РП Шашки и шахматы 1-4 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа – интернат № 9 среднего общего образования»
Согласовано
Зам. Директора по В.Р.
Афанасьева Е. И.

Утверждено на заседании педагогического
совета
Протокол №
от
2021г.
Введено в действие
Приказ №
от
2021г.
Директор школы:
О.В. Пенских

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

« Шашки и шахматы»
Возраст учащихся 7-11 лет
Срок реализации 1 год

Составитель:
Дышаева Валентина Анатольевна
Первая квалификационная категория

Богданович 2021г

Пояснительная записка
В современном обществе целью развития младших школьников
является всесторонне гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид
деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Тем ни
менее, настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за
которыми дети готовы просиживать часами, но компьютер не заменит
непосредственного живого общения. Шашки и шахматы в начальной
школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением. Обучение игре с самого раннего возраста помогает многим
детям не отставать в развитии от своих сверстников.
Шашки и шахматы - замечательный повод для общения людей,
способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских
отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации
являются слова «Все мы одна семья». Шашечное и шахматное творчество
научит детей использовать свою смекалку и в других областях
человеческой деятельности, научить думать.
Нормативно-правовая база программы
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Шашки и
шахматы» разработана с учетом
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (с изменениями и дополнениями);
3.
Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении
Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
4. Письма Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года №
09 - 1672 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального стандарта общего образования»;
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях";
6. Методических рекомендаций по профилактике травматизма на
занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных
организациях Российской Федерации (Письмо Департамента
1.

2

7.

8.

9.

10.

государственной политики в сфере общего образования от 27.11.2015
№ 08-2228)
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 27.09.2010 № 966/1009«0б утверждении Порядка проведения
Всероссийских
спортивных
соревнований
школьников
«Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских
спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»;
Основной
образовательной
программы начального общего
образования МАОУ школы-интерната № 9;
Положения о рабочей программе учебных курсов и внеурочной
деятельности в МАОУ школе-интернате № 9;
Устава МАОУ школы-интерната № 9

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шашки и шахматы»
составлена на основе требований ФГОС НОО,
Цель
программы:
развитие
личности
обучающегося,
совершенствование его интеллектуального потенциала,
социальной
адаптации через занятия шашками и шахматами.
Задачи
Обучающие:
- ознакомление с историей шашек и шахмат;
- обучение основам шашечной и шахматной игр;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной игр;
- обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Воспитательные:
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,
внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
Условия
реализации
программы:
образовательная
программа
дополнительного образования детей «Шашки и шахматы»
предназначена для обучения детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Для обучения принимаются все желающие, интересующиеся игрой в шашки
и шахматы.
Для реализации программы необходимы:
- шашки и шахматы;
- шахматная доска;

3

- компьютер;
- мультимедиа система;
- таблицы, схемы, фотографии, видеофильмы.
Сроки реализации: один год.
Режим занятий: 1 год обучения – 135 часов, 1 раза в неделю по 1 часу.
33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 - 4 классах,
Формы проведения учебных
групповые, индивидуальные

занятий:

групповые,

индивидуально-

Методы обучения: беседа, встреча, игра, круглый стол, мастер-класс,
практическое занятие.
Планируемые результаты освоения программы «Шашки и шахматы»
Личностные:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;

4

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
Знать шахматные и шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые,
чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигур ы перед игрой.
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и
её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение»,
превращение пешки.
Освоив программу «Шашки и шахматы», учащиеся станут готовы к
соревнованиям, турнирам районного уровня.
Система оценивания планируемых результатов освоения программы
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня освоения
программного материала, степень сформированности умений осваивать
новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост
личностного и социального развития ребёнка. Предлагаемые методы
педагогического контроля и наблюдения позволят контролировать и
корректировать работу по программе учебного занятия на всём протяжении
ее реализации. Это даст возможность отслеживать динамику роста учебных
достижений обучающихся, позволит, строить для каждого ребенка его
индивидуальную траекторию развития. На основе полученной информации
педагог может (и должен!) вносить соответствующие коррективы в учебный
процесс. Контроль используется для оценки уровня (степени) достижения
цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности деятельности
по достижению планируемых образовательных результатов осуществляется
при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов,
фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные
испытания могут проводиться в соревновательной обстановке.
Виды контроля:
-текущий контроль (оценка уровня/степени освоения изучаемого материала)

