МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ школа-интернат №9
РАССМОТРЕНА
УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по УВР
Директор МАОУ школы-интерната № 9
________________________
Батуева О.С.
«29» августа 2025 г.
________________________
Пенских О.В.
Приказ № 193-3
от «01» сентября
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
(МОДУЛЬ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»)
для обучающихся 10 – 11 классов
МО Богданович 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура. Модуль
«Легкая атлетика» для 10- 11 классов разработана в соответствии со
следующими документами:
•
Федерального закона от 26.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Федерального закона от 25.12.2012 №257-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации»;
•
Распоряжения правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р. «Стратегия
развития физической культуры и спорта на период до 2020 г.»;
•
Письма Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499 «О продукции
мониторинга физического развития обучающихся»;
•
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на
2011–2015 гг. (распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.).
•
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного
общего
образовательный
образования
стандарт
основного
(Федеральный
общего
государственный
образования.
-
М.:
Просвещение, 2011);
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Для обучающихся:
•
с
рекомендациями
Примерной
программы
по
физической
культуре
(Примерная программа по физической культуре. 1–11классы. - М.:
Просвещение, 2011 год);
•
с авторской «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1–11
классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010).
Программа адресована учащимся 10 - 11 классам
Место в учебном плане
При реализации варианта № 1 федерального учебного плана
количество часов на физическую культуру составляет 2 часа, третий час
добавлен из части, формируемой участниками образовательных отношений и
представляет модуль «Легкая атлетика» (34 часа).
Цель Модуля - обучение основам легкоатлетических дисциплин (бега,
прыжков и метаний) как базовому жизненно необходимому навыку,
формирование у обучающихся общечеловеческой культуры и социального
самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через
занятия физической культурой и спортом с использованием средств легкой
атлетики.
Актуальность:
Физическое воспитание в школе содействует всестороннему развитию
личности учащихся посредством формирования физической культуры
личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое
здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных
способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и
освоенные
способы
осуществлять
физкультурно-оздоровительную
и
спортивную деятельность. Процесс физического воспитания в школе
направлен на:
✓ укрепление
здоровья,
содействие
гармоническому
физическому
развитию;
✓ обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
✓ развитие
двигательных
(кондиционных
и
координационных)
способностей;
✓ приобретение необходимых знаний в области физической культуры и
спорта;
✓ воспитание
потребности
и
умения
самостоятельно
заниматься
физическими упражнениями, сознательно применять их в целях
отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления
здоровья;
✓ содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие
психических процессов и свойств личности.
Урок как системный элемент физического воспитания направлен на
создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития не
только
физических,
но
и
духовных
способностей
ребенка,
его
самоопределения. B этой связи в основе принципов развития системы
физического воспитания в школе лежат идеи личностного и деятельного
подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая
задачи
физического
воспитания,
учитель
ориентирует
свою
деятельность на такие важные компоненты как воспитание ценностных
ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности,
формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим
занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых
качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта
общения. Школьников учат способам творческого применения полученных
знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и
умственной
работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных
занятий.
Цели и задачи реализации программы
Формирование
личности,
готовой
к
активной
творческой
самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель
развития отечественной системы школьного образования. Как следствие,
каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на
достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре - формирование
разносторонне
физически
развитой
личности,
способной
активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации
активного
отдыха.
В
средней
школе
данная
цель
конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых
мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему
здоровью,
целостном
развитии
физических
и
психических
качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.
Образовательный процесс по физические культуры в средней школе
строится так, чтобы были решены следующие задачи:
•
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей организма;
•
формирование культуры движений, обогащение двигательного
опыта
физическими
упражнениями
с
общеразвивающей
и
корригирующей направленностью, техническими действиями и
приемами базовых видов спорта;
•
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и
современном развитии, роли в формировании здорового образа
жизни;
•
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и
спортивно-оздоровительной
деятельности,
самостоятельной
организации занятий физическими упражнениями;
•
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области
физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании
направлена на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в основе
планирования учебного материала в соответствии с половозрастными
особенностями
учащихся,
материально-технической
оснащенностью
учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки,
стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного
учреждения;
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего
распределение учебного материала в конструкции основных компонентов
двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования
познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от
простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного
содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в
практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной
деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время
планирования
учебного
материала
на
то,
чтобы
учитывать
задачу
формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие
взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования школьниками освоенных знаний, способов и физических
упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня,
самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Общая характеристика курса
Согласно Концепции развития образования в области физической
культуры содержанием среднего образования по физической культуре
является
двигательная
(физкультурная)
деятельность,
которая
непосредственно связана с совершенствованием физической природы
человека. В рамках школьного образования активное освоение данной
деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические
качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и
двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и
нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий
подход и самостоятельность.
