РП Юнэко (экологическое воспитание) 1-4 кл

Приложение № 9 к ООП НОО
МАОУ школы-интерната №9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юнэко (экологическое воспитание»
для 1-4 классов

Составители:
Валеева Н.М.
Новикова В.А.
Клименко М.В.
Сагитуллина И.Ю.
Пяткова Т.В.

Г. Богданович
2021г.

1. Планируемые результаты освоения курса
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к
окружающей
среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в
природе;
–
принятие
обучающимися
правил
здорового
образа
жизни;
– развитие морально-этического сознания.
2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД
Ученик научится:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять
поиск
информации
при
выполнении
заданий;
–
сравнивать
объекты,
выделяя
сходство
и
различия;
–
устанавливать
правильную
последовательность
событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
–
участвовать
в
диалоге
при
–
осуществлять
взаимопроверку
при
– формирование коммуникативных навыков.

выполнении
работе
в

заданий;
парах;

Ученик будет способен проявлять следующее:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных
категорий;
- работать в коллективе, группе;
- презентовать работу перед аудиторией.
3. Планируемые предметные результаты
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
–
называть
характерные
признаки
времен
года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих
растений,
диких
и
домашних
животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных
(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

–
ухаживать
и
размножать
комнатные
растения;
–
интерес
к
познанию
мира
природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
–
осознание
места
и
роли
человека
в
биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия
этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.

Содержание программы для 1 класса
Здравствуй, чудо-природа!
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической
культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается
первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с
природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных
жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по
возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими.
Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные
закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся
в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц,
чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много
примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных
Свердловской области.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где
царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в
доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети
учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и
занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных
растений.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования,
цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах,
оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют
секреты неживой природы.
10 раздел – “Наш досуг”

Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство.
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать
фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Тематическое планирование занятий
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12

13
14
15
16
17

Раздел. Тема занятия
Я и природа
Экологическая тропа осенней экскурсии
Как вести себя на природе
Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная
Братья наши меньшие
Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”
Чем мы кормим домашних животных
Как ухаживать за своим питомцем
Пернатые друзья
Местные виды птиц
Столовая для птиц. Изготовление кормушек
Путешествие в мир леса
Взаимосвязь растений и животных
Экологическая тропа
Редкие и исчезающие виды растений и животных
Свердловской области
Зимний сад на окне
Комнатные растения.
Влияние света на рост и развитие комнатных растений.
Исследовательская работа
В мастерской художницы Зимы
“Красавица - Зима”. Конкурс рисунков
Загадки животного мира
Любопытные факты о живой природе
Секреты неживой природы
Смена дня и ночи
Наш досуг
Коллективная работа “Весенние цветы в вазе”
Зачётное мероприятие
Итого

Кол.
часов
3

3

2

1
1

2

1
1
1
2

17

Содержание программы для 2 класса
«Прикосновение к прекрасному»
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно
соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы
наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая
охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной,
В.Левановского,
В.Лифшица,
муляжи
грибов.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и
другие обитатели водоемов?
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
7 раздел – “Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления
букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.

Тематическое планирование занятий
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17

Раздел. Тема занятия
В гостях у природы
Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу
Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из
природных материалов
Джунгли зовут! Игровое занятие
Пернатые – наши друзья
Клесту не страшен холод
Экологическая акция “Берегите птиц!”
О грибах и не только
Съедобные и несъедобные грибы
Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях
Грибная угадайка
Жизнь на водоемах
Аквариумные рыбки
Оригами. “Рыбки в аквариуме”
Удивительный мир бабочек
Выставка рисунков
Хочу все знать. Об интересных явлениях природы
Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения.
Исслед. работа
Мы юные садоводы
Искусство составления букетов.
Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах
Работа на пришкольном участке
Итоговое занятие
Итого:

Кол.
часов
3

2

3

2

1
2

4

17

Содержание программы для 3 класса
“В чудный мир экологических открытий…”
“Нет правды без любви к природе.
Любви к природе нет без чувства красоты”.
Ян. Полонский
1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”.
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с
оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой
дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.
2 раздел. “Лес - верный друг человека”.
Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Структура
леса, типы. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные
этажи”. Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных
материалов).
3 раздел. “Страницы биографии деревьев”.
Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние
и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное
кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева.
Корни – “добытчики” и проводники дерева.
4 раздел. “Лесные пожары”.
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины
экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен
клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”.
Как уберечься от беды?
5 раздел. “Наш край - край лесов и лесных богатств”.
Что мы знаем о наших лесах? Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов.
Народные промыслы. Лесные богатства. Лекарственные растения наших
лесов. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые
цепи и сети. Почва леса.
Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших…”
6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”.
“Зелёный щит” нуждается в защите. Разновидности живой природы,
занесённые в Красную книгу. Фотоснимки интересных животных и птиц.
Красная
книга.
7 раздел. “Тихий уголок детства”.
Родники
наши.
Животный мир. Наши луга и просторы. Реки Свердловской области. Дары
природы:
грибы,
ягоды,
орех.
Иллюстрации
животного
мира
и
растений
нашего
края.
Практическая деятельность: уборка территории школы, мусора возле дорог.
Проведение праздника “День птиц” (конкурс скворечников).
8 раздел. “Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы”.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды.
Использование
природных
богатств.
Влияние автомобильного транспорта на экологию (выхлопные газы).
Глобальное потепление климата, в чём причина и чем грозит всему
человечеству
и
всему
живому
на
Земле.
9 раздел. “В здоровом теле - здоровый дух”.
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека.
Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых.
Закаливание организма. Вредные привычки.
Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.

Тематическое планирование занятий
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Раздел. Тема занятия.

Кол.
часов

Я - юный исследователь и следопыт
“Исследуем, проверяем, ищем и находим…”
Разноцветная ярмарка (экскурсия в осенний лес).
Лес - верный друг человека
Лёгкие нашей планеты.
Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и
исследование).
Творим чудеса своими руками .
Страницы биографии дерева
Сколько лет дереву?
Лесные пожары
Самое страшное – это пожар.
Наш край – край лесов и лесных богатств
Лес, а лес?! Встань передо мною.
Знаем ли мы свой лес? (Игра-КВН).
Достучаться до каждого сердца.
За щитом Красной книги (изучение фауну и флору, занесённую
в Красную книгу). Составление списка растений и птиц.
Родничок мой, родник, дай воды напиться.
Если хочешь жить долго - посади дерево.
Тихий уголок детства
Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Природа и экосистема
окружающей среды).
Проведение “Дня птиц”.
Экологические катастрофы - беда нашей природы
«Мы – против загрязнения!» (конкурс рисунков).
В здоровом теле - здоровый дух.
Хлеб - всему голова! (Здоровая пища).
Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе).
Итого

2

3

1
1
2

3

2

1
2

17

Содержание программы для 4 класса
“Этот мир придуман не нами”
“Люди! Будьте бдительны! Я вас люблю!”.
Юлиус Фучик
1 раздел. “Мы живем на Земле”.
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия.
Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь
(лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”,
“Только факты”. (Ридерз Дайджест”)
2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”.
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и
землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг …”.
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы.
Определение сторон света по звёздам
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас.
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно
ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схемыкарты своего края или села.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”.
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы.
Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные
явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги
в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если
жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”.
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе.
Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство.
Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов.
Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как
уберечься от бедствий?
6 раздел. “Мы - земляне”.
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь.
Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки.
Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной
язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица). Политическая
карта мира.
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте
жить дружно!”
7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”.

Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира.
Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное
развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный
продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется
обязанности. Декларация прав человека. Правила дорожного движения.
Конституция – Основной закон жизни.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”.
Папка “Всё о человеке”.
8 раздел. “Я - сын своего народа”.
Моя страна – Россия. Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История народа.
Культура и быт моих предков.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Практическая деятельность: проведение народных праздников. Встреча с
пожилыми людьми, сбор материалов по истории города.

№

Тематическое планирование занятий
Раздел. Тема занятия

Вселенная и наша планета
1 Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что
за слово “вселенная”? Где край Земли?
2 Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и
весенние работы в саду в огороде.
Земля - планета Солнечной системы
3 Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)
4-5 Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”.
Экологические проблемы нефтяной промышленности
6 Игра-викторина “В гостях у хозяйки медной горы”
И на север и на юг…
7 Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о
сотворении мира.
8 Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на
местности без компаса)
Воздушная подушка нашей планеты
9 Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?
10 Практическое занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая ….радугадуга”.
У природы нет плохой погоды
11 У костра месяцев - братцев. (Смена времён года). Откуда что
берётся?
12 Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных
условий на развитие народного хозяйства.
13 Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с
приметами своего края)
Мы - земляне
14 Жизнь – это… Чудо! Происхождение жизни на земле.
15 “Ребята, давайте жить дружно!”. (Игра КВН )
...Человек – это звучит гордо!
16 Самое разумное существо на земле (ознакомление строением тела
человека). Человеческие возможности.
Я - сын своего народа
17 Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор
материалов по истории города.)
Итого

Кол.
часов
2

4

2

2

3

2

1

1

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».