РП Искусство 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ школа-интернат №9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«ИСКУССТВО»
10-11 класс

2025 г.

Пояснительная записка
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» определяют
решение образовательных и воспитательных задач.
Образовательные цели и задачи:
—
формирование целостных представлений об исторических традициях и
ценностях художественной культуры народов мира;
—
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные
художественно-исторические эпохи, знакомство с характерными особенностями
мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
—
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе,
стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в
истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее
исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в
произведениях мирового искусства;
—
знакомство с основными этапами развития отечественной (русской и
национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления,
имеющего непреходящее мировое значение;
—
развитие художественного вкуса, образно-ассоциативного мышления и
художественно-творческих способностей.
Воспитательные цели и задачи:
—
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность
общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находя в них
нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
—
способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса,
интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные
ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
—
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к
заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;
—
развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной
практической деятельности в конкретных видах искусства;
—
создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения
школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в
краеведческой работе.
Личностные результаты изучения искусства в старшей школе подразумевают:
—
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах
искусства;
—
развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
—
накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического
переживания;
—
формирование творческого отношения к проблемам;
—
развитие образного восприятия и освоение способов художественного,
творческого самовыражения личности;
—
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
—
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства в старшей школе отражают:
—
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
—
выявление причинно-следственных связей;
—
поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
—
развитие критического мышления, способности аргументировать свою
точку зрения;
—
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных
умений;
—
применение методов познания через художественный образ;
—
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
—
определение целей и задач учебной деятельности;
—
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
—
самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства в старшей школе включают:
—
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа,
произведения искусства;
—
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в
жизни человека и общества;
—
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в
системе моральных норм и ценностей, заключенных в произведениях искусства;
—
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных
средств выразительности; понимание условности языка искусства;
—
различение изученных видов и жанров искусства, определение зависимости
художественной формы от цели творческого замысла;
—
классификацию
изученных
объектов
и
явлений
культуры;
структурирование изученного материала, информации, полученной из различных
источников
—
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление
устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
—
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее
духовного потенциала;
—
формирование коммуникативной, информационной компетентности;
описание явлений искусства с использованием специальной терминологии;
высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение
культурой устной и письменной речи;
—
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение
эстетического кругозора;
—
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой
деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
—
реализацию собственного творческого потенциала; применение различных
художественных материалов; использование выразительных средств искусства в
творчестве.
Критерии оценки. Достижение личностных результатов оценивается на
качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных
умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового
контроля.

Программа курса «Искусство» построена на принципах непрерывности и
преемственности, интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации.
В 10—11 классах учащиеся сталкиваются с проблемой выбора жизненных
ценностей. Мышление старшеклассника приобретает личностный, эмоциональный
характер, появляется стремление к выработке индивидуального стиля умственной
деятельности. Это сложный, противоречивый, интересный период, когда перед
учащимися раскрываются горизонты познания окружающего мира, происходит поиск
своего места в нем. Отсюда интерес старшеклассников к постижению общих законов
природы и общества через изучение теоретических и методологических основ научных
знаний. Их интересы обращены в будущее, и учебный процесс они оценивают с позиции
актуальности получаемых знаний в дальнейшей жизни. Лейтмотив, способствующий
изменению отношения к учебной деятельности, — это профессиональное
самоопределение, которое, в свою очередь, влияет на необходимость соотнести свои
возможности с требованиями к будущей специальности. У учащихся заметно
усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, их познавательные
интересы теперь имеют широкий и устойчивый характер, а стремление добиться
высоких результатов приводит к большим волевым усилиям.
Юношеский возраст характеризуется возрастающей потребностью в общении,
когда учащиеся стремятся найти доказательства своей социальной и человеческой
ценности.
В этой обзорной характеристике познавательной, нравственной и эмоциональноволевой сфер можно выделить отдельные темы для организации их обсуждения на
уроке в 10—11 классах. Большой интерес и глубокий эмоциональный отклик здесь
вызывают проблемы общественной жизни, обогащающие формирующуюся целостную
картину мира в представлении старшеклассников и вносящие в нее коррективы.
Также учащихся увлекают проблемы нравственного мира личности,
нравственных ценностей, человеческих отношении и чувств.
Тема обучения в 10 классе — «От истоков до XVII века», в 11 классе – « От XVII
века до современности». Автор в исторической последовательности знакомит учащихся
с шедеврами мирового искусства, характерными особенностями мировоззрения
художественной эпохи и ее творцов, сменой и развитием стилей и направлений в
искусстве, важнейшими закономерностями развития мировых цивилизаций. В процессе
изучения мировой художественной культуры автор особо выделяет роль и место
отечественной (русской и национальной) художественной культуры в мировом художественном процессе, ее уникальность и самобытность.
Также Г. И. Данилова уделяет отдельное внимание задачам духовнонравственного развития. На примерах произведений искусства у учащихся формируются представления о системе общечеловеческих ценностей, ориентиры в системе
моральных норм и ценностей. Автор обращается к духовному художественному
наследию трех мировых религий — христианства, буддизма и ислама, религиознофилософских учений Востока, формируя у учащихся уважение к религиозным
традициям разных народов, осознание международного, межнационального характера
искусства. Раскрывая перед учащимися многообразную палитру искусства народов
мира, Г. И. Данилова способствует формированию уважения и осознания ценности
культуры древних народов и цивилизаций, их уникальности. Содержание материала
учебника нацелено на освоение духовного потенциала мировой художественной

