Приложение № 9 к ООП НОО МАОУ школы-интерната № 9 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – гражданин России» для 1-4 классов Составители: Валеева Н.М. Новикова В.А. Клименко М.В. Сагитуллина И.Ю. Колупаева Л.В. Г. Богданович 2021г. 1. Требования к результатам освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих умений: внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; положительная мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков; формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.); способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей; совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; 2. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность; перерабатывать полученную информацию, делать выводы; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения; знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России; устанавливать причинно-следственные связи. 3. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе. 4. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре; осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка. 2. Планируемые результаты программы внеурочной деятельности. У учащихся должно быть сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Учащиеся получат знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, узнают традиции своей семьи и образовательного учреждения, научатся бережно относиться к ним. Учащиеся приобретут опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста, научатся быть неравнодушными к жизненным проблемам других людей, сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, об эстетическом отношении к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста появится личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. 3. Содержание «Я гражданин России» Раздел 1. Маленькие Россияне (17 ч.) 1 класс 1. «Я и я» (3ч) Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» 2. «Я и семья» (3ч) Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Папа, мама, я – дружная семья. 3. «Я и культура» (2ч) Дары природы. История моего города. 4. «Я и школа» (5ч) Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа». Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. 5. «Я и мое Отечество» (3ч) Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. 6. «Я и планета» (1ч). Я – житель планеты земля. Раздел 2. Моя Малая Родина (17 ч.) 2 класс 1. «Я и я» (3ч) Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. 2. «Я и семья» (3ч) Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Конкурсы рисунков «Моя семья». 3. «Я и культура» (2ч) Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей. 4. «Я и школа» (3ч). Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. По каким правилам мы живем в школе? 5. «Я и мое Отечество» (3ч) Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Наш город. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. 6. «Я и планета» (3ч) Экология нашего города. День добрых волшебников. День птиц. Раздел 3. Россия – Родина моя (17 ч.) 3 класс 1. «Я и я» (3ч) Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. 2. «Я и семья» (3ч) Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. 3. «Я и культура» (1ч) Экскурсии в музей. 4. «Я и школа» (3ч) Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Вежливая улица. Конкурс рисунков о школе. 5. «Я и мое Отечество» (5ч) Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне. 6. «Я и планета» (2ч) Животные из Красной книги. Чем живет планета Земля? Раздел 4. Я – гражданин России (17 ч.) 4 класс 1. «Я и я» (3ч) Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. 2. «Я и семья» (2ч) Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. 3. «Я и культура» (2ч) Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. 4. «Я и школа» (3ч) Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. 5. «Я и мое Отечество» (5ч) Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Я – гражданин России. О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне. 6. «Я и планета» (2ч) Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. 4. Календарно-тематическое планирование 1 класс «Маленькие Россияне» - 17ч № Форма и тема Цели Дата занятий 1 Игра «Я, ты, мы». - развивать умения понимать других людей; - воспитывать внимательное отношение друг к другу, способствующее сплочению коллектива; 2 Классный час - предоставить учащимся возможность «Мой сосед по узнать своих одноклассников; парте». - развивать умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга; 3 Беседа «Кто я? - создать условия для проявления Какой я? Что такое индивидуальности и творческих личность?» способностей учащихся; - способствовать формированию у ребят потребности в самореализации на основе полученных знаний; 4 Беседа «Забота о - воспитывать чувство любви, заботы и родителях – дело уважение к родителям; совести каждого». 