РП Правила дорожного движения 1-4

Приложение № 9 к ООП НОО
МАОУ школы-интерната № 9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Правила дорожного движения»
1-4 класс
на 2021-2022 уч.г.

Составитель:
Ростовщикова Елена Борисовна,
преподаватель-организатор ОБЖ,
ВКК

г.Богданович, 2021

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
класс Планируемые предметные результаты

Личностные УУД

ученик будет знать

у ученика будут сформированы умения

1

1.Основные части улицы и дороги.
2. Место передвижения пешеходов и
транспорта.
3. Правила ориентации на улице, дороге.
4. Название, назначение и возможные места
установки изученных дорожных знаков.
5. Значение световых сигналов. Светофоры
транспортные и пешеходные.
6. Правила перехода улиц и дорог по
пешеходным переходам, регулируемыми
сигналами светофора.
7. Знать маршрут движения из дома в школу и
обратно.

1.Определять наиболее опасные для
пешеходов участки улиц и дорог.
2. Уметь обращаться к взрослым пешеходам
за помощью при переходе улиц и дорог, в
местах интенсивного движения транспорта.

2

1.Характерные ошибки в поведении пешехода.
2. Название и назначение дорожных знаков,
изученных в 1 и в 2 классах.
3. Разметку на улицах и дорогах в местах
остановок общественного транспорта и на
пешеходных переходах.
4. Опасные и безопасные для пешеходов
участки дорог в микрорайоне.
5. Значение сигналов регулировщика,
светофора для пешеходов и транспорта.
6. Виды перекрёстков.
7. Значение сигналов, подаваемых водителями
транспортных средств.
8. Правила поведения пешеходов на улицах.
9. Знать маршрут движения из дома в школу и
обратно.

1.Определять безопасные места улиц и
условия для перехода их.
2. Выполнять переход улиц по обозначенным
переходам со взрослыми.
3. Правильно пользоваться общественным
автотранспортом.
4. Обращаться к взрослым в сложных
условиях перехода улиц.

3

1.Правила безопасного перехода улиц и дорог
с односторонним и двусторонним движением
транспортных средств.
2. Название, назначение дорожных знаков,
изученных в 1, 2 и 3 классах и места их
установки.
3. Правила поведения пешеходов по сигналам
регулировщика.
4. Опасные и безопасные участки дорог и
улиц.
5. Поведение пассажиров в общественном
транспорте.
6. Тормозной путь. Влияние состояния дороги
на тормозной путь.
7. Маршрут движения из дома в школу и
обратно.

1.Самостоятельно определять места
безопасного перехода улиц.
2. Определять для пешехода безопасные
расстояния до движущихся транспортных
средств.
3. Самостоятельно входить и выходить из
общественного транспорта.
4. Соблюдать этику поведения в
общественном и личном транспорте.
5. Самостоятельно ходить по маршруту из
дома в школу и обратно.

4

1.Этические нормы отношений и правила
безопасного поведения пешеходов и
пассажиров на улице, дороге и в
общественном транспорте.
2. Запрещающие, предупреждающие,
предписывающие, информационно -

1.Безопасно переходить улицу и дорогу
самостоятельно и с группой школьников,
помогать младшим при переходе улиц и
дорог.
2. Пользоваться наземными видами
общественного транспорта как

указательные знаки, их назначение и места
установки на улицах и дорогах.
3. Назначение дорожной разметки и виды
разметки на пешеходных переходах.
4. Правила безопасного поведения школьников
при движении группой и колонной по улице и
загородной дороге.
5. Движение на велосипеде (мопеде) по дороге
и улице.

самостоятельно, так с группой школьников.
3. Правильно объяснять младшим
школьникам, как безопасно переходить
улицу и дорогу и как надо вести себя в
общественном транспорте.
4. Оценивать правильность и безопасность
поведения на улицах и дороге пешеходов и
водителей транспортных средств.

Содержание курса внеурочной деятельности
№
п/п

Тема

Содержание

Виды деятельности
обучающегося

1 класс (33 часа)
1

Дорога в школу и
домой (3 ч.)

Базисный маршрут из лома в школу и обратно.