Структура учебного предмета
В
соответствии
со
структурой
двигательной
(физкультурной)
деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных
раздела:
«Знания о физической
культуре» (информационный
компонент
деятельности);
«Способы
двигательной
(физкультурной)
деятельности»
(операциональный компонент деятельности);
«Физическое
совершенствование»
(процессуально-мотивационный
компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным
представлениям о развитии познавательной активности человека и включает
в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие
в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и
«Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории
древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития
физической культуры в современном обществе, о формах организации
активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры.
Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и
спортивной
подготовки,
особенности
организации
и
проведения
самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила
контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»
содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся
в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел
соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя
темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической
культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой».
Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и
достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и
умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по
объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое
развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья
школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем:
«Физкультурно-оздоровительная деятельность»;
«Спортивно-оздоровительная
деятельность
с
общеразвивающей
направленностью»;
«Прикладно-ориентированные упражнения»;
«Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема
«Физкультурно-оздоровительная
деятельность»
ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь
даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем
физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения,
оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также
упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую
очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в
состоянии здоровья.
Тема
«Спортивно-оздоровительная
общеразвивающей направленностью»
деятельность
с
ориентирована на физическое
совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической
и технической подготовки. В качестве таких средств в программе
предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых
видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики,
спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов
спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации
активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Формы организации и планирование образовательного процесса
Основные формы организации образовательного процесса в основной
школе -
уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники,
занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия
физическими упражнениями (домашние занятия).
Уроки физической культуры - это основная форма организации
учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания
предмета. В средней школе уроки физической культуры подразделяются на
три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с
образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательнотренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и
направленности учебного материала могут планироваться как комплексные
(с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с
преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки
с
образовательно-познавательной
направленностью
дают
учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами
организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их
планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков
является то, что учащиеся активно используют учебники по физической
культуре, различные дидактические материалы.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и
другие особенности.
Во-первых,
продолжительность
подготовительной
части
уроков
небольшая (до 5-10 мин), в нее включаются как ранее разученные
тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости,
координации
движений,
формирования
правильной
осанки),
так
и
упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению
работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления.
Учебная деятельность в этой части урока может быть организована
фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой
группой школьников).
Во-вторых, в основной части
урока выделяют соответственно
образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент
включает в себя постижение школьников учебных знаний и знакомство со
способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного
материала продолжительность этой части урока может быть от 20 до 30 мин.
Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям
и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части
урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач,
запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и
двигательным компонентами основной части урока необходимо включать
обязательную разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна
соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок
проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части
отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от
продолжительности основной части, но не превышает 5-7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по
преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится
в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами
акробатики, легкая атлетика и спортивные игры). На этих же уроках
учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются
предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их
выполнения и т. п.).
Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с
решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного
формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное
разучивание и закрепление, совершенствование;
планирование освоения физических упражнений согласовывается с
задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного
нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
планирование развития физических качеств осуществляется после
решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость,
координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно
силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
Срок реализации: 1 год.
Количество часов в год (по программе): 68 часов (в 10 классе-34 часа
и в 11 классе 34 часа).
Количество часов в неделю (по учебному плану школы): 1 час.
Технологии, методы: ведущим методом станет самостоятельная,
групповая работа, игровой метод.
Планируемые
личностные,
метапредметные,
предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура.
Модуль «Легкая атлетика»» определяют те итоговые результаты, которые
должны демонстрировать школьники по завершении обучения в средней
школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют
двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки
успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны,
устанавливают
обязательном
минимальное
порядке
содержание
должно
быть
образования,
освоено
которое
каждым
в
ребенком,
оканчивающим среднюю школу.
