Приложение №9 к АООП НОО ЗПР МАОУ школы-интерната № 9 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РИТМИКА» (коррекционный курс) для 1 – 4 класса на 2021-2022 уч.г. Составитель: Озорнина Т. С., учитель г. Богданович 2021г - - - - - - - - - Планируемые результаты освоения курса Результаты первого года обучения: приобретение учащимися представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности выполнить определённые танцевальные движения; приобретение школьниками знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе, представлений об актёрском мастерстве, получение сведений о танцах разных народов и различных эпох и формирование позитивного отношения школьника к традициям других народов, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Результаты второго года обучения: развитие ценностного отношения школьников к культуре, труду, воспитание чувства сопереживания к товарищам; развитие потребности двигательной активности как основы здорового образа жизни; гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца; познавательных возможностей, учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора. Результаты третьего года обучения: приобретение опыта публичного выступления; зная об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике, приобретение умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни; Результаты четвертого года обучения: в играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу; придумывать или выбирать движения в соответствии с характером музыкального произведения. в совершенстве исполнять изученные танцевальные композиции различных жанров; импровизировать под любое музыкальное произведение; доброжелательно и уважительно общаться в коллективе и в своей танцевальной паре; знать основы этики поведения в танцевальном зале, - совершенствовать полученные знания, умения, навыки в области хореографического искусства Формы подведения итогов реализации программы: - подготовка танцевальных номеров к школьным праздникам, - отчётный концерт. Формирование универсальных учебных действий. Личностные Знать – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила поведения в танце. классе и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. Применять - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; Уметь Метапредметные Предметные - знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа. - иметь нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - необходимые сведения о многообразии танцев особенностях танцев народов мира, народных танцев; танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты - полученные сведения о многообразии танцевального - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий - работать с танцевальными движениями, танцевальными шагами (переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки), элементы русского танца (ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник); - импровизировать; - работать в группе, в коллективе. - выступать перед публикой, зрителями. -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. искусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. Способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. Содержание программы Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся. Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы - развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков. В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкальноритмической основы произведения. Виды музыкально - ритмических движений и основные двигательные навыки у детей младшего школьного возраста. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. 1. Музыкальная игра. Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков. 2. Пляски, танцы, хороводы. Своеобразной формой музыкально - ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений. Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать: пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения; пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию; свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску; хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями; детский «бальный танец», включающий вальсообразные движения. Лёгкий, оживленный характер музыки сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами. характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок). В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как детям трудно запомнить их последовательность. 