МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ школа-интернат №9
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
[Укажите должность]
[Укажите должность]
[Укажите должность]
________________________ ________________________ ________________________
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Глобальная география»
для обучающихся 11 класса
г. Богданович, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Глобальная география» разработана
на основе авторской программы «Программы элективных курсов. География. 11 класс,
Профильное обучение/авт.-сост. В.П. Дронов, М., Дрофа, 2007 год, с.140-159, авторы
Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география».
Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом
школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой обязательного уровня
обучения для учащихся школы.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на
решение следующих задач:
- овладению системой знаний о глобальных проблемах современности, что
исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей,
единства природы и общества;
- формированию глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым
национальным и классовым интересам;
- развитию познавательных интересов учащихся к приобретающим всё большее
звучание проблемам социального характера -
межнациональных отношений,
культуры и нравственности, дефицита демократии и т.п.;
- вооружение учащихся специальными и общенаучными знаниями, позволяющими им
самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному
курсу.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса.
Целью настоящего курса является познание пространственных проявлений
общепланетарных процессов и явлений.
Изучение
курса
«Глобальная
география»
в
старших
классах
позволяет
интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать
общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного
предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.
Причиной составления рабочей программы второго вида является корректировка
авторской программы в плане перераспределения часов, отводимых на изучение тем.
Таблица тематического распределения количества часов.
№
п/п
1.
2.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Разделы, темы
Введение
Тема 1. Глобалистика и глобальная география: технология и содержание.
Тема 2. Систематизация глобальных проблем.
Раздел 1. Современный лик Земли.
Тема 1. Изменившийся лик Земли
Тема 2. География человечества.
Тема 3. Политическая анатомия современного мира.
Тема 4. Экономическая дифференциация мира.
Раздел 2. Глобальные проблемы человечества.
Тема 1. Демографическая проблема.
Тема 2. Продовольственная проблема.
Тема 3. Проблема отсталости.
Резерв
Итого:
Количество
часов
4
2
2
22
3
5
8
6
8
3
3
2
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (4 ч)
Тема 1. Глобалистика и глобальная география: терминология и
содержание. (2 ч.)
Глобалистика – учение о глобальных проблемах современности:
естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный
характер глобалистики и основные направления в ее изучении: философское,
экономическое, социологическое, экологическое, юридическое, прогностическое,
географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов,
социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других
специалистов для исследования глобальных проблем.
Проблемы, которые следует считать глобальными. Природные явления
глобального характера.
Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству.
Нерешенность проблем освоения космоса, исследования внутреннего строения
Земли, долгосрочного прогнозирования погоды и климата и их влияние на будущее
человечества.
Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное проявление многих
процессов и явлений глобального характера на более низких географических уровнях
– континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном. Пример с
проблемой голода, практически неизвестной в Западной Европе, США или Японии.
Параллель между зарождением отдельных негативных общепланетарных процессов и
появлением злокачественных клеток в человеческом организме.
Утопичность идей о полном решении когда-либо всех глобальных проблем и
уместность тезиса о необходимости смягчения их остроты.
Тема 2. Систематизация глобальных проблем. (2 ч.)
Смысл систематизации, позволяющей составить наиболее наглядное
представление об анализируемых проблемах, четче зафиксировать существующие
связи между различными их группами. «Старые» и «новые» глобальные проблемы,
«главные» и «неглавные», появившиеся благодаря человеку и существующие вне
зависимости от него.
Проблемы политического и социально-экономического характера (угроза
ядерной войны и сохранение мира на планете; обеспечение расширенного
воспроизводства; преодоление отсталости развивающимися странами; обеспечение
устойчивого развития; проблема управляемости мировым сообществом и др.).
Проблемы преимущественно природно-экономического характера
(экологическая; энергетическая; продовольственная; сырьевая; проблемы Мирового
океана).
Проблемы преимущественно социального характера (демографическая;
межэтнических и межрелигиозных отношений; кризиса культуры, нравственности и
семьи; дефицита демократии; урбанизации; охраны здоровья и др.).
Проблемы научного характера (освоение космического пространства;
исследование внутреннего строения Земли; долгосрочное прогнозирование климата и
др.).
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к
массовой гибели людей (проблемы региональных конфликтов, производственных
аварий, преступности, стихийных бедствий, самоубийств и др.).
Малые глобальные проблемы преимущественно психологического и
аутоэкологического характера (бюрократии, эгоизма и др.)