Практическое занятие.
Изображение схемы
маршрута безопасного
передвижения.

2

Кого называют
пешеходом,
водителем,
пассажиром? Что
такое транспорт (3
ч.)
Какие опасности
подстерегают на
улицах и дорогах?
(5 ч.)
Светофор (2 ч.)

Понятие - пешеход, водитель, пассажир. Виды
транспорта в своем городе.

Знать правила и
обязанности участников
дорожного движения.

Закрытый обзор. Невнимательность. Место игр.

Почему на улице
опасно. Для чего надо
знать и выполнять ПДД.

Пешеходный светофор. Светофор для водителей
транспорта.
Понятие о тротуаре, пешеходной дорожке,
обочине. Где ходят пешеходы? Групповые
передвижения детей на улице.

Для чего нужен
светофор.
Знать правила движения
пешеходов.

Понятие - дорога и её элементы.
Понятие - пешеходный переход. Подземный и
наземный переходы.

Знать элементы и
обозначение дороги
Знать правила перехода
дороги при наличии
этих переходов.
Дорожные знаки,
разметки.

Что означают
дорожные знаки? (4
ч.)
Контрольное
занятие
(5 ч.)

Дорожные знаки для пешеходов. Различие
знаков. Пешеходный переход.

Назначение дорожных
знаков.

Проверка знаний учащихся по правилам
перехода улиц и дорог.

Экскурсия «Я пешеход» (3 ч.)

Экскурсия по городу.

Тесты. Настольные
игры подвижные игры,
макеты, просмотры
мультфильмов,
фильмов, презентаций.
Соревнования на
специальной
автоплощадке.
Подведение итогов
(диагностика по ПДД).
Практическое
закрепление занятий.
Разбор безопасных
путей подхода к школе,
дому и т.д.

3

4
5

6
7

8

9

10

Правила поведения
на тротуаре и
обочине
(3 ч.)
Что такое проезжая
часть дороги? (3 ч.)
Пешеходный
переход
(2 ч.)

2 класс (34 часа)
11

Почему дети
попадают в
дорожные аварии?

Статистика детского дорожного
травматизма в районе, городе.

Примеры правильного
поведения детей на
дорогах.

(4 ч.)

12

История появления
автомобиля и
правил дорожного
движения
(2 ч.)

История. От конной повозки до
современного автомобиля.

13

Что такое ГИБДД, и
кто такой инспектор
ДПС?
(2 ч.)
Новое о светофоре
(3 ч.)

ГИБДД. Инспектор ДПС - милиционер, друг Инспектор дорожной
полиции, его работа.
и помощник детей.

15

Правила
безопасности
перехода улиц и
дорог
(4 ч.)

Особенности поведения пешехода в осенне зимний период, весной и летом.

16

Новое об улицах,
дорогах и дорожных
знаках (4ч.)

Понятие об одностороннем, двустороннем
движении.

17

Правила перехода
перекрестка (3 ч.)

Понятие перекрёсток. Регулируемый и
нерегулируемый перекресток.

18

Мы - пассажиры (2
ч.)

Основные виды пассажирского транспорта
и правила поведения в транспорте.

19

Контрольное
занятие
(5 ч.)

Проверка знаний учащихся по правилам
перехода улиц и дорог.

20

Экскурсии «Я пешеход и
пассажир» (5 ч.)

Экскурсия по городу.

14

Первые светофоры. Светофоры с
дополнительными секциями.

3 класс (34 часа)
21

Причины
несчастных
случаев и аварий
на улицах и
дорогах (3 ч.)

Анализ несчастных случаев и аварий на
улицах и дорогах.

Исторический очерк о
возникновении ПДД.
Историческая хроника
изобретения
автомобиля, велосипеда.