3.Упражнения. Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов. Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм), передавая это в движениях. Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала. Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движений только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка, а также требуется строгий учет его возрастных психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки. Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков. Движения становятся более выразительными, углубленными и утонченными. В разные моменты жизни детей общение с музыкой и танцем позволяет решать разные педагогические задачи. Наибольший вклад, безусловно, будет сделан в формировании личности ребенка при разумном использовании знаний психического развития. Движение под музыку дополняет ряд задач занятий ритмикой: - дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряжение; создает приподнятое настроение; развивает активность, инициативу; развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять. Знание особенностей детского восприятия в младшем школьном возрасте позволяет преподавателю наиболее точно и грамотно использовать методические приемы обучения. Особенность детского восприятия такова, что вырабатывать точность, четкость, осмысленность движения помогает использование подражательных движений или образное сравнение. Занятия ритмикой доставляют детям радость и удовольствие. Но должны быть доступны и содержание, и характер движений. Некоторые дети могут проявлять манерность, напряженность и передавать лишь внешнюю форму упражнений. Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку. Работа по закреплению и углублению связи движений с музыкой проходит успешно, если музыкальный руководитель, соблюдая последовательность задач музыкального восприятия, одновременно воспитывает и развивает движения детей, систематически прививая им необходимые навыки. Дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правильного исполнения многих движений. Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка. Практическая значимость занятий: Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах. Тематическое планирование 1 год обучения № п/п Тема учебного занятия Всего часов 1. Инструктаж по ТБ для учащихся. Введение в образовательную программу. 1 2. Урок-игра «Давайте познакомимся». Танцевальная игра «Один плюс все!». Упражнения на ориентировку. Игра на внимание «Быстро по местам!». Ритмикогимнастические упражнения. Игра «Повтори!» 1 Содержание деятельности Теоретическая Практическая часть занятия/ часть занятия/ форма форма организации организации деятельности деятельности Введение учащихся в предмет «Ритмика» Знакомство с основными видами хореографического искусства. Знакомство с правилами игры Проведение танцевальной игры «Один плюс все!». 1 Знакомство с правилами игры Строиться в круг, колонну, шеренгу 1 Общеразвивающие упражнения Ритмико-гимнастические упражнения. Игра «Потолок - пол». Ритмико-гимнастические упражнения. Игра «Танцевальный паровоз!». 1 Общеразвивающие упражнения 1 Общеразвивающие упражнения 7. Игры под музыку. Танцевальные упражнения: повороты, хлопки, подскоки 1 8. Игры на внимание. Танцевальная зарядка. Танцевальный этюд «Новогодняя полька». 1 Знакомство с правилами игры, знакомство с танцевальными движениями. Знакомство с правилами игры, знакомство с танцевальными движениями Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами, руками Наклоны и повороты туловища вправо, влево Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь. Отработка поворотов, подскоков 3. 4. 5. 6. Отработка элементов танцевального этюда Танцевальная игра «Один плюс все!». Танцевальный этюд «Пяточка - носочек». 1 10. Перестроения. «Змейка» 1 11. «Хоровод». Перекаты стопы 1 12. Перестроения, «Шахматы» 1 13. Движения на развитие координации. 1 14. Ходьба с координацией рук и ног 1 15. Бег и подскоки 1 16. Упражнения на развитие тела под музыку 1 9. Знакомство с правилами игры, знакомство с танцевальными движениями Отработка элементов танцевального этюда Перестроение в быстром и медленном темпе, с остановками, на время под различную музыку. Показ видеоролика с выступлениями русских народных коллективов. Объяснение отличий хоровода от других видов русского танца. Перестроение в быстром и медленном темпе, с остановками, на время под различную музыку. Объяснение педагогом значение координации, ее функции. Объяснение педагогом правильного исполнения бега и подскоков. Выполнение вслед за педагогом прыжковые упражнений на развитие координации. Выполнение вместе с педагогом упражнений по кругу в продвижении с использованием рук. Исполнение бега и подскоков под музыку различную по темпу, динамике и характеру. Исполнение вместе с педагогом упражнений на развитие всех групп мышц. 17. Элементы гимнастики: пружинные движения ногами. 