РП Я-гражданин России 1-4

Приложение № 9 к ООП НОО
МАОУ школы-интерната № 9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – гражданин России»
для 1-4 классов

Составители:
Валеева Н.М.
Новикова В.А.
Клименко М.В.
Сагитуллина И.Ю.
Колупаева Л.В.

Г. Богданович
2021г.

1. Требования к результатам освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является
формирование следующих умений:
 внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений
(явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
 начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
 положительная мотивация учебной деятельности;
 самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
 навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 сознание необходимости получения знаний, как средств реализации
коммуникативных умений и навыков;
 формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории,
культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач;
 освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа,
семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
 способность использовать источники художественного наследия в
пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
 совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой
литературы, историко-художественной и историко-популярной
литературы;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
2. Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить дополнительную информацию по
содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой
жизненный опыт;
 владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего
правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие,
хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,
Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство,


















гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право,
свобода, обязанность, ответственность;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в социуме;
овладение основами правовой грамотности, правилами правового и
нравственного поведения;
знание наиболее значимых событий в истории материальной и
духовной культуры России;
устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и
следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
4. Личностные УУД:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.

2. Планируемые результаты программы внеурочной деятельности.
У учащихся должно быть сформировано ценностное отношение к
России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ,
старшему поколению, к природе.
Учащиеся получат знания о значимых страницах истории страны, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и
культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах
поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, узнают традиции своей семьи и образовательного учреждения,
научатся бережно относиться к ним.
Учащиеся приобретут опыт ролевого взаимодействия и реализации
гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми
разного возраста, научатся быть неравнодушными к жизненным проблемам
других людей, сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации,
видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники получат начальные представления о правах и
обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, об эстетическом
отношении к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста появится личный опыт участия
в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в
школе, на пришкольном участке.

3. Содержание
«Я гражданин России»
Раздел 1. Маленькие Россияне (17 ч.)
1 класс
1. «Я и я» (3ч)
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?»
2. «Я и семья» (3ч)
Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Папа, мама,
я – дружная семья.
3. «Я и культура» (2ч)
Дары природы. История моего города.
4. «Я и школа» (5ч)
Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа». Мой школьный
дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
5. «Я и мое Отечество» (3ч)
Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие
герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
6. «Я и планета» (1ч).
Я – житель планеты земля.
Раздел 2. Моя Малая Родина (17 ч.)
2 класс
1. «Я и я» (3ч)
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других.
2. «Я и семья» (3ч)
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Конкурсы рисунков
«Моя семья».
3. «Я и культура» (2ч)
Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.
4. «Я и школа» (3ч).
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. По каким правилам мы
живем в школе?
5. «Я и мое Отечество» (3ч)
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Наш город. След
Великой Отечественной войны в жизни родного края.
6. «Я и планета» (3ч)

Экология нашего города. День добрых волшебников. День птиц.
Раздел 3. Россия – Родина моя (17 ч.)
3 класс
1. «Я и я» (3ч)
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие
разные.
2. «Я и семья» (3ч)
Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя
семья – моя радость.
3. «Я и культура» (1ч)
Экскурсии в музей.
4. «Я и школа» (3ч)
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.
Вежливая улица. Конкурс рисунков о школе.
5. «Я и мое Отечество» (5ч)
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского
государства. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное
время. Конкурс рисунков о войне.
6. «Я и планета» (2ч)
Животные из Красной книги. Чем живет планета Земля?
Раздел 4. Я – гражданин России (17 ч.)
4 класс
1. «Я и я» (3ч)
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила
счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни.
2. «Я и семья» (2ч)
Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя
коллекция.
3. «Я и культура» (2ч)
Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем
вкусе.
4. «Я и школа» (3ч)
Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно
учиться в школе.
5. «Я и мое Отечество» (5ч)
Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края.
Государственный праздник – День Согласия и примирения. Я – гражданин
России. О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне.
6. «Я и планета» (2ч)
Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля.