Из и истории светофора.
Знать сигналы
светофора и их
значение.
Опасные ситуации,
возникающие при
переходе улиц и дорог.
Примеры ДТП с детьми
( по материалам
дорожной полиции).
Значение дорожных
знаков для пешеходов и
водителей.
Знать правила перехода
перекрёстка. Где и как
перейти проезжую
часть, если пешеходный
переход не обозначен.
Знать правила перехода
дороги при движении к
остановке и после
выхода из транспорта.
Тесты. Настольные
игры подвижные игры,
макеты, просмотры
мультфильмов,
фильмов, презентаций.
Соревнования на
специальной
автоплощадке.
Подведение итогов
(диагностика по ПДД).
Практическое
закрепление занятий.
Разбор безопасных
путей подхода к школе,
дому и т.д.
Дисциплина на дороге.
Знать обязанности
участников движения
дороги. Рассказ об
улице и о дороге, и ее
составных частях.
Опасные ситуации,

22

Новое о светофоре
и дорожных
знаках (3 ч.)

Пешеходный и транспортный светофоры.
Предупреждающие, запрещающие,
предписывающие дорожные знаки.

23

Что нужно знать о
перекрёстках и
опасных
поворотах
транспорта (3 ч.)

Регулируемый и нерегулируемый
перекрестки.

24

Правила перехода
проезжей части
дороги (3 ч.)
Остановочный и
тормозной путь
автомобиля (3 ч.)

Понятие о полосах движения.
Разделительные полосы.

26

Правила перехода
железной дороги
(3 ч.)

Правила перехода железной дороги.
Железнодорожный переезд. Шлагбаум,
настил. Дорожные знаки у железной дороги.

27

Правила езды на
велосипеде (3 ч.)

Где и как можно ездить на велосипеде?

28

Правила
поведения в
транспорте (3 ч.)

Посадочная площадка. Правила поведения в
местах остановок транспорта.

29

Контрольное
занятие
(5 ч.)

Проверка знаний учащихся по правилам
перехода улиц и дорог.

30

Экскурсии «Я пешеход и
пассажир» (5 ч.)

Экскурсия по городу.

25

Понятие - остановочный и тормозной пути
автомобиля.

4 класс (34 часа)
31

Как избежать
несчастного
случая на улице и
дороге? (3 ч.)

Беседа с учащимися о правилах безопасного
поведения пешеходов и пассажиров.

возникающие при
переходе улиц и дорог.
Примеры ДТП с детьми
( по материалам
дорожной полиции).
Из и истории светофора.
Знать сигналы
светофора и их
значение. Знать
значение дорожных
знаков.
Знать правила перехода
проезжей части на
нерегулируемом
перекрестке.
Предвидеть опасные
ситуации на дороге.
Предвидеть опасные
ситуации, возникающие
при переходе дороги.
Знать, что такое
остановочный и
тормозной путь, его
последствия.
Какие возникают
опасности при
движении пешеходов
перехода через ж/д.
Игры и соревнования на
велосипедах с
элементами велофигур.
Знать правила
безопасного поведения
при пользовании
автобусом. Правила
перехода дороги при
движении на остановку.
Тесты. Настольные
игры подвижные игры,
макеты, просмотры
мультфильмов,
фильмов, презентаций.
Соревнования на
специальной
автоплощадке.
Подведение итогов
(диагностика по ПДД).
Практическое
закрепление занятий.
Разбор безопасных
путей подхода к школе,
дому и т.д.
Определить какие
улицы с наиболее
интенсивным
движением транспорта и
пешеходов в городе.

32

Новое о дорожных
знаках (3 ч.)

Запрещающие, предупреждающие,
предписывающие, информационные,
указательные знаки и места их установки.

33

Типы
перекрёстков и
особенности
перехода (3 ч.)

Особенности перехода регулируемого и
нерегулируемого перекрёстков.

34

Значение сигналов
светофора и
регулировщика (3
ч.)

Соответствие сигналов регулировщика и
светофора.

35

Значение
предупредительны
х сигналов
транспортных
средств (3 ч.)

Установка предупредительных сигналов на
транспорте.

36

Особенности
поведения
пешехода
(3 ч.)

Движение по обочине, в темное время
суток. Движение группы людей на
загородной дороге.

37

Какие ошибки мы
допускаем при
переходе улиц и
дорог (3 ч.)

Дорожные «ловушки», бытовые привычки.
«Игры» вблизи проезжей части.

38

Правила перехода
проезжей части
вне зоны
видимости (3 ч.)