Результаты
освоения
программного
материала
по
предмету
«Физическая культура» в средней школе оцениваются по трем базовым
уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и
представлены
соответственно
метапредметными,
предметными
и
личностными результатами.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются,
прежде
всего,
в
положительном
отношении
учащихся
к
занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых
знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и
половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных
возможностях
организма,
способах
профилактики
заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий
физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности,
составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами,
индивидуальными особенностями физического развития и физической
подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения
и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности;
способность
активно
включаться
в
совместные
физкультурно-
оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время
совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные
проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к
окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила
безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при
разнообразных формах движения и передвижений;
хорошее
принятых
телосложение,
норм
и
желание
поддерживать
его
представлений посредством занятий
в
рамках
физической
культурой;
культура
движения,
умение
передвигаться
красиво,
легко
и
непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам
развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и
творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях
физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и
задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной
и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать
решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с
партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных
умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в
различных изменяющихся внешних условиях;
владение
упражнений
навыками
различной
выполнения
разнообразных
физических
функциональной
направленности,
технических
действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и
соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры
Метапредметные результаты характеризуют уровень формирования
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания
предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного
материала других образовательных дисциплин, универсальные способности
потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и
в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
понимание
физической
культуры
как
явления
культуры,
способствующего развитию целостной личности человека, сознания и
мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья
как
важнейшего
условия
саморазвития
и
самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной
деятельности
и
обеспечивающего
долгую
сохранность
творческой
активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового
образа
жизни,
профилактики
вредных
привычек
и
девиантного
(отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное
отношение
к
собственному
здоровью
и
здоровью
окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям,
имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при
совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление
к
освоению
новых
знаний
и
умений,
качественно
повышающих
результативность выполнения заданий;
рациональное
планирование
учебной
деятельности,
умение
организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе
учебной
деятельности,
активное
использование
занятий
физической
культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с
культурными
образцами
и
эстетическими
канонами,
формирование
физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно
важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и
эстетической привлекательностью;
восприятие
зрелищного
спортивного
мероприятия,
соревнования
проявление
как
культурно-массового
адекватных
норм
поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и
открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение
умением
вести дискуссию, обсуждать содержание и
результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии
общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий физической культурой, их планирования и содержательного
наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой
спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья,
физического
использование
этих
развития
показателей
и
в
физической
организации
подготовленности,
и
проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе
освоения
учебного
предмета
«Физическая
культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий
физической культурой.
Предметные результаты, так же, как и метапредметные, проявляются в
разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в
обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в
организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации
совместных
занятий
физической
культурой,
доброжелательное
и
уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их
здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать
технику их выполнения;
способность
отношение
к
проявлять
сопернику
в
дисциплинированность
и
условиях
соревновательной
игровой
и
уважительное
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий,
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессионально-прикладной
физической
подготовкой,
подбирать
физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на
будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать
комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в
зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность
формированию
организовывать
культуры
самостоятельные
движений,
занятия
подбирать
по
упражнения
координационной, ритмической и пластической направленности, режимы
физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей
физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность
интересно и
доступно
излагать
знания
о
физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность
физическими
формулировать
цели и
задачи
занятий
упражнениями, аргументировано вести диалог по основам
их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов
спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с
различной
педагогической
направленностью,
регулировать
величину
физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных
особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных
действий
и
развитию
основных
физических
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
качеств,
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Ученик должен знать / понимать:
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,
организация активного отдыха и профилактике вредных привычек
Способы закаливая организма и основы приемы самомассажа
Основы формирования двигательных действий и развития физических качеств
Ученик должен уметь:
Составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей
гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма
Выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения,
технические действия в спортивных играх
Выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных
физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом
состояния здоровья и физической подготовленности
Осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной
физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных
действий и режимом физической нагрузки
Соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
туристических походов
Осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов
спорта
Ученик должен использовать приобретенные знания и
умения
в
практической деятельности и повседневной жизни для:
Проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции
осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений
Включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг
Содержание учебного предмета.
10 класс - 11 класс
Теоретическая часть
Тема 1.1. Инструкция по технике безопасности на занятиях по
физической культуре (лёгкая атлетика). Правила поведения в спортзале.
Техника безопасности при работе с инвентарём.
Тема 1.2. Правила и формы занятий физическими специальными
упражнениями, доступными по состоянию здоровья. Правила дыхания при
занятиях ФУ и комплекс для носоглотки. Закаливание воздухом и водой.
Понятие об утомлении и переутомлении, активный и пассивный отдых.
Смена деятельности как вариант формы отдыха.