Односторонность освещения в литературе глобальных проблем человечества.
Постоянное нахождение в поле зрения таких проблем, как экологическая,
демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, поскольку именно с
ними в первую очередь ассоциируются процессы, подвергающие наиболее мощному
воздействию основы существования человечества.
Методы исследования глобальных проблем.
I раздел. Современный лик Земли (22 ч)
Тема 1. Изменившийся лик Земли. (3 ч)
Антропогенные воздействия на природу в целом и её отдельные компоненты.
Позитивные и негативные результаты человеческой деятельности. Растительный
покров как «лакмусовая бумажка» антропогенных изменений. Его влияние на
процесс почвообразования, микроклимат, поверхностный сток, животный мир,
круговорот кислорода, двуокиси углерода и др.
Антропогенные воздействия на окружающую среду, связанные с
промышленной, сельскохозяйственной, градостроительной и иной деятельностью
человека. Масштабы преобразования речной сети планеты в связи с
увеличивающимися потребностями в воде и электроэнергии индустрии, сельского
хозяйства, коммунально-бытовых служб и т.д.
Антропогенные и культурные ландшафты. Классификация ландшафтов в
зависимости от степени их трансформации в результате хозяйственной деятельности
человека (практически неизменённые, слабо изменённые, нарушенные, сильно
изменённые, преобразованные, искусственные.
Тема 2. География человечества. (5 ч.)
Наука о народах. Общность по имени «этнос». Узы, связывающие народы с
окружающей средой. Понятие о «кормящих ландшафтах». Влияние природы на
характер и традиции народа. Слова Н.А. Бердяева о своеобразии» русской души,
связанном с необъятностью Русской земли, с безграничностью Русской равнины».
Теория этногенеза Л.Н. Гумилева, идея «пассионарности» этносов.
Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры
человечества. Этнография.
Учение о цивилизациях. (Ф. Ратцель, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.).
отсутствие стройной научной теории цивилизаций. Глобальные процесс
взаимодействия и взаимопроникновения региональных цивилизаций. Характеристика
известных цивилизаций (в том числе западнохристианской, исламской и др.)
Тема 3. Политическая анатомия современного мира. (8 ч.)
Повторение сюжетов, связанных с формированием политической карты мира.
Культурно-исторические регионы мира: Западная Европа, Восточная Европа,
англоязычная Америка, Арабский Восток и др.
Конец биполярного мира и концепция мондеализма. Трудность оценки
предстоящих перемен на геополитической картине мира. Невозможность силой
оружия выявить и зафиксировать место ведущих претендентов в мировой «табели о
рангах». Повышение роли экономического и научно-технического потенциала,
адаптационных и мобилизационных способностей государственной системы,
идейных и культурных ценностей.
Существующие сценарии будущей геополитической картины мира.
Варианты долгосрочной геополитической стратегии России. Концепция
евразийства и сфера жизненных интересов России. Возрождение концепции
«евразийства» в России после распада СССР. Проблема установления атмосферы
дружбы народов бывшего СССР.
Тема 4. Экономическая дифференциация мира. (6 ч.)
Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса.
Места государств в экономической «табели о рангах». Причины, их определяющие.
Разумное государственное правление и атмосфера конкуренции как двигатели
прогресса. Примеры Западной Европы, США и Японии.
Мировое (глобальное) хозяйство: понятие, тенденции развития. Его
неоднородность и внутренняя противоречивость. Международное разделение труда и
роль в нём географических факторов. Пагубность политики «экономической
автаркии». Материально-вещественный состав мирового хозяйства, «центры мощи».
Новые индустриальные страны.
Экономический опыт СССР – России в 20 веке. Политика хозяйственной
обособленности СССР от Запада и её причины. Российская история и чересполосица
общественных подъемов и спадов, не способствовавших развитию конкурентных
начал в экономике.
II раздел. Глобальные проблемы человечества (8 ч)
Тема 1. Демографическая проблема. (3 ч.)
Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность
современной цивилизации обеспечить нынешнее и особенно будущее население
нормальными условиями жизни. Теория Мальтуса, ее противники и сторонники в
прошлом и сейчас.
Способность Земли теоретически прокормить не один десяток миллиардов
людей. Существующие возможности увеличения площади обрабатываемых земель и
повышения средней урожайности благодаря «зелёной революции». Одновременное
нарастание угрозы необратимого загрязнения окружающей среды, скопление
гигантского числа людей в больших городах, увеличение опасности массовой гибели
от голода и болезней в случае ряда неурожайных лет и т.п.