4. Календарно-тематическое планирование
1 класс «Маленькие Россияне» - 17ч
№
Форма и тема
Цели
Дата
занятий
1 Игра «Я, ты, мы». - развивать умения понимать других
людей;
- воспитывать внимательное отношение
друг к другу, способствующее сплочению
коллектива;
2 Классный час
- предоставить учащимся возможность
«Мой сосед по
узнать своих одноклассников;
парте».
- развивать умение наблюдать и
правильно оценивать свои поступки и
поступки друг друга;
3 Беседа «Кто я?
- создать условия для проявления
Какой я? Что такое индивидуальности и творческих
личность?»
способностей учащихся;
- способствовать формированию у ребят
потребности в самореализации на основе
полученных знаний;
4 Беседа «Забота о
- воспитывать чувство любви, заботы и
родителях – дело
уважение к родителям;
совести каждого».
5 Классный час
- знакомить учащихся с семьёй, как
«Семейные
частицей рода, в которой сливаются
традиции».
традиции и культура русского народа;
- прививать любовь к семье;
- воспитывать чувство доброты и
сопереживания;
6 Классный час
- развивать семейное творчество,
«Папа, мама, я –
- сотрудничать с семьёй;
дружная семья».
- способствовать организации семейного
досуга;
7 Занятие «Дары
- расширить представление о
природы».
многообразии и пользе овощей и фруктов,
созреваемых в осенний период;
8 Беседа «История
-расширить и углубить знания учащихся
моего города».
по истории родного города;
9 Занятие «Мои
-познакомить с правами учащихся и их
права и
обязанностями;
обязанности».
10 Конкурс рисунков - учить детей выражать свои мысли,
«Моя школа».
эмоции и чувства посредством рисунка;
11 Занятие «Мой
- формировать ответственное отношение к
школьный дом».
учению, бережливое отношение к
школьному имуществу;

12 Занятие «Законы
жизни в классе».

-формировать дружелюбные отношения
между одноклассниками, чувство
товарищества и взаимопомощи;
13 Классный час
- обогащать словарный запас учащихся
«Школа
вежливыми словами;
вежливости».
- учить правильно употреблять эти слова
в соответствии с ситуацией;
14 Беседа о
- знакомить учащихся с символами
государственной
Российского государства, с их историей;
символике страны, - воспитывать любовь к Родине, к
малой родины.
родному краю;
15 Урок Мужества
- знакомить с историческими фактами
«Маленькие герои времен Великой Отечественной войны, с
жизнью людей в это время;
большой войны».
- воспитывать чувство патриотизма;
16 Классный час
- воспитывать у мальчиков стремление
«Поклон тебе,
стать сильным, отважным, ловким;
солдат России».
приобщение к традициям страны;
17 Круглый стол «Я – - формировать представление о планете
житель
планеты Земля;
Земля».
- воспитывать уважение к языку,
традициям, обычаям разных народов;

2 класс «Моя Малая Родина» - 17 ч
№
Форма и тема
Цели
Дата
занятий
1
Беседа «Я –
- развивать умение учащихся вести себя в
ученик».
соответствии с нравственными нормами,
правилами поведения;
- воспитывать чувство доброты,
ответственности;
2
Игра «Мой
- знать, сколько должен весить портфель,
портфель».
как влияет его вес на здоровье;
3
Беседа с
- формировать нравственные качества
элементами игры
учащихся;
«Подумай о
- уметь вести рассуждения и
других».
аргументировать свою точку зрения;
умение дружить, беречь дружбу;
3
Беседа «Моя
- воспитывать уважительное отношение к
любимая
мамам; способствовать созданию теплых
мамочка».
взаимоотношений;
5
Конкурс «Об отце - дать понятие основной нравственной
говорю с
категории «Уважение»;
- формировать умение строить отношение
уважением».
с другими людьми;
6
Конкурс рисунков - формировать у учащихся чувства
«Моя семья».
ответственности и заботы за свою семью;
- воспитывать доброе, внимательное и
чуткое отношение к близким;
7
Беседа с
- содействовать формированию
элементами игры
нравственных отношений;
«Что посеешь, то и - формировать навыки самоанализа
пожнешь».
поступков;
8
Экскурсия в музей. - формировать у детей «образ музея», как
храма искусства, в котором хранятся
художественные коллекции;
9
Беседа
- помочь детям разобраться в понятиях
«Обязанности
«права» и «обязанности»;
ученика в школе». - воспитывать уважение к правам других;
10 Классный час «Я
- прививать интерес к учёбе, любовь к
люблю свою
школе;
школу».
- способствовать сплочению детского
коллектива;
11 Игра «По каким
- познакомить учащихся со школьными
правилам мы
правилами;
живём в школе?»
- расширить знания о своих правах;
- формировать умение решать
проблемные ситуации;

12

13

14

15

16

17

Классный час
«Знакомства с
символами
родного края (герб,
гимн, флаг)».
Классный час
«Наш город».