Тема 1.3. Чередование нагрузки и отдыха как фактор оптимизации
работоспособности
человека.
Общая
характеристика
и
причины
возникновения профессиональных заболеваний. Современные системы
физического воспитания, их оздоровительное и прикладное значение Расчёт
«индекса здоровья» по показателям (пробы Руфье). Технология
планирования и контроля в системе регулярных оздоровительных занятий,
основывающихся на состоянии здоровья, физического развития и физической
подготовленности (общие представления).
Тема 1.4. Правовые основы физической культуры (извлечения из
закона Российской Федерации
«О физической культуре»). Роль и значение занятий физической
культурой для сохранения творческой активности и долголетия, поддержания
репродуктивной функции человека.
Практическая часть
Легкая атлетика и кроссовая подготовка. Физическая подготовка:
развитие выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств. Развитие
двигательных способностей с использованием упражнений легкой атлетики.
Бег 30,60,100,500 м. Кроссовая подготовка. Физическая подготовка:
Развитие выносливости.
Преодоление препятствий. Кросс до 5км. Обучение технике высокого
старта. Бег по пересеченной местности. Бег в гору и под уклон, на пологом и
крутом склоне; бег с преодолением естественных препятствий. Бег на
дистанцию 1000-3000 м. Эстафетный бег 4х100м, 4х400м. Обучение низкому
и высокому старту. Обучение технике бега на короткие дистанции. Техника
низкого старта, стартового ускорения, бега по дистанции, финиширования.
Специальные
упражнения
бегуна.
Обучение
и
совершенствование
эстафетного бега. Техника передачи эстафетной палочки. Тренировка в беге
на короткие дистанции. Длительный бег, кросс, бег с препятствиями, бег с
гандикапом, в парах, с группой, эстафеты. Бег в равномерном и переменном
темпе в течении 15-20 мин, бег на 2000 м. Бег с ускорением, изменением
направления, темпа, ритма, из различных исходных положений на расстояние
от 10 до 25 м, эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с
максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов. Стартовый
разгон, бег на расстояние до 40 м, эстафетный бег, бег на 100м на результат.
Варианты челночного бега, с изменением направления скорости, способа
перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности.
Прыжок в высоту способом «перешагивание». Прыжок в длину
способом «согнув ноги». Специальные упражнения прыгуна в длину.
Прыжки через препятствия и на точность приземления. Прыжки в длину с 3-5
шагов разбега. Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега.
Метание теннисного мяча, гранаты. Метание различных предметов в
цель и на дальность с разбега, в горизонтальные и вертикальные цели с
расстояния 12-14м. Обучение технике метания гранаты (теннисного мяча).
Стартовое положение метателя, держание и несение гранаты (теннисного
мяча), разбег, заключительное усилие. Специальные упражнения метателя.
Показатели физической культуры
Контрольные тесты для оценки спортивно-технической
подготовленности и уровня овладения жизненно необходимыми навыками.
Юноши 10- 11 класс
Тесты
Оценка в баллах
5
4
3
Бег 60 м (с)
8,3
8,4
8,6
Бег 100 м (с)
14,2
14,9
15,6
Бег 500 м (мин, с)
1,40
1,50
2,00
Бег 1000 м (мин, с)
3,40
3,55
4,20
Бег 2000 м (мин, с)
10,30
11,00
11,30
Бег 3000 м (мин, с)
15,00
16,00
17,00
40
38
30
40/40
40/45
40/50
230
220
200
6
5
4,5
10
8
6
Координационный тест - челночный бег 10 9 м (с)
25
27
29
Координационный тест - челночный бег 10 18 м (с)
41
43
45
Метание теннисного мяча (м)
Приседание (количество раз на время)
Прыжок в длину с места (см)
Бросок набивного мяча 3 кг из-за головы (м)
Силовой тест - подтягивание на высокой перекладине (количество
раз).
Девушки – 10 - 11класс
Оценка в баллах
Тесты
5
4
3
Бег 60 м (мин, с)
9,5
9,7
10,5
Бег 100 м (мин, с)
16,2
17,0
17,8
Бег 500 м (мин, с)
2,15
2,25
2,35
Бег 1000 м (мин, с)
5,00
5,10
5,40
Бег 2000 м (мин, с)
10,30
11,00
11,30
25
20
17
35/35
35/40
35/45
190
170
150
Бросок набивного мяча 3 кг из-за головы (м) (1)
3
2
1
Сгибание и разгибание рук в упоре от пола (количество раз) (2)
8
6
4
Упражнения для пресса (количество раз)
25
20
10
+10см
+8см
+5см
Координационный тест - челночный бег 10 9 м (с) (3)
30
32
34
Координационный тест - челночный бег 10 18 м (с) (3)
48
50
52
Метание теннисного мяча (м) (1)
Приседание (количество раз на время)
Прыжок в длину с места (см) (1)
Тест на гибкость - наклон из положения сидя.