5

осуществляется педагогом в форме наблюдения;
-промежуточный
контроль
может
проводиться
один
раз
в
четверть/полугодие, в конце учебного года в форме тестирования,
выполнения заданий по определению уровня освоенных навыков, а также
письменного опроса для определения объема освоенных теоретических
знаний;
-итоговый контроль проводится в конце изучения программы «Шашки и
шахматы» с целью определения уровня/степени освоения планируемых
образовательных результатов.
Учебный план
1 год (33 часа)
№
п/
п
1
2

3

Название раздела, темы

Количество часов

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Знакомство
История возникновения и развитие
шашек в России.
Различные виды шашек древние и
современные.
Правила игры.
Правила игры в шашки
Расположение доски, расстановка
шашек.
Ходы простых шашек
Правило «Тронул- ходи»

Практика

Формы
аттестации,
контроля

Всего

Теория

1

1

3

2

1

Опрос
педагогическо
е наблюдение

7

2

5

Опрос,
тестирование,
игра
педагогическо
е наблюдение

6

2

4

Игра
педагогическо
е наблюдение

4

2

2

Игра, опрос
педагогическо

опрос

Превращение в дамки.
Ходы дамок.
Диагональ доски.
4

5

Ничья, выигрыш, проигрыш.
Основы тактики и техники игры
Шахматные часы и пользование ими
Разнообразие технических приёмов в
игре.
Техника проведения тактических
приёмов.
Расчёт ходов в партии
Угроза, способы зашиты от нападения,
жертва, прорыв.
Шашечный турнир
Шахматная доска
Первое знакомство с шахматным

6

6

7

королевством. Белые и черные поля.
Шахматная доска.
Горизонталь, вертикаль, диагональ.
Центр шахматной доски.
Шахматные фигуры
Белые фигуры, черные фигуры.
Ладья.
Слон.
Ферзь.
Конь.
Пешка.
Король.
Сравнительная сила фигур.
Ценность шахматных фигур
Начальная расстановка фигур

е наблюдение

7

2

5

Игра, опрос
педагогическо
е наблюдение

4

1

3

опрос
игра
педагогическо
е наблюдение

2
33

1
13

Начальное положение (начальная
позиция).
Расположение каждой из фигур в
начальном положении.
8

Итоговое занятие
Итого

тестирование
20

Содержание программы 1-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие (1ч)
Теория:
- знакомство с учащимися;
- знакомство с планом работы;
- знакомство с правилами и нормами охраны труда.
Тема 2. Исторический обзор развития игры «Шашки» (3 ч.).
Теория:
- возникновения и развитие шашек в России.;
- различные виды шашек древние и современные;
- правила игры.
Практика: решение учебных примеров, игра.
Тема 3. Правила игры в шашки (7 ч.).

7

Теория:
- расположение доски, расстановка шашек;
- ходы простых шашек;
- правило «Тронул- ходи»;
- превращение в дамки;
- ходы дамок;
- диагональ доски;
- ничья, выигрыш, проигрыш;
.Практика: решение учебных примеров, учебная игра.

Тема 4. Основы тактики и техники игры (6 ч.).
Теория:
- шахматные часы и пользование ими
- разнообразие технических приёмов в игре;
- техника проведения тактических приёмов;
- расчёт ходов в партии;
- угроза, способы зашиты от нападения, жертва, прорыв;
- шашечный турнир
Практика: решение учебных примеров, учебные турниры внутри группы.
Тема 5. Шахматная доска (4 ч.).
Теория:
- первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные поля;
- шахматная доска;
- горизонталь, вертикаль, диагональ;
- центр шахматной доски.
Практика: решение учебных примеров, учебные турниры внутри группы.

8

Тема 6. Шахматные фигуры (7 ч.).
Теория:
- белые фигуры, черные фигуры;
- ладья;
- слон;
- ферзь;
- конь;
- пешка;
- король;
- сравнительная сила фигур;
-ценность шахматных фигур.
Практика: решение учебных примеров, учебные турниры внутри группы,
игры.
Тема 7. Начальная расстановка фигур (4 ч.).
Теория:
- начальное положение (начальная позиция);
- расположение каждой из фигур в начальном положении.
Практика: решение учебных примеров, учебные турниры внутри группы,
игры.
Тема 8. Итоговое занятие (2ч.)
Практика: тестирование, итоговые турниры внутри группы.

9

2 год (34 часа)
№
п/
п
1
2

3

4

5

6

7
8

9

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Исторический обзор развития игры
«Шашки»
Шашки на Руси
Шашки в странах мира
Правила игры в шашки
Шашечная нотация:
Запись позиции. Запись хода.
Сокращения записи хода.