1 18. Упражнения для развития позвоночника. 1 19. Закрепление изученных упражнений 1 20. Упражнения на развитие координации. Танец «Стирка» 1 21. «Я – герой сказки». Любимый персонаж . 1 22. Основные движения, переходы в позиции рук 1 23. Элементы народного танца: ковырялочка. 1 24. Музыкальноритмические игры: «Коршун и курица» 1 Общеразвивающие упражнения, знакомство с гимнастическими движениями Постановка тренировочного танца, на развитие координации. Объяснение педагогом понятия имитация, подражание, пантомима. Объяснение и показ педагогом основных позиций рук, их переходы из одной позиции в другую. Показ видеоролика с исполнением народного танца. Объяснение и показ педагогом правильного исполнения простейшего элемента народного танца – ковырялочки. Знакомство с правилами музыкально – ритмической игры «Коршун и Исполнение вместе с педагогом пружинных движений ногами. Исполнение вместе с педагогом волнообразных движений туловищем. Упражнение «Кошечка», Работа в группах. Составление учебных комбинаций с использованием изученных движений. Разучивание танца «Стирка» Самостоятельная работа. Исполнение под музыку сочиненных на уроке подражательных пародий на любимых сказочных героев. Исполнение вслед за педагогом основных позиций рук и их переходы из позиций. Исполнение вместе с педагогом ковырялочки. Играют в игру на развитие ловкости и внимания. 25. Музыкальноритмическая игра: «Магазин игрушек». 1 26. Упражнения на выстукивание под музыку. 1 27. Отработка упражнений. 1 28. Закрепление изученного. 1 29. Общеразвивающие упражнения. 1 30. Общеразвивающие упражнения: перекаты стопы. 1 31. Геометрические композиции фигур (коллективные). 1 курицы», направленную на развитие внимания и ловкости. Знакомство с правилами игры «Магазин игрушек» направленную на развитие артистизма и снятия «зажатости» Показ правильного исполнения выстукиваний. Рассказ педагога и показ схематических фигур наиболее используемых в постановке танца. Играют в игру «Магазин игрушек» изображая живые игрушки. Выстукивание прозвучавших мелодий. Их темп, ритм, характер. Исполнение разученных упражнений под музыку в более быстром темпе. Исполнение разученных упражнений самостоятельно, без наставничества педагога. А разных темпах. Исполнение вместе с педагогом упражнений на развитие всех групп мышц. Исполнение упражнений для развития стопы ( профилактики плоскостопия). Работа в группах. Составление маленьких этюдов с использованием разученных композиций фигур. 32. Музыкальноритмическая игра: «Я и мир вокруг». 1 Знакомство с правилами игры, направленной на развитие артистизма, чувства ритма. Играют в музыкально – ритмическую игру с использованием различного музыкального материала 33. Многообразность и необычность движений. Игра «Волк и Заяц». 1 Знакомство с правилами игры. Изображая животных двигаются в характере музыки. 2 год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема учебного занятия Всего часов Инструктаж по ТБ для учащихся. Вводный урок. Урок-путешествие в мир танца. 1 Урок-игра «Давайте познакомимся». Танцевальная игра «Один плюс все!». Упражнения на ориентировку. Игра на внимание «Быстро по местам!». Танцевальное приветствие. Позиции рук: I, II, III, подготовительное. Ритмико-гимнастические упражнения. Игра «Повтори!» Ритмико-гимнастические упражнения. Позиции ног: I, II, III, V, VI. Игра «Потолок - пол». Ритмико-гимнастические упражнения. Постановка корпуса, рук, ног. Игра «Танцевальный паровоз!». 1 Игры под музыку. Танцевальные упражнения: повороты, хлопки, подскоки. Положение «Деми - плие» по I, II,III позициям (полуприседание). Игры на внимание. Танцевальная зарядка. Танцевальный этюд «Новогодняя полька». Положение «Гранд - плие» поI, II, III, позициям 1 Содержание деятельности Теоретическая Практическая часть занятия/ часть занятия/ форма форма организации организации деятельности деятельности Введение учащихся Просмотр в предмет презентации «Ритмика» «Мир танца». Знакомство с основными видами хореографического искусства. Знакомство с Проведение правилами игры танцевальной игры «Один плюс все!». 