Связь демографической проблемы с сохраняющимися социальноэкономическими условиями в странах «третьего мира». Понятие о теории
«демографического перехода» и её применимость к условиям слаборазвитых стран.
Предпочтение аграрным обществом большой семьи. (Уяснение этого феномена
требует рассмотрения следующих понятий: 1) дети: экономическое подспорье или
обуза; 2) гарантии в старости (отсутствие в развивающихся странах социальных
систем пенсионного обеспечения); 3) положение женщины в обществе; 4)
религиозные установки; 5) доступность противозачаточных средств).
Демографическая политика, её направленность и пути активизации.
Демографическая политика КНР, Индии, стран Африки и Латинской Америки:
успехи и разочарования. Демографическая политика в бывшем СССР и современной
России.
Глобальная демографическая ситуация и комплекс социально-экономических
задач современности.
Тема 2. Продовольственная проблема. (3 ч.)
Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества.
Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные
растительные источники пищи. Мясо и рыба – важнейшие источники белков. Молоко
и жиры животного происхождения.
Сущность продовольственной проблемы в современном мире и её основные
параметры: производство, спрос, распределение и потребление. Причины и формы
проявления продовольственного кризиса в развивающихся странах. Влияние голода и
недоедания на воспроизводство рабочей силы. Понятие о «скрытом голоде».
Дифференциация стран и регионов по остроте проявления продовольственного
кризиса. Затяжной, хронический характер продовольственного кризиса в аридных и
семиаридных областях Африки. Скромный агроприродный потенциал, повышенная
хрупкость и пониженная «эластичность» местных экосистем. Повышенный
естественный прирост населения, значительно опережающий производство
продовольствия. Страны Сахеля как «полюс» мирового голода.
Некачественное, неполноценное питание как наиболее типичная форма
проявления продовольственной проблемы в отдельных странах муссонной Азии.
Успехи «зеленой революции» и улучшение продовольственной ситуации в Азии.
Продовольственная программа а странах Латинской Америки.
Обострение продовольственной ситуации в странах – преемниках бывшего
СССР.
Пути выхода из продовольственного тупика. Связь продовольственной
проблемы с другими глобальными проблемами современности. Роль ликвидации
голода в решении проблемы отсталости.
Обеспечение продовольствием растущего населения Земли. Роль пахотных
угодий, лугов, Мирового океана и искусственных продуктов в решении
продовольственной проблемы.
Тема 3. Проблема отсталости. (2 ч.)
Корни отсталости некоторых стран современного мира. Примитивизм
марксистской точки зрения, согласно которой вина за отсталость слаборазвитых
стран целиком возлагалась на колониализм. Историческое запаздывание в развитии
социально-экономических структур как основная причина отсталости. Роль
колониализма и неоколониализма в консервации и преодолении слаборазвитости.
Масштабы и критерии отсталости. Бедность, неграмотность населения,
хроническое недоедание и голод, высокая смертность, эпидемии и т.д. как атрибуты
неразвитости общества. Критерии отсталости, применяемые в ООН. Наиболее
развитые страны мира, их типичные признаки. Слаборазвитые государства Африки,
Азии и Латинской Америки.
Рост стоимости готовой промышленной продукции и стагнация стоимости
сырья и топлива (или несовпадение темпов роста стоимости).
Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Понятие о «новом
международном экономическом порядке», перспективы его установления. Связь
отсталости с другими глобальными проблемами.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
1)
Предмет изучения глобальной географии;
2)
Систематизацию глобальных проблем, их причины возникновения, пути
решения;
3)
Антропогенные воздействия на природу в целом и ее отдельные
компоненты;
4)
Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры
человечества;
5)
Политическую анатомию современного мира, культурно-исторические
регионы мира;
6)
Экономическую дифференциацию мира;
7)
Особенности глобальной и социальной экологии;
Уметь:
1)
Определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции
развития процессов и явлений;
2)
Оценивать и объяснять степень природных и техногенных изменений в
природе;
3)
Проводить учебные исследования, моделирование ситуаций в
пространственно-временной конкретности;
4)
Решать социально значимые задачи на основе проведения учебной
экспертизы.
Календарно – тематическое планирование 11 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Разделы, темы
Кол-во
часов
Введение
Тема 1. Глобалистика и
глобальная география:
технология и содержание.