1

1

2

1

1

опрос

2

1

1

Стратегия в шашках
Простой и ударный ход.
Нападение на шашку.
Защита от нападения ответным
нападением.
Выигрыш запиранием шашек.
Оппозиция.
Тактика в шашках
Ударная колонна.
Решето.
Простейшие одноходовые удары.
Использование нападения. Роздых.
Турнирная практика
Тренировочные игры, матчевые
встречи.
Тренировочные игры, матчевые
встречи.
Сеансы одновременной игры в шашки.
Сеансы одновременной игры в шашки.

5

1

4

Опрос,
тестирование,
игра
педагогическо
е наблюдение
Игра
педагогическо
е наблюдение

4

1

3

игра

4

1

3

игра
педагогическо
е наблюдение

1

1

8

3

5

педагогическо
е наблюдение
игра

5

2

3

игра
педагогическо

Краткая история шахмат

Рождение шахмат
Ходы и взятие фигур в шахматах
Правила хода и взятия каждой из
фигур.
Игра “на уничтожение”.
Белопольные и чернопольные слоны,
Одноцветные и разноцветные слоны.
Легкие и тяжелые фигуры.
Ладейные, коневые, слоновые,
ферзевые и королевские пешки.
Взятие на проходе.
Превращение пешки.
Цель шахматной партии
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

10

Практика

Формы
аттестации,
контроля
опрос

опрос

10

Мат - цель шахматной партии.
Матование одинокого короля.
Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья.
Пат и другие случаи ничьей. Мат в
один ход.
Длинная и короткая рокировка и ее
правила
Игра всеми фигурами из начального
положения
Шахматная партия. Начало шахматной
партии.
Короткие шахматные партии.
Итоговое занятие.
Итого

е наблюдение

3

34

3

12

22

Содержание программы 2-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие (1ч)
Теория:
- знакомство с планом работы;
- знакомство с правилами и нормами охраны труда.
Тема 2. Исторический обзор развития игры «Шашки» (2 ч.).
Теория:
- шашки на Руси;
-шашки в странах мира.
Практика: викторина
Тема 3. Правила игры в шашки (2ч.)
Теория:
- шашечная нотация: запись позиции, запись хода.
- сокращения записи хода.
Практика: решение учебных примеров, игра.
Тема 4. Стратегия в шашках (5ч.)
Теория:
- простой и ударный ход;
- нападение на шашку;
11

игра
педагогическо
е наблюдение

- защита от нападения ответным нападением;
- выигрыш запиранием шашек;
- оппозиция.
Практика: решение учебных примеров, игра.
Тема 5. Тактика в шашках (4ч.)
Теория:
- ударная колонна;
- решето;
- простейшие одноходовые удары;
- использование нападения. Роздых.
Практика: решение учебных примеров, игра.
Тема 6. Турнирная практика (4ч.)
Теория:
- тренировочные игры, матчевые встречи;
- сеансы одновременной игры в шашки.
Практика: игра внутри группы..
Тема 7. Краткая история шахмат (1ч.)
Теория: Рождение шахмат
Тема 8. Ходы и взятие фигур в шахматах (8ч.)
Теория:
- правила хода и взятия каждой из фигур;
- игра «на уничтожение»;
- белопольные и чернопольные слоны;
- одноцветные и разноцветные слоны;
- легкие и тяжелые фигуры;
- ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки;
- взятие на проходе;
- превращение пешки.
Практика: решение учебных примеров, игра.
Тема 9. Цель шахматной партии (5ч.)
Теория:
- шах, понятие о шахе, защита от шаха;

12

- мат - цель шахматной партии, матование одинокого короля;
- задачи на мат в один ход. Пат, ничья;
- пат и другие случаи ничьей, мат в один ход;
- длинная и короткая рокировка и ее правила
Практика: решение учебных примеров, игра.
Тема 10. Игра всеми фигурами из начального положения (3ч.)
Теория:
- шахматная партия, начало шахматной партии;
- короткие шахматные партии;
- итоговое занятие.
Практика: тренировочные игры, матчевые встречи;
3 год (34 часа)
№
п/
п
1
2

3

4

5

Название раздела, темы

Количество часов

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Дебют в шашках
Дебютная часть партии.
Дебютная часть партии.
Тактика в дебюте.
Миттельшпиль в шашках
Середина игры.
Строение доски.
Центр, левый фланг, правый фланг.
Коловое поле.
Эндшпиль в шашках
Приём «столбняк».
Построение петли с использованием
четырёх фигур.
Использование путей доски для ловли
дамки приёмом столбняк.
Приём «распутье».
Борьба простых шашек.
Тактика в шашках
Ударная колонна из двух шашек.
Решето и опорные шашки.
Финальный удар.
Цепочка подударных шашек.
Перевод шашки в финальную цепь.

