководство школьной библиотекой осуществляет педагог-библиотекарь,
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы-интерната, обучающимися, их родителями (иными
законными представителями) за организацию и результаты деятельности
школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и
уставом школы-интерната.
19. Педагог-библиотекарь назначается директором школы-интерната, может
являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
20. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет директору школыинтерната на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на
основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с
использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в
библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
в) планово-отчетную документацию;
г) технологическую документацию.
21. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется
уставом школы-интерната.
22. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённую
документами об образовании и (или) квалификации.
23. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и
школыинтерната регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
24. Педагог-библиотекарь имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы-интерната
и положении о школьной библиотеке;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы-интерната, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
25. Педагог-библиотекарь обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы-интерната, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий
пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы-интерната;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
26. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;
д ) продлевать срок пользования документами;
е) получать справочно-библиографическое обслуживание на основе фонда
библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школыинтерната.

27. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.
28. Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному
составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников
школы-интерната - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных
представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
29. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
30. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
31. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится
в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».