Приложение № 9 к ООП НОО
МАОУ школы-интерната №9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Палитра»
для 1-2 классов
Составитель:
Дубовкина Людмила Алексеевна
воспитатель 1 КК
Г. Богданович
2021г.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников.
2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих
умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) ;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности.
учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные
образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения
и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих
знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых
учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок,
пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение,
рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на
уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся
научатся:
1-2 классы
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного
искусства ( что понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать
художник);
-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные
пропорции, общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист
бумаги;
-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и
сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции,
отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более
близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но
удаленных и т.д.);
-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать
художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.),
уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;
-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и
переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);
-составлять аппликационные композиции из разных материалов.
1 класс
Содержание программы
Наблюдаем и изображаем осень.
Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты).
Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок.
В чем красота зимы?
Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами
его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.
Мы и наши друзья.
Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с
рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов
семьи.
Какого цвета весна и лето?
Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения –
монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина.
Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки.
2 класс
Содержание программы
Чем и как работают художники (8 часов).
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их
своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение
смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя
крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и
впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с
белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными
кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман,
солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся
понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по
памяти и впечатлению) пастелью или акварелью. Изображение животных родного края из
пластилина по впечатлению и по памяти.
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).
Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или
зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни
людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино
элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и
т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения"
учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и
других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
О чем говорит искусство(9 часов).
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и
выразить в изображении характер животного. Выражение характера человека в
изображении; мужской образ в сюжете сказки. Например, "Сказка о царе Салтане"
А.Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих
тем.Изображение доброго и злого воина.Выражение характера человека в изображении;
женский образ сюжете сказки.Изображение противоположных по характеру сказочных
образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две
части: одни изображают добрых, другие – злых. Образ человека и его характер,
выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером:
Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Выражение характера человека через
украшение. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой,
какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут украшения у
Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских
доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).Выражение
намерений через украшение. Украшение двух противоположных по намерениям
сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективноиндивидуальная. Аппликация.
Как говорит искусство (9часов ).
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно
смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по
памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная
и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и
настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные
и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем,
сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже
одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение
летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).Конструирование или лепка
птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой
клюв. Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие
выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки
проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных
четвертей
Тематическое планирование 1 класс
№
Тема занятия
с
Кол-во
часов
королевой 1
1
«Знакомство
Кисточкой».
2
«Что могут краски? »
1
3
«Изображать можно пятном ».
1
4
«Изображать можно пятном»..
1
5
«Осень. Листопад».
1
6
«Силуэт дерева ».
1
7.
«Грустный дождик».
1
8.
«Изображать можно в объёме».
1
9
Обзорная экскурсия «Здравствуй, 1
мир!»
10
«Красоту
замечать».
11
«Узоры снежинок».
1
12
Рисуем дерево тампованием.
1
13
«Зимний лес».
1
14
«Портрет Снегурочки».
1
нужно
уметь 1
Дата
Содержание занятия
Урок-игра. Условия безопасной
работы.
(Введение
в
образовательную программу.)
Изобразительные
свойства
акварели.
Основные
цвета.
Смешение красок. Радуга.
Акварель,
отработка
приёма
рисования кругов в разных
направлениях.
Плавное
движение. Раскрасить приёмом
«размыть пятно».
Кляксография в чёрном цвете.
Превратить пятно в зверушку
Смешение
теплых
цветов.
Акварель.
Отработка
приёма: примакивание кисти
боком,
от
светлого
к
тёмному. Беседа на тему «Осень»
с
использованием
иллюстративного
материала.
Творчество великих художников.
Передача в рисунках формы,
очертания и цвета изображаемых
предметов.
Изображение дерева с натуры.
Образ
дождя,
ограниченная
палитра. Акварель. Беседа о
передаче
чувств
через
иллюстративный материал.
Превратить комок пластилина в
птицу. Лепка.
Наблюдение за окружающим:
неживой природой, людьми,
жизнью животных и птиц.
