РП Совет старшеклассников 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ школа-интернат № 9
УТВЕРЖДЕНА
Директор МАОУ школы-интерната № 9
Пенских О.В.
Приказ № 209-3 от «01» сентября 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9212858)
Совет старшеклассников
для обучающихся 10-11 классов

МО Богданович
2025 год

Пояснительная записка
Нашей
страной
взят
курс
на
построение
гуманного
демократического общества. Под воздействием процессов обновления,
проблем раскрытия творческого потенциала личности, воспитания её
духовных качеств, вопросы её социализации становятся ведущими
темами педагогических исследований. Одной из первостепенных задач
современной педагогики становится содействие самореализации ребёнка
и развитие качеств, способствующих его социальному становлению. Это
требует значительного усиления внимания к личности как
биологическому индивиду и как социальной единице – личности с
неповторимой индивидуальностью, которая не допускает искусственного
расчленения процесса его формирования на отдельные составляющие, как
по содержанию, так и по временным отрезкам.
Программа «деятельности» совета старшеклассников является
одним из инструментов в решении проблемы воспитания нравственной
личности, способной к самореализации и самоадаптации в социуме.
Проблема воспитания нравственной личности является актуальной для
нашего времени в развитии общества в целом.
Цели изучения курса внеурочной деятельности
Цель. Создание благоприятных социальных условий для самореализации,
самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения
его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную
деятельность
Задачи:
•

Предоставить всем учащимся реальную возможность
участвовать в жизни класса, школы, микрорайона, города через
структурные подразделения школьного самоуправления, а
также используя возможности учреждений дополнительного
образования.

•

Предоставление учащимся реальной возможности вместе с
педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать,
организовывать, исполнять и анализировать учебновоспитательный процесс).

•

Развитие навыков лидерского поведения, организаторских
знаний, умений, навыков коллективной и руководящей
деятельности.

•

Обучение органов самоуправления активным формам работы с
учащимися.

Формы
проведение занятий, курс внеурочной деятельности
«Совет старшеклассников»
Ведущие формы и методы образовательной деятельности:
– Комплексное занятие.
– Учебные курсы, тренинги, повторения.
– Коллективная творческая деятельность.
– Самостоятельная практическая деятельность.
– Проектная и исследовательская деятельность.
Форма проведения занятий в коллективе, на разных стадиях реализации
программы:
– Групповые занятия (по расписанию).
– Коллективные дела, где задействованы в работе несколько групп (проект,
мероприятие).
– Индивидуальное занятие – работа над выступлением, проектом,
индивидуальная работа с одаренными детьми.

Содержание курса внеурочной деятельности «Совет
старшеклассников»
10 класс
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с отдельным человеком. Ознакомление с программой,
темами, расписаниями.
Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
Практика: Игры на знакомство («Снежный ком», «Я самый, самый»).
2. «Азбука лидера»
2.1. «Портрет лидера»
Теория : Понятия «лидер», «организатор», «руководитель». Типология
лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества,
наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качества. Их
ролики. Специфические и общие качества лидера.
Практика : Тест на эффективность лидерских образцов работы «Я - лидер»,
с результатом теста. Составление рейтинга качества лидера. Шифровка
«ЛИДЕР». Составление портрета лидера. Творческая работа «Кто такие
лидеры?». Тренинги «Маски», «Я для себя», «Я глазами друзей», «Я глазами
мамы, папы», «Я глазами врагов», «Я глазами сверстников».
2.2. «Детское и молодежное движение».
Теория: понятие «общественное объединение», «общественная
организация». Скаутское движение. Всесоюзная пионерская организация –
история пионеров в истории страны. Детские организации Свердловской
области. Знакомство с Общероссийским общественно-государственным
движением детей и правительства «Движение Первых». (РДДМ).
Практика: Игры российских скаутов. Пионерские игры.
2.3. «Поговорим о самоуправлении»
Теория: Понятие самоуправления. Самоуправление в детских организациях
и объединениях. Формы самоуправления. Школьное ученическое
самоуправление.
Практика: Моделирование структуры органов самоуправления. Деловая
игра.
3. «Лидер и команда».
3.1. «Организаторская техника лидера»
Теория: Организаторская техника как форма поведения лидера,
обеспечивающая его успешную деятельность. Готовность стать лидером.

Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы
организаторской деятельности.
Практика: Тест по выявлению организаторских способностей. Игры на
взаимодействие и сплочение. Игра «Организатор».
3.2. «Основные приемы формирования команды»
Теория: Понятие «команда». Основные приемы формирования команды.
Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и
коллективов. Формальная и неформальная структура коллектива, их
взаимодействие.
Практика: Обучение по формированию команды. Игры и упражнения на
командное образование и доверие. Игры на сплочение команды. Практикум
«Чемодан лидера».
4. «Мастерство общения – секрет лидерства».
4.1. «Психология общения».
Теория: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения.
Вербальное и невербальное общение. Общение в группе. Как правильно
вести беседу.
Практика : Игра «Поспорим с великими», практическая работа в группах.
Игры на взаимодействие. Тест «Умею ли я общаюсь».
4.2. «Навыки ораторского искусства»
Теория: Особенности ораторского искусства. Сущность и основные этапы
развития ораторского искусства, его место и значение в современном
обществе. Личность оратора. Способности лектора: развитое внимание,
быстрое переключение и четкое повышение уровня, концентрация, хорошая
память, сообразительность и др. Культура речи. Подготовка: выбор темы
речи, цель речи. Структура отображения.
Практика: Тренинг «Как говорить. Как слушать». Публичное выступление.
Мастерство ведения дискуссий, манер и презентаций. Круглый стол на
заданную тему.
4.3. «Конфликты и способы их разрешения».
Теория: Понятие конфликта, виды соображений, пути их решения.
Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций и
т.п. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их
отношениями и возможностями.
Практика: Проигрывание конфликтных ситуаций. Игры «Шляпа», «Пойми
меня» и др.
Тренинг «Мы вместе». Проведение дебатов, диспутов, пресс-конференций.
5. «Виды деятельности лидера»

5.1. «Игра - инструмент лидера».
Теория: Виды, типы игр, их значение. Методика проведения игр. Этапы
организации игры. Игровые методики. Классификация игр.
Практика : Практикум «Игры, в которые мы играем». Игры на знакомство,
игры с залом, игры на выявление лидеров, игры на взаимодействие, игры на
сплочение.
5.2. «Социальное проектирование».
Теория: Понятие проекта, спецификация. Основные правила составления
проектов, выбор темы, цель проекта, этапы реализации. Оформление работ.
Разработка проекта. Презентация. Реализация. Подведение итогов.
Практика: Составление проекта, защита.
5.3. Коллективно-творческое дело (КТД).
Теория : КТД как сильное средство сплочения коллектива. Стадии КТД.
Виды КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка.
Проведение. Подведение итогов.
Практика: игры на сплочение. Разработка собственной КТД. Организация
и проведение планового КТД. Рефлексия проведенного КТД. Способы
исправления ошибок при планировании деятельности.
6. «Здоровый образ жизни как ресурсного лидера»
6.1. «Составляющие ЗОЖ».
Теория: Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». Психическое,
прочное, социальное здоровье. Формула здоровья. Режим дня. Вредные
привычки. Питание. Система организации направления «ЗОЖ» в детскую
организацию.
Практика: Составление рейтинга своих вредных привычек. Игра «Что
такое здоровье?». Организация и проведение агитбригад, акций по
пропаганде ЗОЖ.
Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов за год.
Практика: Итоговое тестирование. Упражнение «Листок пожеланий».
11 КЛАСС
1. Вводное занятие
Теория: Ознакомление с программой, темами, расписаниями. Инструктаж
по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

Практика: Час высокопоставленного общения. Ролевые игры «Здравствуй
и прощай», «Давай познакомимся». Деловые игры «Ассоциация»,
«Комплимент»
2 . «Азбука лидера»
2.1. «Портрет лидера»
Теория: Повторение основных понятий. Склонность лидеров к
соперничеству, сотрудничеству, к компромиссам, умению замечательных,
способности к адаптации к каждому члену коллектива в процессе
совместной деятельности. Работа над результатом.
Практика: Составление коллажа о себе. Тест «Выбери шар». Тест «Лидер
ли я?».
Создание коллективного портрета лидера.
2. 2. «Детское и молодежное движение».
Теория: Правовые основы деятельности общественных объединений.
Основные понятия детского и молодежного общественного движения.
определение между общественным объединением, органом ученического
самоуправления и образовательным объединением.
Практика: Викторина «Моё детское объединение».
2.3. «Процесс и организация встречи (сбора, собрания)».
Теория: Система организации встреч. Подготовка, процесс и содержание
встречи.
Проведение и завершение соглашения. Обратная связь.
Практика: Организация и проведение сборов штаба «Лидер».
3. «Лидер и команда».
3.1. «Лидер и его команда. Формирование и сплочение коллектива»
Теория: Пути сплочения коллектива. Цель коллектива. Перспектива роста.
Климат в кабине. Распределение ролей в округе.
Практика: Упражнения «Квадрат», «Цепочка», «Комплимент», «Рыцарь,
дракон, принцесса». Деловая игра «Необитаемый остров»,
«Кораблекрушение».
4. «Виды деятельности лидера»
4.1. «Игра – инструмент лидера».
Теория: Возникновение и развитие игрового жанра. Классификация игр по
возрасту, поведению, содержанию, физическим и интеллектуальным
привычкам. Функции игровой деятельности. Роль ведущего – организатор
игрового действия. Народные игры (игры разных народов, русские
народные игры). Игры с эстрадой (правила проведения победителей,
аукционов и игровых конкурсов).