Что изучает глобальная
география.
4
2
Глобалистика и глобальная
география.
1
Тема 2. Систематизация
глобальных проблем.
Классификация глобальных
проблем.
2
Взаимосвязь глобальных
проблем.
1
Раздел 1. Современный лик
Земли.
Тема 1. Изменившийся лик Земли.
Планета Земля – место обитания
человека.
22
1
1
План.
Факт.
Оборудование
урока
Примечания
(домашнее
задание по
учебнику)
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
С. 5-6
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
С.11-18
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
С.23-27
Карта рас.
Карта народов
мира
Карта народов
мира
Карта религий
атласы
С.36-40
С.40-47
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
С.58-61
С.6-9, 9-11
С.19-22
3
1
6.
Почему меняется наша планета.
1
7.
Антропогенные воздействия на
отдельные компоненты природы.
1
Тема 2. География человечества.
Происхождение человека. Расы.
Этническая мозаика мира.
5
1
1
10. География культур и
цивилизаций.
11. География религий.
12. Дискуссия на тему «Мировая и
национальная культура».
Тема 3. Политическая анатомия
современного мира.
13. Формирование политической
карты.
1
14. Качественные и количественные
изменения.
1
8.
9.
Дата
1
1
С.27-31
С.31-35
С.47-49
С.50-56
С.57-58
8
1
С.61-62
15. Территория и формы
организации государства.
1
16. Региональная дифференциация
мира.
1
17. Типология государств.
1
18. Типология государств в
современном мире.
1
19. Конец биполярного мира и
концепция мондиализма.
1
20. Концепция евразийства и сфера
жизненных интересов России.
1
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
С.62-64
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
С.82-87
С.64-66
С.67-74.
С.76-78
С.78-80
Тема 4. Экономическая
дифференциация мира.
6
21. Места государств в
экономической «табели о
рангах».
22. Экономическая интеграция.
1
23. Внешнеэкономические связи.
1
24. Внешняя торговля.
1
25. Россия и глобальная экономика.
1
26. Обобщение знаний по разделу
«Современный лик Земли».
1
Раздел 2. Глобальные
проблемы человечества.
Тема 1. Демографическая
проблема.
27. Демографический взрыв, понятие
«демографического перехода».
29
1
Карта населения
мира
С.100-109
28. Демографический оптимум и
демографическая политика.
1
Карта населения
мира
С.109-114
29. Демографическая обстановка в
России.
Тема 2. Продовольственная
проблема.
30. Источники питания в прошлом и
сейчас.
1
Карта населения
мира
С.114-117
Карта Сельское
хозяйство мира
С.128-133.
1
С.87-89
С.89-92
С.92-96
С.96-92
3
3
1
31. География недоедания (голода).
1
32. Голод и здоровье человека.
1
Тема 3. Проблема отсталости.
2
33. Корни и параметры отсталости.
1
34. География отсталости.
1
Итого:
34
Карта Сельское
С.134-140
хозяйство мира,
Пищевая
промышленность
Карта пищевая
С.140-143
промышленность
мира
Политическая
карта мира,
атласы
Политическая
карта мира,
атласы
С.117-122
С.124-127.
Список рекомендуемой литературы
Для учащихся:
1. Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров. Глобальная география 11 класс. Москва: «Дрофа»,
2007 (учебник)
2. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Москва.
Роскартография. 2007.
Для учителя:
1. Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров. Глобальная география 11 класс. Москва: «Дрофа»,
2007 (учебник)
2. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 10-11 классы.
Методическое пособие. Ю.А. Симагин, В.Б. Пятунин. Москва. Дрофа. 2002.
3. Географическая картина мира. В.П. Максаковский. Книга 1. Москва. Дрофа.
2003.
4. Программы элективных курсов. География. 10-11 классы, Профильное
обучение/авт.-сост. В.П.Дронов, М., Дрофа, 2007 год, с.140-159, авторы Ю.Н.Гладкий,
С.Б.Лавров «Глобальная география».
5. Ю.Н.Гладкий, Э.А.Фромберг. Методические рекомендации по использованию
учебников А.П.Кузнецова «География. Население и хозяйство мира.10 класс»,
Ю.Н.Гддкого, С.Б.Лаврова «Глобальная география. 11 класс», М., дрофа, 2005.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. Москва, 1988 г.
2. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. Москва, 1990.