Обсуждение увиденного.
Изображение спинки ящерки.
Красота фактуры и рисунка.
Знакомство
с
техникой
одноцветной монотипии.
Ритм. Орнамент в круге. Гуашь.
Отработка
приёма:
смешение цвета с белилами.
Создание творческие работы на
основе собственного
замысла с
использованием художественных
материалов.
Характер деревьев. Ограниченная
палитра.
Изобразительные
свойства гуаши.
Пропорции человеческого лица.
Холодные цвета.
Урок – игра: общение по
15
«К нам едет Дед Мороз»..
1
16
«Снежная птица зимы»..
1
17
«Дом снежной птицы».
1
18
«Ёлочка – красавица».
1
18
«Кто живёт под снегом».
1
19
«Красивые рыбы».
1
20
«Мы в цирке».
1
21
«Волшебная птица весны».
1
22
«Моя мама».
1
23
«Цветы и травы»
1
24
«Цветы и бабочки».
1
25
«Орнамент
из
цветов, 1
листьев и бабочек для украшения
коврика ».
26
«Моя семья»
27
«Веселые фигуры»
28
29
«Домашние питомцы»
«Победителям –Слава!
1
1
30
«Весенняя клумба»
1
31
«Веселая игра»
1
1
телефону.
Фигура человека в одежде.
Контраст тёплых и холодных
цветов. Урок – игра: общение по
телефону
Холодная гамма цветов. Гуашь.
Орнаментальная композиция
Ритм геометрических
пятен.
Отработка приема в декоре дома
– линия зигзаг.
Впечатления
о
прошедшем
празднике. Творческая работа.
Свободный выбор материала.
Урок
– игра
на развитие
воображения. Холодные и тёплые
цвета. Гуашь, акварель (по
выбору).
Гуашь..Отработка приёма
–
волнистые линии. Закрепление
навыка – примакивание кистью.
Беседа
с
показом
иллюстративного и природного
материала
Ритм цветовых геометрических
пятен. Гуашь. Основные цвета.
Рисуем и играем.
Тёплая палитра. Гуашь. Пятно,
линия, точка.
Творческая работа. Беседа с
показом
детских
работ,
иллюстраций по иконописи.
Изобразительные
свойства
графических
материалов:
фломастеров, мелков. Ритм пятен
и линий. Игра «Мы.– гномики».
Декоративное
рисование.
Композиция в круге. Гуашь.
Понятие
«стилизация»,
переработка
природных форм в декоративнообобщенные.
Творческая работа. Беседа с
показом детских работ. Рассказы
детей о своей семье.
Ритм цветовых геометрических
пятен. Гуашь. Основные цвета.
Рисуем и играем.
Рисование натюрморта
Творческая работа. Беседа о
великом Дне 9 мая, о героизме
защитников родины в дни Вов.
Тёплая
палитра.
Гуашь.
Рисование
первых
весенних
цветов.
Урок-игра. Творческая
работа.
Беседа с показом детских работ.
Рассказы
играх.
32
33
«Лето, здравствуй!»
«Маленькая галерея»
1
1
детей
о
любимых
Фантазия . Творческая работа.
Заключительное
занятие:
выставка работ, награждение
активных кружковцев
2-й класс «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное
развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о
доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные
сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на
выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия,
штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных
по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование
литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки
Тематическое планирование 2 класс
№
1
Тема занятия
Кол-во Дата
часов
Творческие работы на тему «Мои 1
увлечения»
Содержание занятия
Беседа об увлечениях детей.
Рисование по теме.
2
Рисунки на тему «Я и моя семья» 1
Рассказ детей о своих семьях.
Рисование по теме.
3
Конкурс на самый красивый 1
фантик.
Портрет Зайчика – огородника.
1
Знакомство
с
акварелью.
Орнамент. Сюжет.
Работа
цветными
карандашами. Рисование по
воображению.
Прослушивание
сказки.
Выполнение иллюстрации
4
5
6
7.
8.