Практика: Проигрывание народных игр. Разучивание детских потешек,
скороговорок, традиционных загадок. Составление программы и
организация конкурса «Самый умный». Шоу-программа «День…».
4.2. «Социальное проектирование».
Теория : Выбор темы. Технология проектирования. Командный проект.
Формирование команды, поиск партнеров. Умение планировать и
реализовывать один общий проект. Работа в группах. Оформление
документации. Ошибки, допускаемые при создании проекта. Искусство
самопрезентации.
Практика: Составление и защита проектов. Участие в акции «Я –
гражданин России».
4.3. «Волонтерство».
Теория : История становления и развития волонтерского движения.
Содержание и направления деятельности. Волонтерское движение в
Томской области. Планирование и подготовка волонтерской акции.
Коллективный анализ проделанной работы, выработка плана на каждом
этапе действия.
Практика: Идеи для разработки программ деятельности волонтёрской
организации (отряда). Организация и проведение волонтёрских акций.
5. Блок «Имею право!»
5.1. «Права и свобода человека, сходства и различия»
Теория: Классификация прав человека. Поколения прав человека.
Коллективные и «солидарные права».
Практика: Круглый стол «Мир наших прав». Викторина «Знаешь ли ты?».
5.2. «Сегодня – ученик, завтра – избиратели».
Теория: Демократические традиции в России. Понятие элективного права.
Процесс и процедуры выборов, их соответствие историческим традициям
страны.
Практика: Анкетирование. Деловая игра «Послание президенту».
6 . «Вожатское мастерство»
6.1. «Основы организаторской деятельности в лагере» или «Что должен
знать начинающий вожатый».
Теория: Введение понятия «вожатый». Имидж современного вожатого.
Кратко из истории профессии. Алгоритм успеха вожатого. Оформление
отрядного уголка. Типы уголков, способы их оформления. Возможные
рубрики. Чередование творческих поручений. Виды творческих поручений.
Распределение обязанностей среди членов коллектива. Возрастные
особенности детей. Особенности работы с детьми разного возраста.

Практика: Игры «Кто такой вожатый», «Ассоциация», «Это здорово»,
«Рекламное объявление». Командная игра «Асим должен быть отрядным
уголком?». Творческая мастерская «Наш уголок». Разбор педагогических
ситуаций «Взрослый – ребенок».
6.2. Формы работы вожатого.
Теория: Разнообразие форм работы вожатого. Организация работы
творческих площадок: участники площадок, временные рамки работы,
подготовка раздаточных материалов. Технология проведения мастерклассов: история, концепция, разновидности. Танцевальные интерактивы:
идея, история возникновения, вариации, участники. Современные
командные игры: понятие «командная игра», история возникновения,
современные виды командных игр, Квест-игра.
Практика: Работа творческой площадки «Наши таланты». Мастер-класс
«Бумажная пластика». Развитие танцевального интерактива «Новое
поколение». Разработка сценария, организация и проведение квест-игры.
7. «Портфолио лидера»
Теория: Понятие термина «портфолио». Виды портфолио. Цель
составления. Содержание, структура документа. Разновидности. Требования
к портфолио, предъявляемого на конкурс. Практика: подготовка
собственного портфолио.
Итоговое занятие.
Теория: Подготовка к обзору лидерских знаний, умений и навыков.
Практика: Тест «Экзаменуем лидера».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Проходя курс обучения по программе «Совет старшеклассников», дети
приобретают опыт работы в области науки, знания и навыки в области
самопрезентации, коммуникативной успешности и готовы спроектировать и
организовать интересный содержательный досуг для детей и взрослых,
развивают свои лидерские качества и будут способны взять на себя
ведущую . роль при организации и проведении событий и мероприятий
различной направленности.
Программа достижения обучения требует следующих личностных и
метапредметных результатов.
Обучающиеся 10 класса.
Личностные результаты.
- проявляют устойчивый интерес к выбранной деятельности;
- формировать адекватную самооценку на основе навыков рефлексии
(адекватно оценивать себя и других, умение рефлексировать свою и чужую
деятельность);
- использовать навыки «вежливых действий» (просить-отказать,
благодарить-хвалить, приветствовать-прощаться);
- умеют определять свои эмоции и не боятся своего эмоционального ветра.
Метапредметные результаты. Обучающиеся владеют компетенциями:
- самостоятельная работа (умение сделать самостоятельный выбор,
аргументировать его, возможность самостоятельно собрать и в работе
использовать необходимую литературу, иные источники информации);
- социально-значимыми компетенциями и установками (умение
позиционировать себя; сотрудничать; прогнозировать социальные эффекты
своей деятельности; ответственность, уважение и доверие к людям,
оказывать на удивление других людей, взаимопомощь);
- обучающиеся производятся представления о профессиях, которыми они
подготавливают развитие лидерских, коммуникативных, социальных,
проектно-исследовательских способностей, эмоционального интеллекта и
творческого мышления.

