Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 8-9 класс Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ школы-интерната № 9. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (с изменениями и дополнениями) и с учетом Примерной основной образовательной программы ООО. Рабочая программа по учебному предмету представляет собой целостный документ, включающий три раздела: планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету. Структура документа включает в себя следующие элементы: пояснительную записку учебного предмета и УМК; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование по учебному предмету; планируемые результаты изучения учебного предмета на уровне основного общего образования. Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать: • повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства); • снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; • формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; • обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности; • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Структура курса ОБЖ в 8-9-м классе: Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени. За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения. Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени. Планируемые результаты освоения учебной программы Учащиеся должны понимать: 1. значение экологической безопасности для населения страны (региона); 2. значение и функции Министерства ГОЧС РФ; 3. классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 4. комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; 5. классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; 6. классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; 7. адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; 8. выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; 9. безопасно использовать ресурсы интернета; 10. ценность собственного здоровья. 11. использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; 12. классифицировать средства оказания первой помощи; Учащиеся должны знать: 1. основные опасные ситуации, возникающие в повседневной и профессиональной деятельности (по профилю будущей специальности) и правила поведения в них; 2. характеристику наиболее важных природных явлений и производственной деятельности человека, вызывающих возникновение чрезвычайных ситуаций; 3. основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; 4. способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; 5. правила поведения населения в зонах военного конфликта, порядок использования защитных сооружений гражданской обороны, порядок эвакуации населения; 6. наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики; 7. методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, ранений и отравлениях; 8. основные составляющие здорового образа жизни, систему самооздоровления и основы личной и общественной гигиены; 9. основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан, правовые основы военной службы, порядок прохождения военной службы по призыву. Учащиеся должны уметь: 1. обеспечить собственную безопасность в зонах криминогенной опасности, использовать приемы самозащиты; 2. выполнять мероприятия гражданской обороны по защите в чрезвычайных ситуациях мирного военного времени, предусмотренных органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; 4. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, растяжениях и ушибах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах, проведении искусственной вентиляции легких и непрямом массаже сердца; 5. выполнять приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 6. исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; 8. творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов, по 1 ч. в неделю в 8 и 9 классе.