Понятие - зоны видимости и недостаточная
видимость.

39

Контрольное
занятие
(5 ч.)

Проверка знаний учащихся по правилам
перехода улиц и дорог.

Международный язык
знаков (исторический
очерк). Знать
назначение семи групп
дорожных знаков.
Понятие
«равнозначные» и
«неравнозначные»
дороги. Как ведут себя
водители на
нерегулируемых
перекрестках?
Знать сигналы
светофора и
регулировщика.
Положение корпуса и
жесты регулировщика,
их значение.
Знать правила и
значение сигналов для
водителей и пешеходов.
Подача
предупредительных
сигналов световыми
указателями поворотов
или рукой.
Знать правила движения
пешеходов вдоль
загородной дороги.
Правила перехода, как
использовать правильно
световозвращатели и
опасности,
подстерегающие
пешехода на загородной
дороге.
Рассмотреть дорожные
ситуации (какие ошибки
допускаются при
переходе улиц и дорог),
в которые попадают
дети.
Знать понятие, что такое
зона видимости и
недостаточной
видимости. Рассмотреть
дорожные ситуации
(перехода проезжей
части вне зоны
видимости).
Тесты. Настольные
игры подвижные игры,
макеты, просмотры
мультфильмов,
фильмов, презентаций.
Соревнования на
специальной
автоплощадке.
Подведение итогов
(диагностика по ПДД).

40

Экскурсии «Я пешеход и
пассажир» (5 ч.)

Экскурсия по городу.

Практическое
закрепление занятий.
Разбор безопасных
путей подхода к школе,
дому и т.д.

Тематическое планирование
№
п/п

Количество
часов

Тема

Календарь освоение
план

Дорога в школу и домой (3 ч.)
1

Кого называют пешеходом, водителем,
пассажиром? Что такое транспорт (3 ч.)
1 класс
33ч.

Какие опасности подстерегают на улицах и
дорогах? (5 ч.)
Светофор (2 ч.)
Правила поведения на тротуаре и обочине
(3 ч.)
Что такое проезжая часть дороги? (3 ч.)
Пешеходный переход (2 ч.)
Что означают дорожные знаки? (4 ч.)
Контрольное занятие (5 ч.)
Экскурсия «Я - пешеход» (3 ч.)

2

3

2 класс
34 ч

3 класс
34 ч.

Почему дети попадают в дорожные аварии?
(4 ч.)
История появления автомобиля и правил
дорожного движения (2 ч.)
Что такое ГИБДД, и кто такой инспектор ДПС?
(2 ч.)
Новое о светофоре (3 ч.)
Правила безопасности перехода улиц и дорог
(4 ч.)
Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках
(4ч.)
Правила перехода перекрестка (3 ч.)
Мы - пассажиры (2 ч.)
Контрольное занятие (5 ч.)
Экскурсии «Я - пешеход и пассажир» (5 ч.)

Причины несчастных случаев и аварий на
улицах и дорогах (3 ч.)
Новое о светофоре и дорожных знаках
(3 ч.)
Что нужно знать о перекрёстках и опасных
поворотах транспорта (3 ч.)
Правила перехода проезжей части дороги
(3 ч.)
Остановочный и тормозной путь
автомобиля (3 ч.)

Фактически

Правила перехода железной дороги (3 ч.)
Правила езды на велосипеде (3 ч.)
Правила поведения в транспорте (3 ч.)
Контрольное занятие (5 ч.)
Экскурсии «Я - пешеход и пассажир» (5 ч.)

4

4 класс
34 ч.

Как избежать несчастного случая на улице
и дороге? (3 ч.)
Новое о дорожных знаках (3 ч.)
Типы перекрёстков и особенности
перехода (3 ч.)
Значение сигналов светофора и
регулировщика (3 ч.)
Значение предупредительных сигналов
транспортных средств (3 ч.)
Особенности поведения пешехода (3 ч.)
Какие ошибки мы допускаем при переходе
улиц и дорог (3 ч.)
Правила перехода проезжей части вне зоны
видимости (3 ч.)
Контрольное занятие (5 ч.)
Экскурсии «Я - пешеход и пассажир» (5 ч.)