культуры, имеет поликультурный характер, отражает многообразие и единство
искусства.

Тематическое планирование

10 класс
1
2
3
4
5
11 класс
1
2

Название раздела

Количество
часов

Художественная культура первобытного общества и
древнейших цивилизаций.
Художественная культура Античности.
Художественная культура Средних веков.
Художественная культура средневекового Востока.
Художественная культура Возрождения.

5

Искусство Нового времени
Искусство конца XIX-XX века

12
8

6
11
4
8

68 ч.

Поурочно-тематическое планирование 10 класс
Разде
л
учебн
ика
I.
Искус
ство
перво
бытного
общества и
древнейш
их
цивилиз
аций

Кол- Тема урока
во
часо
в
1
1. Искусство
первобытного
человека

1

1

1

1

2. Искусство
Древней Передней Азии

Форма
Виды
проведения деятельност
занятия
и
учащихся
Урок —
Работа с
обзорная
учебником.
лекция с
Анализ проэлеизведений
ментами
искусства.
импровиза- Выполнение
ции
творческих
заданий

Учебно
дидактическое
обеспечение

Формы
контроля

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»

Урок
систематизации
знаний с
элементам
и
практикума

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля»
и«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или презентаций»

Работа с
учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
3. АрхитекУрок-путе- Работа с
тура Древнего шествие с
учебником.
Египта
элементам Анализ
и
произвепрактикума дений искусства.
Выполнение
творческих
заданий
4. ИзобраУрок-эксРабота с
зительное
курсия с
учебником.
искусство и
элементам Анализ промузыка
и
изведений
Древнего
практикума искусства.
Египта
Выполнение
творческих
заданий
5. Искусство
Урок-экспе Работа с
Мезоамеридиция
учебником.
ки
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника. Иллюстра тивный материал.
ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или презентаций»

II.
1
Искус
ство
Анти
чност
и

6. Эгейское
искусство*

Урок-иссле
дование

Искус 1
ство
Древ
ней
Греци
и

7. Архитектурный облик
Древней
Эллады

Урок-практикум с
элементами
экскурсии

8. Изобразительное
искусство
Древней
Греции*

Урок —
творческий
практикум
с
элементам
и
обобщения
ранее изученного
Урок-экскурсия с
элементам
и
практикума

1

Искус 1
ство
Древ
него
Рима

9. Архитектурные достижения
Древнего
Рима

1

10. Изобразительное
искусство
Древнего
Рима*

1

11. Театр и
музыка Античности

III.
1
Искус
ство
Сред
них

12. Мир византийского
искусства

Работа с
учебником.
Анализ
произведений искусства.
Выполнение
Творческих
заданий
Работа с
учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Работа с
учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проект- ных исследований или
презентаций»

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»

Работа с
учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Урок —
Работа с
творческий учебником.
практикум Анализ прос элемента- изведений
ми обобще- искусства.
ния ранее
Выполнение
изученного творческих
заданий
Урок —
Работа с
творческая учебником.
мастерская Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Урок-лекРабота с
ция с элеучебником.
ментами
Анализ пропрактикума изведений
искусства.