1 Знакомство с правилами игры Строиться в круг, колонну, шеренгу 1 Знакомство с позициями рук, знакомство с правилами игры Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами, руками 1 Знакомство с позициями ног, знакомство с правилами игры Знакомство с понятием постановка корпуса, знакомство с правилами игры Знакомство с понятием демиплие Наклоны и повороты туловища вправо, влево Знакомство с понятием грандплие Отработка танцевальных движений 1 1 Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь. Отработка танцевальных движений 1 Знакомство с понятием релевэ, знакомство с правилами игры 10. Танцевальная игра «Один плюс все!». «Релевэ» по VI позиции (подъём на полупальцы) Танцевальный этюд «Пяточка носочек». Переменный шаг. 1 11. Приставной шаг. 1 12. Галоп. 1 13. Подскоки. 1 14. Определение такта в музыке. 1 15. Определение темпа музыкальной композиции. 1 16. Ускорение темпа движений (ачелерендо) 1 17. Замедление темпа движений (ритардандо) 1 18. Характер танцевальной музыки (динамические 1 Объяснение и показ Выполнение вместе педагогом с педагогом переменного шага. переменного шага вперед и назад. Танцевальное упражнение «Конькобежцы». Объяснение и показ Выполнение педагогом приставного шага. приставного шага. Танец «па де грасс» Объяснение и показ Выполнение шага педагогом шага галопа вперед, назад галопа. и в сторону. Работа над шагом галопа в парах по кругу. Показ педагогом Исполнение правильного подскоков исполнения индивидуально, в подскоков. парах, группах. Объяснение Выполнение понятия «такт». музыкально – ритмических заданий на определение сильных и слабых долей муз. Произведения. Объяснение Исполнение одного педагогом понятия и того же «темп». упражнения в различном темпе. Игра «Передача мяча по кругу». Исполнение упражнений в умеренном темпе с постепенным ускорением до быстрого темпа. Исполнение упражнений в умеренно темпе с постепенным замедлением темпа. Объяснении Выполнение понятия различных 9. Отработка танцевальных движений оттенки). «динамические оттенки». Виды динамических оттенков в муз. Произведениях. 19. Ходьба с координацией рук и ног. 1 20. Плавность движений. 1 21. Закрепление изученных упражнений. Игра «Я – учитель» 1 22. Элементы народного танца: хоровод. 1 23. Элементы народного танца: пляска парная 1 24. Элементы народного танца: перепляс. 1 25. Элементы народного танца: массовый пляс. 1 Просмотр видеороликов ансамбля «Березка». Объяснение понятия «хоровод», его возникновение, виды. Показ видеоролика с исполнением парной пляски. Показ видеороликов с исполнением перепляса. Объяснением отличий перепляса от других видов народного танца. Показ видеоролика с исполнением упражнений под резкое изменение силы звучания муз. Произведения. муз. Игра «Запев, припев» Исполнение ходов под различную музыку с разным темповом окрасом, при этом выполняя руками упражнения, а корпусом повороты. Исполнение вместе с педагогом плавных движений под музыку, направленных на развитие растяжки ног, корпуса. Каждый ученик выступает в роли педагога и показывает остальным упражнения на определенную группу мышц, остальные повторяют. Выполнение народных движений в парах. Исполнение классом простейших массовой пляски. 26. Элементы народного танца: ковырялочка. 1 27. Элементы народного танца: елочка. 1 28. Отработка упражнений. 1 29. Закрепление изученного. 1 30. Общеразвивающие упражнения. 1 31. Общеразвивающие упражнения: плавная ходьба на носочках. 1 32. Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные). 1 33. Композиция танца: экспозиция, завязка, развитие танца. 1 34. Подведение итогов. 1 танцевальный народных движений синхронно. Объяснение и показ Исполнение педагогом элемента «ковырялочки» русского народного вместе с педагогом и танца самостоятельно. «ковырялочка» Объяснение и показ Исполнение педагогом элемента «елочки» вместе с русского народного педагогом и в танца «елочка». комбинациях. Самостоятельное исполнение элементов народного танца. Постановка Разучивание учебного этюда на учебного этюда в материале русского народном характере. народного танца пройденного ранее. Исполнение вместе с педагогом упражнений направленных на развитие всех групп мышц. Рассказ педагога о Исполнение вместе с ходьбе в танце. педагогом шагов на носочках под музыку. Составление Исполнение и учебных этюдов с разучивание этюдов. использованием композиции фигур. Объяснение Определение завязки значения завязки и и развития на развития в примере балета постановке танца. «Щелкунчик» Просмотр балета «Щелкунчик» Самостоятельно исполнение танцевальных этюдов и упражнений разученных в течении года. 3 год обучения № п/п Тема учебного занятия Всего часов 1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности 1 2. Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивани, притоп). 1 3. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса 1 Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне. 4. Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс 1 Объяснить, как должна располагаться фигура относительно зрителя. Что такое ракурс. Кто такой зритель и, кто такой исполнитель. В чем их разница. 5. Танцы народов РФ, их особенности и костюмы 1 6. Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. 1 Просмотр видеороликов с исполнением танцев народным коллективом Игоря Моисеева Показ и объяснение педагогом позиции рук в хореографии. 7. Ритмическая схема. Ритмическая игра. 1 Содержание деятельности Теоретическая Практическая часть занятия/ часть занятия/ форма форма организации организации деятельности деятельности Уметь соблюдать Построение и правила техники перестроение в безопасности. линии. Просмотр видеороликов известных хореографических коллективов Определение Ритмичное действий таких как: исполнение хлопки, различных мелодий. выстукивания, притопы, их виды. Повороты, перегибы и наклоны корпуса в правую и левую сторону, под руководством педагога и самостоятельно. Разучить наиболее используемые танцорами позы, в конца и в течении танца. Основные ходы русского народного танца. Разучивание и исполнение позиции рук в классической хореографии. Объяснение и показ Научить составлять слайдов с небольшие 8. Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). 1 9. Упражнения на определение такта в музыке. 1 10. Упражнения на определение темпа музыкальной композиции. 1 11. Танцевальные движения в разном темпе. 1 12 Характер танцевальной музыки (динамические оттенки). 1 13. Координация движений. 1 14. Плавность движений. 1 15. Закрепление изученных упражнений. 1 ритмическими схемами и их видами. Показ педагогом упражнений с мячом, платком и обручем под музыку соблюдая ритм. Объяснение педагогом понятия «такт» и «размер» Объяснение педагогом понятия «темп», обозначение муз. Темпов, основные виды темпов. Объяснении понятия «динамические оттенки». Виды динамических оттенков в муз. Произведениях. танцевальные комбинации в группах по схеме. Повторение упражнений с предметом за педагогом в заданном ритме. Прослушивают муз. Произведения размером 2/4, ¾ и 4/ 4, хлопками и притопами отражают сильную долю такта и слабую. Выполнение движений по кругу в заданном педагогом муз. Темпе. Выполнение упражнений в заданном темпе. Упражнения на смену темпа Выполнение различных упражнений под резкое изменение силы звучания муз. Произведения. муз. Игра «Запев, припев» Исполнение вместе с педагогом танцевальных движений направленных на развитие координации. Исполнение вместе с педагогом гимнастических элементов, направленных на развитие плавности и мягкости движений. Самостоятельное исполнение 16. Жанры музыки: марш. 1 17. Жанры музыки: песня. 1 18. Жанры музыки: танец. 1 19. Актерская выразительность 1 20. Упражнения в актерской выразительности 1 21. Основные движения русского танца: хороводный шаг. 1 Прослушивание музыкального материала в темпе марша, объяснение его особенностей и отличий от других танцевальных произведений. Просмотр видеоролика с исполнением марша. Прослушивание песен разных жанров. Объяснение педагога отличий песни от мелодии и танца. Рассказ о танце, его возникновении и развитие, показ презентации о танце и его видах. Показ хореографических номеров с использованием пантомимы. Объяснение правил игры «Невыдуманный зверь » Игра «выдуманный зверь» Просмотр видеороликов ансамбля «Березка». Объяснение понятия «хоровод», разученных упражнений и танцевальных движений. Маршевый шаг, маршировка под музыку, построение и перестроение. Разучивание танцевальной комбинации. Индивидуальная и групповая работа по подражанию различным предметам и существам в соответствии с характером и темпом музыки. Индивидуальная и групповая работа по подражанию различным предметам и существам в соответствии с характером и темпом музыки. Постановка танцевального этюда – Хоровод. 