Беседа «След
Великой
Отечественной
войны в жизни
родного края».
Беседа «Экология
нашего города».

- воспитывать у учащихся чувство
патриотизма, уважительного отношения к
государственным символам России, края;
- формировать гражданскую
ответственность;
- воспитывать уважение к местам славы
нашего города, любовь к родному городу;
чувство патриотизма; бережно относиться
к историческому наследию нашего
города;
- учить бережно относиться к
историческому наследию нашего города;
- воспитывать нравственнопатриотические качества;

- сформировать у детей знания о
разнообразных видах деятельности
школьников по защите природы;
- познакомить с понятием «экология»;
- воспитывать нравственно –
эстетические чувства детей;
Занятие «День
- продолжить знакомство с понятиями
добрых
«добро» и «зло»;
- воспитывать дружеские
волшебников».
взаимоотношения между учащимися;
Конкурс рисунков - развивать позитивное творческое
«Птицы».
мышление, воспитание художественного
вкуса;

№

3класс «Россия – Родина моя» - 17ч
Форма и тема занятий
Цели

1

Классный час «Кому
нужна моя помощь?»

2

Викторина «Кто что
любит и умеет делать».

3

Беседа «Мы все такие
разные».

4

Беседа «Почему меня
так назвали».

5

Занятие «Что значит
быть хорошим сыном и
дочерью».

6

Беседа «Моя семья моя радость».

7

Экскурсия в музей.

8

Беседа «Мой класс –
моя семья».

9

Мои права и
обязанности. Беседа о
школьном Уставе.

- формировать у учащихся способность
сознательно выстраивать отношение к
себе, к другим людям, к обществу;
- развивать умение уважать другие
точки зрения, быть терпимыми;
- развивать умение понимать других
людей;
- воспитывать внимательное отношение
друг к другу, способствующее
сплочению коллектива;
- формировать нравственные качества
учащихся; умение вести рассуждения и
аргументировать свою точку зрения;
умение дружить, беречь дружбу;
- развивать интерес к происхождению
своего имени;
- прививать уважительное отношение к
собственному имени.
- формировать у учащихся умение
анализировать свои поступки и черты
характера;
- развивать у учащихся чувство
ответственности;
- воспитывать бережное отношение к
членам семьи, друг к другу;
- учить понимать роль взрослого и
ребёнка в семье; вызывать у ребёнка
гордость за свою семью;
- формировать у детей «образ музея»,
как храма искусства, в котором хранятся
художественные коллекции;
- формировать дружелюбные отношения
между одноклассниками, чувство
товарищества и взаимопомощи;
- формировать представления детей об
основных правах; напомнить основные
документы, которые закрепляют права
ребёнка;
- развивать умение анализировать,
сравнивать и обобщать события и
поступки;

Дата

10

Викторина «Вежливая
улица».

11

Урок милосердия и
доброты.

12

Символы Российского
государства

13

Вам, защитники
Отечества!

14

Беседа «О подвигах
женщин в военное
время».

15
16

Конкурс рисунков о
войне.
Заочное путешествие
«Животные из Красной
книги».

17

Классный час «Чем
живёт планета Земля?»

