Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа - интернат № 9 среднего общего образования" Рассмотрено на педагогическом совете МАОУ школы-интерната № 9 Протокол № 4 от 11 января 2021 года Утверждаю: Директор школы-интерната № 9 Пенских О.В. Приказ № 1-1 п.1 от 11 января 2021 года ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательной деятельности учреждения с использованием дистанционных технологий и электронного обучения 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение устанавливает правила реализации в МАОУ школе-интернате № 9 (далее - Школа) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии: • со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция); • приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего, утвержденного приказом Министерством просвещения РФ №442 от 28.08.2020; • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 1.3. Электронное обучение (далее - ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Школа вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Школой в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности (технические возможности Школы и обучающихся). ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. 1.5. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 1.6. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется, независимо от их местонахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных технологий обучения. 1.7. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: • образовательные онлайн-платформы; • цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; • видеоконференции; • skype - общение; • электронные носители мультимедийных приложений к учебникам, электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности; • автоматизированные информационные системы организации и ведения образовательной деятельности (АИС СГО). 1.8. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: • лекция; • консультация; • семинар; • практическое занятие; • лабораторная работа; • контрольная работа; • самостоятельная внеаудиторная работа. 1.9. Сопровождение предметных курсов может осуществляться в следующих режимах: • тестирование онлайн; • консультации онлайн; • онлайн урок; • предоставление методических материалов; • сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные • виды текущего контроля и промежуточной аттестации). 2. Цели и задачи 2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или месту их временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для адаптивного обучения (с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся), персонализация обучения (обучение по индивидуальному учебному плану), освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. Также использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий может использоваться в случае необходимости установления особых условий обучения, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой, необходимостью минимизации контактов обучающихся и других ситуаций (длительное лечение, самоизоляция и пр). 2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач: • создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; • повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; • открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; • создание единой образовательной среды Школы; • повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация самостоятельной работы обучающихся; • повышение эффективности организации учебного процесса; • организация учебного процесса в период чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации по всей территории РФ или отдельной ее части. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: • принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по местожительству или месту временного пребывания; • принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационнообразовательной среды; • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; • принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; • принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим работникам использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Основными направлениями деятельности являются: • обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ; • обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин; • обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся; • обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах. 3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ 3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебновспомогательные работники Школы, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации. 3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности. 3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку. 3.5. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам. 3.6. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО, ООО, СОО. 3.7. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т. п.). 3.8. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. 4. Организация дистанционного и электронного обучения 4.1. Школа обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в том числе к образовательной онлайн-платформе, используемой Школой в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно. 4.2. Для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов обучения Школа обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи персонального пароля. 4.3. При оценке результатов обучения Школа обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий. 4.4. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности: • самостоятельное изучение учебного материала; • учебные занятия (видеоуроки - лекционные и практические); • консультации; • текущий контроль; • промежуточная аттестация. 4.5. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в Школе может осуществляеться по двум моделям: • модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; • модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение - современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся: • обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; • обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ; • обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); • обучающиеся по очно-заочной форме обучения; • обучающиеся, не имеющие технической возможности (компьютер, интернет и пр). 4.6. При возникновении чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации по всей территории РФ или отдельной ее части, а также в случае необходимости установления особых условий обучения, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой, необходимостью минимизации контактов обучающихся и других ситуаций (длительное лечение, самоизоляция и пр) Школа в праве принять самостоятельное решение об организации обучения по отдельным предметам преподавание с использованием дистанционных технологий и электронного обучения на определенный период. В этом случае издается приказ по Школе с указанием причин, сроков и перечня предметов, по которым производится переход на изучение с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. 4.7. Переход на обучение по всем предметам отдельного обучающегося (самоизоляция, отъезд за пределы региона, длительная болезнь и пр.) или целого класса (вынужденная самоизоляция) возможно только по заявлениям родителей (законных представителей). 4.7.1. Организация образовательного процесса с использованием ДОТ и ЭО в этом случае осуществляется в следующем порядке: - родители оформляют заявление на имя директора школы, в котором указываю причину необходимости полного перехода на данное обучение; - директор Учреждения издает приказ об организации образовательного процесса с использованием ДОТ и ЭО с указанием причины организации данного формата; - учебный процесс с использованием ДОТ и ЭО организуется по всем предметам учебного плана в соответствии с расписанием и выбранными видами учебной деятельности; - педагоги заполняют журналы в соответствии с Положением «По ведению электронного журнала» и утвержденного расписания; - текущий контроль знаний обучающихся фиксируется в классных журналах в соответствии с рабочей программой. 4.7.2. Текущий контроль знаний обучающихся в процессе освоения ими учебных курсов проводится по разделам учебной программы (изученным темам). Форма текущего контроля знаний, производящегося по итогам изучения каждого раздела учебной программы, определяется непосредственно учителем. Данные текущего контроля заносятся в электронный журнал. 4.7.3. Промежуточная аттестация обучающихся проводится при обучении по любой образовательной программе на основании Положения «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и переводе обучающихся» в период обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения». 4.6.4. При организации учебного процесса допускается изменение рабочих программ, которое проводится на основании Положения «О порядке разработки и утверждения рабочих программ педагогическими работниками, реализующими ФГОС НОО, ООО, СОО». 5. Заключительное положение 5.1. Данное положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области общего образования.