Календарно - тематический план уроков в 10 - 11 классах
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Название и содержание раздела
Модуль «Легкая атлетика» (34 часа)
Совершенствование низкого старта. Бег по дистанции (7080м). Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения.
Инструктаж по ТБ. Развитие скоростных качеств
Сдача контрольного норматива – бег 60 м. Развитие
скоростных качеств. П/и «Лапта»
Развитие скоростных качеств. Основы обучения двигательным
действиям
Совершенствование техники низкого старта. Бег по
дистанции (70-80м).
Финиширование. Эстафетный бег. Специальные беговые
упражнения.
Развитие скоростных качеств. Основы обучения двигательным
действиям
Кол-во
часов
1
1
1
1
5.
Сдача контрольного норматива – бег 100 метров.
Специальные беговые упражнения. Эстафетный бег. Развитие
скоростных качеств
1
6.
Прыжок в длину с места. Прыжок в длину способом
«прогнувшись» с13 - 15 беговых шагов. Метание мяча на
дальность с места.
Специальные беговые упражнения. Развитие скоростносиловых качеств. История Отечественного спорта
Совершенствование прыжка в длину способом
«прогнувшись» с 13 - 15беговых. Метание 150г мяча на
дальность с 5-6 беговых шагов.
Специальные беговые упражнения. Развитие скоростносиловых качеств. История Отечественного спорта
Совершенствование прыжка в длину способом
«прогнувшись» с 13 – 15 беговых. Метание гранаты на
дальность. Развитие скоростно-силовых качеств. История
Отечественного спорта
Сдача контрольного норматива – прыжка в длину с разбега.
Метание мяча на дальность. Развитие скоростно-силовых
качеств. Соревнования по лёгкой атлетике, рекорды.
Развитие скоростных качеств. Основы обучения двигательным
действиям. П/и «Лапта»
Развитие скоростных качеств. Основы обучения двигательным
действиям. П/и «Лапта»
Совершенствование бега 20 мин. Преодоление вертикальных
препятствий. Специальные беговые упражнения.
Спортивные игры. Развитие выносливости. История
Отечественного спорта
Совершенствование бега 21мин. Спортивные игры. Развитие
выносливости. История Отечественного спорта
1
7.
8.
9.
10.
11.
12
13
1
1
1
1
1
1
Дата
14
15
16
17
18
19
20
21.
22
23
24
25
26
27
28
29
30-34
Совершенствование бега 22 мин. Спортивные игры.
Развитие выносливости.
Совершенствование бега 22 мин. Специальные беговые
упражнения. Спортивные игры.
Совершенствование бега 22 мин. Специальные беговые
упражнения. Спортивные игры.
Совершенствование бега 23 мин. Специальные беговые
упражнения. Спортивные игры.
Совершенствование бега 23 мин. Спортивные игры.
Совершенствование бега 23 мин. Спортивные игры.
Совершенствование бега 23 мин. Специальные беговые
упражнения. Спортивные игры.
Совершенствование бега 23 мин. Специальные беговые
упражнения. Спортивные игры.
Совершенствование бега 23 мин. Специальные беговые
упражнения. Спортивные игры.
Сдача контрольного норматива – бег (3000м) на результат.
Развитие выносливости
Совершенствование низкого старта. Бег по дистанции (7090м). Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения.
Инструктаж по ТБ. Развитие скоростных качеств. П/и
«Лапта»
Совершенствование техники низкого старта. Бег по
дистанции (70-90м). Финиширование. Эстафетный бег.
Специальные беговые упражнения.
Развитие скоростных качеств. Основы обучения
двигательным действиям. П/и «Лапта»
Сдача контрольного норматива – бег 100 метров.
Специальные беговые упражнения. Эстафетный бег.
Развитие скоростных качеств
Подбор разбега и отталкивание в прыжках в высоту.
Метание 150 г мяча на дальность.
Переход через планку и приземление в прыжках в высоту.
Метание гранаты на дальность. П/и «Лапта»
Сдача контрольного норматива – прыжка в высоту с
разбега. Метание гранаты на дальность. Развитие скоростносиловых качеств. П/и «Лапта»
Повторение пройденного материала
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5