Литература
1. Правила дорожного движения РФ (с изменениями и дополнениями), 2021
2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.1-6 классы. Программа «В
жизнь по безопасной дороге», занятия/ авт.- сост. Т.В. Фролова, Учитель 2018
3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней
школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями/ авт. сост.
В.В. Шумилова, Учитель 2017
4.Правила дорожного движения. 1-4 классы (ФГОС): занимательные занятия/ авт.-сост.
С.О. Жатин, 2018
5. Изучаем правила дорожного движения. 1-4 классы (ФГОС), тематические занятия,
классные часы и викторины/ авт.-сост. А.В. Бармин, 2018
№
п/п
1.
2.

3.

4.

5.

6.

Интернет-ресурсы
Интернет-портал
«РгоШколу.ги»
ЦСТАиПО
«Академический»
«Безопасность детей
на дорогах»
Социальная сеть
работников
образования
nsDortal.ru
Мультимедийный
учебный курс Правил
Дорожного Движения.
Интернет-портал
«Добрая Дорога
Детства»
Интернет-портал
пешеходов

http://www.proshkolu.ru/user/Polikarpowa/folder/40612/
http://bdd.mosuzedu.ru/index.php?option=com content&view=art
icle&id=91:2012-07-06-09-41 -03&catid=9:2010-02-18-19-3613&Itemid=5
http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnostizhiznedeyatelnosti/library/rabochaya-programma-po-pdd

http://pdd.webuniver.org/main/

http://www.dddgazeta.ru/

http://peshehodam.ru/

В связи с возрастающим потоком автомототранспорта, переход улиц для пешеходов, в
особенности для детей, становится более сложным. Конечно, изменились и правила
перехода улиц, и требования к пешеходу.
При обучении любому предмету, знания, полученные учащимися, оцениваются
хорошими или плохими отметками. А правила дорожного движения не могут быть
усвоены плохо или посредственно. Без знаний правил дорожного движения или
несоблюдения их, участник дорожного движения может расплачиваться своим здоровьем
и даже жизнью. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы добиться от каждого
юного участника дорожного движения - обучающегося знаний правил дорожного
движения.
Порой из-за эмоционального состояния подросток осуществляет переход улиц, не
замечая вовремя транспортное средство, а также не может правильно ориентироваться, а
тем более оценивать любую дорожную ситуацию. Взрослые, школьные педагоги, должны
сформировать у обучающихся безопасные стандарты поведения на дорогах.
Центром учебно-воспитательной работы среди учащихся по безопасному
самостоятельному передвижению на дорогах, в качестве пешехода, на велосипеде,
мотоцикле, в автомашине, в общественном транспорте становится школа.

Программа внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» рассчитана на
четыре года обучения по 1 часу в неделю. Сроки реализации курса с 1 по 4 класс, по 1
часу в неделю в каждом классе начальной школы. В 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 классах –
34 часа.
Итогом выполнения программы возможны практические занятия с выходом
учащихся (группой не более 15 человек) и учителя, патрулирование на дороге с
сотрудниками ГИБДД, а также проведение тематических занятий, беседы, конкурсы,
соревнования, викторины на лучшее знание правил дорожного движения, демонстрация
фильмов и видеороликов, беседы с инспекторами дорожного движения.
Основные методы проведения занятий:
Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного
происшествия;
Наглядные: показ иллюстраций, картинок, схем, табличек по правилам дорожного
движения;
Практические: практические занятия, игровые занятия, конкурсы, соревнования и
викторины.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и
умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как
участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем
дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к
уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых
становятся младшие школьники.
Задача состоит в том, чтобы сформировать устойчивые навыки соблюдения и
выполнения ПДД, культуру безопасного поведения на дорогах, обучение школьников
ПДД, обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания, развитие
творческих способностей, формирование общечеловеческих нравственных ценностных
ориентаций, привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при
ДТП, формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на
дорогах и улицах, развивать мотивацию к безопасному поведению, формировать навыки
самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования
уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе
следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической
деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных
знаний и навыков.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».