Иллюстрация к сказке «Три
медведя» (акварель) Иллюстрация
к сказке «Три медведя» (акварель)
Рисунки «Осенние сказки лесной
феи» (акварель)
Конкурс рисунков на тему:
«Правила
дорожные
знать
каждому
положено»
(цв.
карандаши)
Конкурс рисунков на тему: «Мои
любимые сказки»
1
1
1
1
9
Конкурс рисунков на
«Мамочка любимая моя»
10
Рисунки на тему «Братья наши
меньшие»
Конкурс рисунков «Мы рисуем
цветы».
Конкурс рисунков на тему:
«Птицы – наши друзья».
Праздник
русской
матрёшки.
Знакомство с хохломой.
1
Рисунки на тему: «Вселенная
глазами детей».
Изготовление
новогодних
карнавальных масок.
Иллюстрация к сказке «Петушок –
золотой гребешок».
Былинные
богатыри.
Илья
Муромец.
1
11
12
13
тему: 1
1
1
1
Осенние изменения в лесу.
Рисование картин осени
Эскизы
придуманных
дорожных знаков. Беседа о
правилах
дорожного
движения.
Обложка любимой сказки.
Герои
сказки.
Сказочная
природа
Беседа о отношениях детей с
родителями,
семейных
традициях.
Отношение
к
животным.
Любимое домашнее животное
Беседа о цветах. Рисование по
теме.
Беседа о жизни птиц зимой.
Рисование по теме
Знакомство с народными
промыслами.
Роспись
матрёшки.
18
Рисунки на тему: «Зимние забавы» 1
Представления
детей
о
космосе. Рисование.
Карнавал.
Карнавальная
маска.
Прослушивание
сказки.
Иллюстрации.
Знакомство
с
былинами.
Изображение богатырей по
представлению.
Рисование по теме
18
Рисование на тему: «Подводное 1
царство»
Рисование по представлению
на заданную тему.
19
Иллюстрация к сказке А. С. 1
Пушкина «Сказка о рыбаке и
Прослушивание
иллюстрирование.
14
15
16
17
1
1
1
сказки
20
рыбке»
Конкурс рисунков «Слава армии 1
родной!».
21
Конкурс
поздравительных 1
открыток «Милой мамочке!»
22
Рисование
на
Красота вокруг нас».
Рисунок-декорация
домик»
23
на
тему: « 1
«Сказочный 1
24
Рисунки
герои»
тему
25
Рисование на тему:
природу русскую»
«Люблю 1
26
Рисование
моя».
«Родина 1
27
Изготовление
открытки.
28
Конкурс
Победе!»
29
Иллюстрация к сказке «Гуси – 1
лебеди».
30
Портрет живых персонажей из 1
сказки Дж. Родари «Приключения
Чиполлино»
31
Рисование на тему:
картины»
32
Фантастические персонажи сказок: 1
Баба – Яга, Водяной, Кащей –
Бессмертный.
33
Рисование на тему: «Моя любимая 1
игрушка»
34
Рисование
красное»
на
«Любимые 1
тему
праздничной 1
рисунков:
на
«Слава 1
«Весенние 1
тему:
«Лето 1
Беседа о героизме защитников
нашей Родины. Рисование по
представлению на заданную
тему.
Беседа о б истории праздника
8 марта.
Рисование по представлению
на заданную тему.
Изображение пейзажа родного
края.
Просмотр картин художников
по
теме.
Рисование
по
представлению.
Изображение
человека
и
животных художественными
средствами.
Беседа о важности бережного
отношения к природе.
Рисование по представлению
на заданную тему.
Передача красоты родного
края
выразительными
средствами.
Создание
простого
подарочного изделия
Беседа о героизме нашего
народа в дни Вов.
Рисование по представлению
на заданную тему.
Создание
сюжетных
композиций.
Моделирование
художественными средствами
сказочных и фантастических
образов
Беседа о весенних изменениях
в природе..
Рисование по представлению
на заданную тему.
Изображение сказочных и
фантастических персонажей
Беседа о любимых игрушках
детей.
Рисование по теме
Просмотр картин художников
по
теме.
Рисование
по
представлению.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)