22. Основные движения русского танца: переменный ход. 1 23. Вращения на месте. 1 24. Веревочка, присядки. 1 25. Элементы народного танца: кадриль квадратная. 1 26. Элементы народного танца: кадриль линейная. 1 27. Элементы народного танца: кадриль круговая. 1 28. Отработка упражнений. 1 29. Закрепление изученного. 1 его возникновение, виды. Показ видеоролика ансамбля «Березка». Объяснение и показ педагогом переменного шага. Выполнение вместе с педагогом переменного шага, медленно, в темпе , с использованием рук и поворотов корпуса, головы. Объяснение и показ Выполнение педагогом вращений у опоры правильного (хореографического исполнения станка) в медленном вращений на месте. темпе, затем без него. Объяснение и показ Исполнение педагогом женской веревочки (девочки), веревочки и присядки ( мужской – мальчики) присядки в русском характере. Показ видеоролика Исполнение с исполнением учебного этюда на кадрили материале квадратной. квадратной кадрили. Разводка квадратной кадрили. Просмотр Нахождение отличий видеоролика с между квадратно и исполнением линейной кадрилью. линейной кадрили. Исполнение Разводка линейной учебного этюда на кадрили. материале линейной кадрили. Просмотр Нахождением видеоролика с отличий в видео исполнением нарезках между круговой кадрили. видами кадрилей. Показ видео Исполнение нарезок с разученных ранее различными кадрилей. видами кадрили (квадратно, линейной, круговой) Корректировка Самостоятельное движений. исполнение разученных ранее кадрилей. Самостоятельное исполнение 30. Классический танец: вальс. Разучивание шагов. 1 31. Классический танец: вальс. Отработка шагов. 1 32. Классический танец: фигурный вальс. 1 33. Классический танец: фигурный вальс. Закрепление. 1 34. Подведение итогов. 1 Показ видеоролика с исполнением вальса. Рассказ о возникновении вальса, его темпе, ритме. Показ базовых шагов. разученных ранее кадрилей. Работа в группах. Сочинение какого либо вида кадрили. Выполнение вальсовых шагов без музыкального сопровождения, по квадрату в медленном темпе. Выполнение вальсовых шагов по кругу в различных темпах. Выполнение вальсовых шагов в парах по кругу. Постановка танцевального номера. Исполнение фигурного вальса в прах по кругу с использованием статических поз. Самостоятельное исполнение разученных в течении года упражнений и учебных этюдов. 4 год обучения № п/п Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Теоретическая Практическая часть занятия/ часть занятия/ форма форма организации организации деятельности деятельности Увлечь музыкой, Просмотр вызвать интерес к видеороликов движению. Уметь известных соблюдать правила хореографических техники коллективов. безопасности. Построение и перестроение в линии. Определение Ритмичное действий таких как: исполнение хлопки, различных мелодий. выстукивания, притопы, их виды. 1 Организационный урок. Введение. Инструктаж по технике безопасности. 1 2 Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса 1 3 Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). 1 Определение Ритмичное действий таких как: исполнение хлопки, различных мелодий. выстукивания, притопы, их виды. 4 Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии 1 5 Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. 1 Показ педагогом ритмического рисунка прозвучавшей мелодии по средствам хлопков Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне 6 Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина. 1 7 Понятие о рабочей и опорной ноге. 1 Объяснение значения танцевальных точек в хореографии. Пока упражнений выполняемых по диагонали. Показа высоты шага педагогом и объяснение о Развить музыкальный слух. Повороты, перегибы и наклоны корпуса в правую и левую сторону, под руководством педагога и самостоятельно. Самостоятельное нахождение танцевальных точек в зале. Работа над координацией тела. Равномерное распределение тяжести веса на обе 8 Понятие «шаг» 45°, 90°, 180°. Растяжка. 1 9 Первый танцевальный элемент «Крест». 1 10 Постановка корпуса. Движения плечами, бедрами, руками. 1 11 Разучивание позиций рук и ног. 1 12 Наклоны и повороты с хореографической точки зрения. 1 13 Гимнастические элементы. 1 14 Ритмические упражнения в различных комбинациях. 1 15 Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. 