Приложение № 9 к ООП НОО МАОУ школы-интерната №9 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Палитра» для 1-2 классов Составитель: Дубовкина Людмила Алексеевна воспитатель 1 КК Г. Богданович 2021г. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности: 1. Раскрытие творческого потенциала школьников. 2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления. 3. Создавать прекрасное своими руками. 4. Ценить свой труд, уважать чужой. 5. Уметь применять теоретические знания на практике. 6. Уметь пользоваться художественным материалом. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) ; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений. Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика. Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний. По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся научатся: 1-2 классы - высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник); -стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; -без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; -использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом; -использовать навыки компоновки; -передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения; -передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.); -применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура; -менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме; -составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм; -лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки); -составлять аппликационные композиции из разных материалов. 1 класс Содержание программы Наблюдаем и изображаем осень. Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок. В чем красота зимы? Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега. Мы и наши друзья. Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов семьи. Какого цвета весна и лето? Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина. Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки. 2 класс Содержание программы Чем и как работают художники (8 часов). Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью. Изображение животных родного края из пластилина по впечатлению и по памяти. Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов). Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти). О чем говорит искусство(9 часов). Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. Выражение характера человека в изображении; мужской образ в сюжете сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих тем.Изображение доброго и злого воина.Выражение характера человека в изображении; женский образ сюжете сказки.Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Выражение характера человека через украшение. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).Выражение намерений через украшение. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективноиндивидуальная. Аппликация. Как говорит искусство (9часов ). Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв. Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей Тематическое планирование 1 класс № Тема занятия с Кол-во часов королевой 1 1 «Знакомство Кисточкой». 2 «Что могут краски? » 1 3 «Изображать можно пятном ». 1 4 «Изображать можно пятном».. 1 5 «Осень. Листопад». 1 6 «Силуэт дерева ». 1 7. «Грустный дождик». 1 8. «Изображать можно в объёме». 1 9 Обзорная экскурсия «Здравствуй, 1 мир!» 10 «Красоту замечать». 11 «Узоры снежинок». 1 12 Рисуем дерево тампованием. 1 13 «Зимний лес». 1 14 «Портрет Снегурочки». 1 нужно уметь 1 Дата Содержание занятия Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по 15 «К нам едет Дед Мороз».. 1 16 «Снежная птица зимы».. 1 17 «Дом снежной птицы». 1 18 «Ёлочка – красавица». 1 18 «Кто живёт под снегом». 1 19 «Красивые рыбы». 1 20 «Мы в цирке». 1 21 «Волшебная птица весны». 1 22 «Моя мама». 1 23 «Цветы и травы» 1 24 «Цветы и бабочки». 1 25 «Орнамент из цветов, 1 листьев и бабочек для украшения коврика ». 26 «Моя семья» 27 «Веселые фигуры» 28 29 «Домашние питомцы» «Победителям –Слава! 1 1 30 «Весенняя клумба» 1 31 «Веселая игра» 1 1 телефону. Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративнообобщенные. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. Рисование натюрморта Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов. Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы играх. 32 33 «Лето, здравствуй!» «Маленькая галерея» 1 1 детей о любимых Фантазия . Творческая работа. Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев 2-й класс «Мы учимся быть художниками» На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира. Теоретическая часть: Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки Тематическое планирование 2 класс № 1 Тема занятия Кол-во Дата часов Творческие работы на тему «Мои 1 увлечения» Содержание занятия Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме. 2 Рисунки на тему «Я и моя семья» 1 Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме. 3 Конкурс на самый красивый 1 фантик. Портрет Зайчика – огородника. 1 Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет. Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации 4 5 6 7. 8. Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» 1 1 1 1 9 Конкурс рисунков на «Мамочка любимая моя» 10 Рисунки на тему «Братья наши меньшие» Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. 1 Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». Изготовление новогодних карнавальных масок. Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». Былинные богатыри. Илья Муромец. 1 11 12 13 тему: 1 1 1 1 Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения. Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях. Отношение к животным. Любимое домашнее животное Беседа о цветах. Рисование по теме. Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки. 18 Рисунки на тему: «Зимние забавы» 1 Представления детей о космосе. Рисование. Карнавал. Карнавальная маска. Прослушивание сказки. Иллюстрации. Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению. Рисование по теме 18 Рисование на тему: «Подводное 1 царство» Рисование по представлению на заданную тему. 19 Иллюстрация к сказке А. С. 1 Пушкина «Сказка о рыбаке и Прослушивание иллюстрирование. 14 15 16 17 1 1 1 сказки 20 рыбке» Конкурс рисунков «Слава армии 1 родной!». 21 Конкурс поздравительных 1 открыток «Милой мамочке!» 22 Рисование на Красота вокруг нас». Рисунок-декорация домик» 23 на тему: « 1 «Сказочный 1 24 Рисунки герои» тему 25 Рисование на тему: природу русскую» «Люблю 1 26 Рисование моя». «Родина 1 27 Изготовление открытки. 28 Конкурс Победе!» 29 Иллюстрация к сказке «Гуси – 1 лебеди». 30 Портрет живых персонажей из 1 сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» 31 Рисование на тему: картины» 32 Фантастические персонажи сказок: 1 Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. 33 Рисование на тему: «Моя любимая 1 игрушка» 34 Рисование красное» на «Любимые 1 тему праздничной 1 рисунков: на «Слава 1 «Весенние 1 тему: «Лето 1 Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование по представлению на заданную тему. Беседа о б истории праздника 8 марта. Рисование по представлению на заданную тему. Изображение пейзажа родного края. Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. Изображение человека и животных художественными средствами. Беседа о важности бережного отношения к природе. Рисование по представлению на заданную тему. Передача красоты родного края выразительными средствами. Создание простого подарочного изделия Беседа о героизме нашего народа в дни Вов. Рисование по представлению на заданную тему. Создание сюжетных композиций. Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов Беседа о весенних изменениях в природе.. Рисование по представлению на заданную тему. Изображение сказочных и фантастических персонажей Беседа о любимых игрушках детей. Рисование по теме Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)