13

Практика

Формы
аттестации,
контроля

Всего

Теория

1

1

3

1

2

опрос

4

2

2

Опрос,
тестирование,
игра

5

2

3

игра
педагогическо
е наблюдение

6

3

3

педагогическо
е наблюдение
игра

опрос

6

7

Использование нападения. Роздых.
Краткая история шахмат
От чатуранги к шатранджу.
Шахматы проникают в Европу.
Чемпионы мира по шахматам.
Выдающиеся шахматисты нашего
времени.
Шахматные правила FIDE.
Шахматная нотация.
Ценность шахматных фигур
Обозначение вертикалей.

5

2

3

игра

12

3

9

опрос
Игра “Назови
вертикаль”.
Игра “Назови
горизонталь”.
Игра «Назови
диагональ».
игра
педагогическо
е наблюдение

34

14

20

Обозначение горизонталей
Обозначение горизонталей и
вертикалей, наименование полей
Наименование полей, шахматных
фигур.
Ценность шахматных фигур.
Сравнительная сила фигур.
Абсолютная и относительная сила
фигур.
Достижение материального перевеса.
Нападение и защита.
Способы защиты.
Мат различными фигурами.
Шахматный турнир.
Итого

Содержание программы 3-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие (1ч)
Теория:
- знакомство с планом работы;
- знакомство с правилами и нормами охраны труда.
Тема 2. Дебют в шашках (3 ч.).
Теория:
- дебютная часть партии;
- дебютная часть партии;
- тактика в дебюте.
Практика: решение учебных примеров, игра.
14

Тема 3. Миттельшпиль в шашках (4 ч.).
Теория:
- середина игры;
- строение доски;
- центр, левый фланг, правый фланг;
- коловое поле.
Практика: решение учебных примеров, игра.
Тема 4. Эндшпиль в шашках (5 ч.).
Теория:
- приём «столбняк»;
- построение петли с использованием четырёх фигур;
- использование путей доски для ловли дамки приёмом столбняк;
- приём «распутье»;
- борьба простых шашек.
Практика: решение учебных примеров, задач, игра.
Тема 5. Тактика в шашках (6 ч.).
Теория:
- ударная колонна из двух шашек;
- решето и опорные шашки;
- финальный удар;
- цепочка подударных шашек;
- перевод шашки в финальную цепь;
- использование нападения. Роздых.
Практика: решение учебных примеров, игра.
Тема 6. Краткая история шахмат (5 ч.).
Теория:
- от чатуранги к шатранджу;
- шахматы проникают в Европу;
- чемпионы мира по шахматам;

15

- выдающиеся шахматисты нашего времени;
- шахматные правила FIDE.
Практика: решение учебных примеров, решение тестов, игра.
Тема 7. Шахматная нотация. Ценность шахматных фигур (12 ч.).
Теория:
- обозначение вертикалей;
- обозначение горизонталей;
- обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей;
- наименование полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур;
- сравнительная сила фигур;
- абсолютная и относительная сила фигур;
- достижение материального перевеса;
- нападение и защита;
- способы защиты;
- мат различными фигурами;
- шахматный турнир.
Практика: решение учебных примеров, решение тестов, игра, итоговые
турниры внутри группы
4 год (34 часа)
№
п/п
1
2

3

4

Название раздела, темы

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Исторический обзор развития игры
«Шашки»
Появление шашечных книг.
Появление шашечных книг.
Шашечная игра в литературе
Правила игры в шашки
Ничья.
Правила фиксации ничьей в
соревнованиях.
Стратегия в шашках