1 необходимости равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу. Подход к хореографической терминологии. опорные ноги, на одну опорную ногу. Повторение упражнений за педагогом. Работа над высотой шага и силой ног. Объяснение и показ Умение педагогом пользоваться движения «крест» движением «Крест» для рук, головы и для рук, головы, ног. ног. Объяснение и показ Постановка корпуса, педагогом работа над упражнений выразительностью изолированных взглядом. Повтор частей тела. упражнений за Правильная педагогом. постановка корпуса. Работа над выразительностью (не направлять взгляд в пол) Показ презентации Разучивание и рассказ педагога классических о классических позиций рук и ног. позициях рук и ног в хореографии. Показ педагогом Повороты, перегибы правильного и наклоны корпуса в исполнений правую и левую наклонов в разные сторону, под стороны. руководством педагога и самостоятельно. Объяснение о Выполнение правильном гимнастических исполнении элементов: мостик, гимнастических шпагат, корзинка и элементов т.д. Показ ритмических Разучивание упражнений на ритмических примере новогодних игр в новогодних игр. группах, парах, всем коллективом. Объяснение и показ Выполнение презентации на упражнений на тему «Дыхание. дыхание. Как правильно дышать» Увлечь танцевальными играми. 16 Урок-игра 1 17 Аэробика. 1 18 Аэробика. 1 19 Аэробика. 1 20 Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней. 1 21 Партнер и партнерша. Разучивание танца в паре. 1 22 Партнер и партнерша. Разучивание танца в паре. 1 Показ педагогом фигур танца в паре и схематично. 23 Гимнастика Parter. 1 24 Гимнастика Parter. 1 25 Игровые двигательные упражнения с предметами 1 Проверка знаний по материалу пройденному за год. Проверка знаний по материалу пройденному за год. Развитие двигательной активности. Объяснение игровых упражнений с Увлечь детей занятиями аэробикой. Рассказ о направлениях спорта связанных с хореографией. Увлечь детей занятиями аэробикой. Рассказ о направлениях спорта связанных с хореографией. Увлечь детей занятиями аэробикой. Рассказ о направлениях спорта связанных с хореографией. Рассказ и показ презентации о бальном танце, когда и где возник, как развивался. Показ педагогом фигур танца в паре и схематично. «Ловушка», «Русский кулачный бой», «Выйди из круга» (с мячом). Повтор упражнений вслед за педагогом под ритмичную музыку. Повтор упражнений вслед за педагогом под ритмичную музыку. Повтор упражнений вслед за педагогом под ритмичную музыку. Разучивание базовых шагов историко – бытовых танцев. Исполнение фигур танца в паре, сочинение комбинаций фигур в паре. Исполнение фигур танца в паре, сочинение комбинаций фигур в паре. Проверка умений по материалу пройденному за год. Проверка умений по материалу пройденному за год. Выполнение игровых двигательных упражнений с предметами. 26 Элементы украинского танца: базовые шаги, ковырялочка, присядки. 1 27 Отработка учебного этюда на украинском материале. 1 28 Элементы белорусского 1 танца: основные ходы, моталочка, трюки (мужской класс). 29 Отработка учебного этюда на белорусском материале. 1 30 Элементы молдавского танца: основной ход, ронд де жамп партер, па де буре. 1 31 Отработка учебного этюда на молдавском материале. 1 предметом построенных на подражании. Просмотр видеоролика с исполнением украинских народных танцев («Гапак»). Показ основных движений и постановка учебного этюда на украинском материале. Коррекция ошибок. Просмотр видеоролика с исполнением белорусского танца «Лявониха». Показ основных движений. Постановка учебного этюда на белорусском материале. Коррекция ошибок. Просмотр видеоролика с исполнением молдавских танце «Хора», «Молдависнянка». Показ основных движений. Постановка учебного этюда на молдавском материале. Коррекция ошибок. Разучивание учебного этюда в украинском характере. Самостоятельное исполнение этюда. Работа над характером исполнения. Разучивание учебного этюда в украинском характере. Самостоятельное исполнение этюда. Работа над характером исполнения. Разучивание учебного этюда в молдавском характере. Самостоятельное исполнение этюда. Работа над характером 32 Закрепление пройденного материала. 1 33 Закрепление пройденного материала. Контрольный урок. 1 34 1 исполнения. Самостоятельное исполнение упражнений пройденных за учебный год. Исполнение всех учебных этюдов. Закрепление Самостоятельная знаний и умений по работа по материалу сочинению этюдов, с пройденному за соблюдением год. музыкального ритма, темпа, настроения и характера.