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы

веков

1

13. Архитектура западноевропейского
Средневековья

1

14. Изобразительное
искусство
Средних веков*

1

15. Театр и
музыка
Средних веков*

Искус 2
ство
Руси

16. Искусство
Киевской
Руси

2

17. Развитие
русского
регионального
искусства

2

18. Искусство
единого
Российского
государства

1

19. Театр и
музыка
Древней
Руси*

Выполнение
творческих
заданий
Урок-лекРабота с
ция с элеучебником.
ментами
Анализ пропрактикума изведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
УрокРабота с
беседа
учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Урок — оз- Работа с
накомлени учебником.
е с новым
Анализ промаизведений
териалом с искусства.
элементам Выполнение
и концерта творческих
заданий
УрокРабота с
практикум учебником.
с элемента- Анализ проми обобще- изведений
ния ранее
искусства.
изученного Выполнение
творческих
заданий
Урок-иссле Работа с
дование
учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Урок-экс
Работа с
курсия
учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
УрокРабота с
диалог
учебником.
Анализ произведений

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстра-

проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая мастерская», «Темы
проектных
исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая

искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Работа с
учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий

тивный материал. ЭФУ

Работа с
учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Урок-эксРабота с
курсия с
учебником.
элементам Анализ прои
изведений
практикума искусства.
Урок-путе- Работа с
шествие с
учебником.
элементам Анализ прои концерта изведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Урок-иссле Работа с
дование
учебником.
Анализ
произведений искусства. Выполнение
творческих
заданий
Урок-иссле Работа с
дование
учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Урок-раз
Работа с
мышление учебником.
Анализ произведений

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

IV.
1
Искус
ство
средн
евеков
ого
Восто
ка
1

20. Искусство
Индии

Урок-путе
шествие

21. Искусство
Китая

Урок-экскурсия с
элементам
и
практикума

1

22. Искусство
Страны
восходящего
солнца

1

23. Искусство
исламских
стран

V.
1
Искус
ство
Возрожд
ения

24. Изобразительное
искусство
Проторенессанса и Раннего Возрождения*

1

25. Архитектура итальянского
Возрождения

2

26. Титаны
Высокого
Возрождения

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстра-

мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская»,

Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля»
«Творческая

1

27. Мастера
венецианской
живописи

1

28. Искусство
Северного
Возрождения

1

29. Музыка и
театр эпохи
Возрождения

Итого
вый
урок
итого 34

искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Урок-раз
Работа с
мышление учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Урок-лекРабота с
ция с элеучебником.
ментами
Анализ происизведений
следования искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Урок — оз- Работа с
накомлени учебником.
е с новым
Анализ промаизведений
териалом с искусства.
элементам Выполнение
и
творческих
театрализа- заданий
ции

тивный материал. ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

Материал
учебника.
Иллюстративный материал. ЭФУ

мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»
Работа с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектРабота с рубриками
«Вопросы и задания
для самоконтроля» и
«Творческая
мастерская», «Темы
проектных исследований или
презентаций»

Поурочно-тематическое планирование 11 класс
№

Раздел

п/п

Тема урока

Количество
часов

Искусство Нового времени
Стилевое многообразие искусства .

1

Искусство барокко.

1

3

Архитектура барокко.

1

4

Изобразительное искусство барокко.

1

5

Реалистическая живопись Голландии.

1

6

Музыкальная культура барокко.

1

Классицизм и

Искусство классицизма и рококо.

1

рококо

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

1

9

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

1

10

Композиторы Венской классической школы.

1

11

Шедевры классицизма в архитектуре России.

1

12

Искусство русского портрета

1

13

Неоклассицизм и академизм в живописи

1

Изобразительное искусство романтизма.

1

Романтический идеал и его отражение в музыке.

1

1
2

7
8

14

Барокко

Романтизм

15

Зарождение русской классической музыкальной школы.
М.И.Глинка.

16
17

Реализм

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX
века

1
1

Социальная тематика в западноевропейской живописи
18

реализма

1

19

Русские художники-передвижники

1

20

Развитие русской музыки во второй половине XIXвека

1

Искусство конца XIX-XX века
21-

Импрессиониз

22

ми

Импрессионизм

2

постимпресси
23

онизм

Постимпрессионизм в живописи

1

24

Модерн

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

1

25

Символизм

Символ и миф в живописи и музыке

1

Художественные течения модернизма в живописи

1

27

Русское изобразительное искусство XX века.

1

28

Архитектура XX века

1

29

Театральное искусство XX века.

1

30

Шедевры мирового кинематографа.

1

31

Шедевры отечественного кино.

1

32

Музыкальное искусство России XX века.

1

33

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

2

34

Итоговый урок

1

26

Модернизм

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Г.И. Данилова. Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебник. - М., Дрофа
Г.И. Данилова. Искусство. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций - М., Дрофа
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Мировая художественная культура.10-11 классы. Гайская Е.О. Методические материалы. Искусство
(базовый уровень). 10 класс: методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Е. О. Гайская. —
М.: Дрофа, 2017. Гайская Е.О. Методические материалы. Искусство (базовый уровень). 11 класс:
методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Е. О. Гайская. — М.: Дрофа, 2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ФГИС Моя школа https://myschool.edu.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/6/
Библиотека ЦОК https://моиуроки.рф/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».