Обучающиеся 11 класса.
Личностные результаты.
- проявляют активность во время внешних событий.
Метапредметные результаты. Обучающиеся владеют компетенциями:
- организаторской деятельности;
- сотрудничество и работа в группе (формировать и поддерживать
отношения сотрудничества, содружества и толерантности в коллективе и во
взрослом возрасте: уважать чужое мнение, слушать и говорить,
договариваться, улаживать разногласия и конфликты; планировать и
закреплять групповую работу);
- принятие решений;
- работа с информацией (поиск, анализ, использование);
- обучающиеся имеют расширенное представление о профессиях, которым
они подготавливают развитие лидерских, коммуникативных, социальных,
проектно-исследовательских навыков, эмоционального интеллекта и
творческого мышления.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

Наименование разделов и тем
программы

Разделы программы
Вводное занятие.

"Азбука лидера"

Лидер и команда

«Мастерство общения – секрет
лидерства»

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

1

Введение в
Образовательную
программу.
Инструктаж по
ТБ. Игры на
знакомство.

Беседа,
анкетирование.

2

Портрет лидера.
Детское и
молодежное
движение.
Поговорим о
самоуправлении.

Тестирование.
Викторина.
Деловая игра.

2

Организаторская
техника лидера.
Основные
приемы
формирования
команды.

Диагностика,
тестирование,
тренинг.

5

Психология
общения. Навыки
ораторского
искусства.

Диагности,
тестирование.
Публичное
выступление.

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Конфликты и
способы их
преодоления

Разрешение
конфликтных
ситуаций и
проведение
игры "Дебаты"

5

Игра инструмент
лидера.
Социальное
проектирование.
Коллективнотворческое дело.

Организация и
проведение
игр. Защита
проекта.
Организация и
проведение
КТД,
Викторина.
Защита
рефератов.
Тест.

5

«Виды деятельности лидера»

6

«Здоровый образ жизни как ресурс
лидера»

1

Составляющая
ЗОЖ.

7

Итоговое занятие.

1

Итоговое
тестирование.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

11 КЛАСС
№
п/
п

1

2

3

Наименован
ие разделов
и тем
программы
Вводные
занятия

«Азбука
лидера»

«Лидер и
команда»

Основное
содержание

Основны
е виды
деятельн
ости

Инструктаж по
ТБ.

Беседа.

3

Портрет лидера.
Детское и
молодежное
движение.
Процесс и
организация
встречи (сбора,
собрания).

Тест,
создание
коллекти
вного
портрета
лидера.
Викторин
а.
Организа
ция и
проведен
ие сбора.

2

Лидер и его
команда.
Формирование и
сплочение
коллектива.

Деловая
игра.
Организа
ция и
проведен
ие игр,
игровых
конкурсн
ых
программ
. Защита
проектов.
Мозговой
штурм,
организац
ия и
проведен
ие акции
Круглый

Количест
во часов

1

4

«Виды
деятельност
и лидера»

5

Игра инструмент
лидера.
Социальное
проектирование.
Волонтерство.

5

«Имею

2

Права и свободы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

право!»

6

«Вожатское
мастерство»

7

«Портфолио
лидера»

8

Итоговое
занятие

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

человека,
сходства и
различия.
Сегодня –
ученик, завтра –
избиратель.

2

«Основы
организаторской
деятельности в
лагере» или «Что
должен знать
начинающий
вожатый».
Формы работы
вожатого.

стол,
викторин
а.
Анкетиро
вание,
деловая
игра
Викторин
а.
Организа
ция и
проведен
ие
творческо
й
мастерско
й, мастеркласса,
разработк
а
сценария
квеста

2

Защита
портфоли
о лидера

1

Смотр
лидерски
х ЗУН,
тест
«Экзамен
уем
лидера»

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».