- способствовать созданию
положительного микроклимата в классе;
доказать, что этическое воспитание –
одна из основ формирования
жизнерадостного, отзывчивого,
инициативного ребёнка, способного к
творческой деятельности;
- способствовать духовно –
нравственному развитию детей;
-воспитывать доброжелательность,
искренность, милосердие, умение
радоваться жизни;
- углубить знания учащихся о символах
государства, их значении;
- воспитывать любовь к Родине,
родному краю
- познакомить учащихся с историей
возникновения праздника 23 Февраля;
- воспитывать любовь к Родине,
чувство патриотизма, долга,
ответственности
- воспитывать интерес к героическому
прошлому своей страны;
- развивать чувство сострадания,
сопереживания, умение понимать и
правильно реагировать на исторические
факты и события;
- учить детей выражать свои мысли,
эмоции и чувства посредством рисунка;
- познакомить с историей создания
Красной книги, с причинами её
создания;
- воспитывать бережное отношение к
природе, любовь к ней;
- развивать интеллектуальные умения
учащихся; акцентировать внимание на
экологические проблемы;
- воспитывать любовь ко всему живому;

№
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4 класс «Я – гражданин России» - 17ч
Форма и тема занятий
Цели
Беседа «Кто я? Какой
я? Откуда я родом».

- расширить представления учащихся
о самих себе, своих способностях;
раскрыть роль активности человека в
процессе его самосознания и
самореализации;
- воспитывать стремление к
творческому самовыражению;
Классный час «Хочу и - закрепить понятие о том, что жизнь
надо. Правила жизни». и здоровье – главные ценности,
которыми обладает человек;
- учить составлять распорядок дня;
Классный час
- формировать у учащихся
«Правила счастливого способность быть удовлетворённым
человека. «Можно» и жизнью, умение ценить жизнь,
«нельзя» в жизни».
дорожить ею;
Классный час «Забота - воспитывать бережное отношение к
о родителях – дело
членам семьи, друг к другу; понимать
совести каждого».
роль взрослого и ребёнка в семье;
вызывать у ребёнка гордость за свою
семью;
Беседа «Моя семья.
- формировать у учащихся чувства
Наша домашняя
ответственности и заботы за свою
коллекция».
семью;
- воспитывать доброе, внимательное и
чуткое отношение к близким;
Презентация «Сто
- прививать интерес к духовно –
великих женщин.
нравственным ценностям; создание
Образ русской
целостного образа русской женщины;
женщины».
Классный час «О
- формировать правильное
красоте, моде и
представление об истинной красоте
хорошем вкусе».
человека;
- развивать эстетический вкус;
Классный час «Мой
- воспитывать взаимоуважение,
лучший школьный
вежливое обращение ребят друг к
друг».
другу;
Занятие «Наши
- расширить и конкретизировать
классные
обязанности учащихся (на основе
обязанности».
полученных знаний);
Беседа «Зачем нужно - стимулировать познавательную
учиться в школе».
деятельность учащихся;
- учить рассуждать,
- развивать воображение, фантазию;

Дата

11

12

13

14

15

16

17

Презентация
«Геральдика – наука о
гербах. Символика
России. Символы
нашего края».

- сформировать интерес к истории
Отечества, чувство гордости за свою
Родину, гражданственные и
патриотические качества;
- расширить знания учащихся о
государственной символике;
- воспитание патриотических чувств,
любви и уважения к своей стране;
Беседа
- дать общее представление об
«Государственный
истории возникновения праздника и
праздник – День
событиях, связанных с 1612 г.;
Согласия и
- воспитывать интерес к изучению
примирения».
истории своей страны;
Игра – викторина «Я – - вспомнить известные учащимся
гражданин России».
понятия изученной темы, статьи
Конституции РФ;
- способствовать формированию
гражданской компетенции;
- воспитывать у учащихся моральную
и правовую ответственность;
Классный час «О
- воспитывать интерес к
подвигах женщин в
героическому прошлому своей
военное время».
страны;
- развивать чувство сострадания,
сопереживания, умение понимать и
правильно реагировать на
исторические факты и события;
Конкурс рисунков о
- учить детей выражать свои мысли,
войне.
эмоции и чувства посредством
рисунка;
Презентация «Знаешь - развивать у учащихся кругозор,
ли ты страны мира?
познавательную активность;
Семь чудес света».
стремление самостоятельно добывать
знания;
- познакомить учащихся с семью
чудесами света и России;
- воспитывать уважение к ценностям
мировой культуры;
Круглый стол «Я –
- формировать у учащихся
житель планеты
представления о Земле и жизни
«Земля».
людей на Земле;
- расширить представление о своей
стране – России;
- закрепить знания детей о символике
страны;

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».