Количество часов
Всего

Теория

1

1

3

2

1

опрос
тестирование

2

1

1

4

2

2

Опрос, игра
педагогическое
наблюдение
игра

16

Практика

Формы
аттестации,
контроля
опрос

5

6

7

8

9

Выигрыш партии приёмом «запирание».
Нападение на шашку.
Виды защит от нападения.
Виды оппозиции.
Эстетика шашечной игры
Шашки народов Мира.
Обратные шашки (поддавки), игра
«уголки».
Композиция в шашках.
Необычные задания в игре.
Рекордные композиции и задания.
Турнирная практика
Тренировочные игры.
Тренировочные игры.
Сеансы одновременной игры.
Сеансы одновременной игры.
Техника матования одинокого короля
в шахматах
Ферзь и ладья против короля.
Две ладьи против короля.
Король и ферзь против короля.
Этика шахматной борьбы.
Король и ладья против короля.
Защита от мата.
Шахматная партия. Три стадии
шахматной партии
Шахматная партия.
Учебные положения на мат в два хода в
дебюте (начало игры).
Миттельшпиле (середина игры).
Эндшпиле (конец игры).
Основы дебюта
Правила и законы дебюта, дебютные
ошибки.
Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя.

педагогическое
наблюдение
5

2

3

Игра
педагогическое
наблюдение

4

1

3

Игра
педагогическое
наблюдение

6

3

3

4

2

2

6

2

4

34

17

17

Игра на мат с первых ходов партии.
Детский мат и защита от него.
Связка в дебюте.
Шахматный турнир.

Итого

Содержание программы 4-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие (1ч)
Теория:
- знакомство с планом работы;
- знакомство с правилами и нормами охраны труда.
Тема 2. Исторический обзор развития игры «Шашки» (3 ч.).
Теория:

17

Игра
педагогическое
наблюдение

Игра
педагогическое
наблюдение

Игра
педагогическое
наблюдение

- появление шашечных книг;
- появление шашечных книг;
- шашечная игра в литературе.
Практика: решение учебных примеров, игра.
Тема 3. Правила игры в шашки ( 2ч.).
Теория:
- ничья;
- правила фиксации ничьей в соревнованиях.
Практика: решение учебных примеров, игра.
Тема 4. Стратегия в шашках ( 4ч.).
Теория:
- выигрыш партии приёмом «запирание»;
- нападение на шашку;
- виды защит от нападения;
-виды оппозиции.
Практика: решение учебных примеров, игра, турнир внутри группы.
Тема 5. Эстетика шашечной игры ( 5ч.).
Теория:
- шашки народов Мира;
- обратные шашки (поддавки), игра «уголки»;
- композиция в шашках;
- необычные задания в игре;
- рекордные композиции и задания.
Практика: решение учебных примеров, игра, турнир внутри группы.
Тема 6. Турнирная практика ( 4ч.).
Теория:
- тренировочные игры;

18

- сеансы одновременной игры.
Практика: игра, турнир.
Тема 7. Техника матования одинокого короля в шахматах ( 6ч.).
Теория:
- ферзь и ладья против короля;
- две ладьи против короля;
- король и ферзь против короля;
- этика шахматной борьбы;
- король и ладья против короля;
- защита от мата.
Практика: решение учебных примеров, игра
Тема 8. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (4 ч.).
Теория:
- шахматная партия;
- учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры);
- учебные положения на мат в миттельшпиле (середина игры);
- учебные положения на мат в эндшпиле (конец игры).
Практика: решение учебных примеров, игра
Тема 9. Основы дебюта (6 ч.).
Теория:
- правила и законы дебюта, дебютные ошибки;
- невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя;
- игра на мат с первых ходов партии;
- детский мат и защита от него;
- двязка в дебюте;
- шахматный турнир.
Практика: решение учебных примеров, игра, шахматный турнир.

19

Список литературы.
1. Балашова Е.Ю. «Шахматная азбука» первая ступень, Москва «Имидж
партнёр»,2012
2 Балашова Е.Ю. «Шахматная азбука» вторая ступень, Москва «Печатные
традиции» 2010г.
3. Куличихин А.И. История развития русских шашек. – М.: ФиС, 1982.
1989, вып. 5. – с. 1-7.11
1. Маньшин С.С., Громов Г.В. Программа подготовки юных шашистов.
1 часть. Русские шашки. – СПб. 1992.
4. Султанов Р.А. Шашки (Интегрированный курс подготовки шашистов
для групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп, групп
спортивного совершенствования, групп высшего спортивного мастерства).
–
Нижний Тагил, 2009.
5.Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под ред.
Виноградовой Н. Ф. - М: «Вентана - Граф», 2012
6. Цирик З.И. Шашечный эндшпиль. Учебник по шашечным окончаниям. –
Черкассы, 2010. – 183 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_шашки
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_шахмат
https://ru.wikipedia.org/wiki/Правила_шахмат
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шашки

20

21

22

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».