5 Классный час - знакомить учащихся с семьёй, как «Семейные частицей рода, в которой сливаются традиции». традиции и культура русского народа; - прививать любовь к семье; - воспитывать чувство доброты и сопереживания; 6 Классный час - развивать семейное творчество, «Папа, мама, я – - сотрудничать с семьёй; дружная семья». - способствовать организации семейного досуга; 7 Занятие «Дары - расширить представление о природы». многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период; 8 Беседа «История -расширить и углубить знания учащихся моего города». по истории родного города; 9 Занятие «Мои -познакомить с правами учащихся и их права и обязанностями; обязанности». 10 Конкурс рисунков - учить детей выражать свои мысли, «Моя школа». эмоции и чувства посредством рисунка; 11 Занятие «Мой - формировать ответственное отношение к школьный дом». учению, бережливое отношение к школьному имуществу; 12 Занятие «Законы жизни в классе». -формировать дружелюбные отношения между одноклассниками, чувство товарищества и взаимопомощи; 13 Классный час - обогащать словарный запас учащихся «Школа вежливыми словами; вежливости». - учить правильно употреблять эти слова в соответствии с ситуацией; 14 Беседа о - знакомить учащихся с символами государственной Российского государства, с их историей; символике страны, - воспитывать любовь к Родине, к малой родины. родному краю; 15 Урок Мужества - знакомить с историческими фактами «Маленькие герои времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; большой войны». - воспитывать чувство патриотизма; 16 Классный час - воспитывать у мальчиков стремление «Поклон тебе, стать сильным, отважным, ловким; солдат России». приобщение к традициям страны; 17 Круглый стол «Я – - формировать представление о планете житель планеты Земля; Земля». - воспитывать уважение к языку, традициям, обычаям разных народов; 2 класс «Моя Малая Родина» - 17 ч № Форма и тема Цели Дата занятий 1 Беседа «Я – - развивать умение учащихся вести себя в ученик». соответствии с нравственными нормами, правилами поведения; - воспитывать чувство доброты, ответственности; 2 Игра «Мой - знать, сколько должен весить портфель, портфель». как влияет его вес на здоровье; 3 Беседа с - формировать нравственные качества элементами игры учащихся; «Подумай о - уметь вести рассуждения и других». аргументировать свою точку зрения; умение дружить, беречь дружбу; 3 Беседа «Моя - воспитывать уважительное отношение к любимая мамам; способствовать созданию теплых мамочка». взаимоотношений; 5 Конкурс «Об отце - дать понятие основной нравственной говорю с категории «Уважение»; - формировать умение строить отношение уважением». с другими людьми; 6 Конкурс рисунков - формировать у учащихся чувства «Моя семья». ответственности и заботы за свою семью; - воспитывать доброе, внимательное и чуткое отношение к близким; 7 Беседа с - содействовать формированию элементами игры нравственных отношений; «Что посеешь, то и - формировать навыки самоанализа пожнешь». поступков; 8 Экскурсия в музей. - формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции; 9 Беседа - помочь детям разобраться в понятиях «Обязанности «права» и «обязанности»; ученика в школе». - воспитывать уважение к правам других; 10 Классный час «Я - прививать интерес к учёбе, любовь к люблю свою школе; школу». - способствовать сплочению детского коллектива; 11 Игра «По каким - познакомить учащихся со школьными правилам мы правилами; живём в школе?» - расширить знания о своих правах; - формировать умение решать проблемные ситуации; 12 13 14 15 16 17 Классный час «Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг)». Классный час «Наш город». Беседа «След Великой Отечественной войны в жизни родного края». Беседа «Экология нашего города». - воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважительного отношения к государственным символам России, края; - формировать гражданскую ответственность; - воспитывать уважение к местам славы нашего города, любовь к родному городу; чувство патриотизма; бережно относиться к историческому наследию нашего города; - учить бережно относиться к историческому наследию нашего города; - воспитывать нравственнопатриотические качества; - сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы; - познакомить с понятием «экология»; - воспитывать нравственно – эстетические чувства детей; Занятие «День - продолжить знакомство с понятиями добрых «добро» и «зло»; - воспитывать дружеские волшебников». взаимоотношения между учащимися; Конкурс рисунков - развивать позитивное творческое «Птицы». мышление, воспитание художественного вкуса; № 3класс «Россия – Родина моя» - 17ч Форма и тема занятий Цели 1 Классный час «Кому нужна моя помощь?» 2 Викторина «Кто что любит и умеет делать». 3 Беседа «Мы все такие разные». 4 Беседа «Почему меня так назвали». 5 Занятие «Что значит быть хорошим сыном и дочерью». 6 Беседа «Моя семья моя радость». 7 Экскурсия в музей. 8 Беседа «Мой класс – моя семья». 9 Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. - формировать у учащихся способность сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, к обществу; - развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимыми; - развивать умение понимать других людей; - воспитывать внимательное отношение друг к другу, способствующее сплочению коллектива; - формировать нравственные качества учащихся; умение вести рассуждения и аргументировать свою точку зрения; умение дружить, беречь дружбу; - развивать интерес к происхождению своего имени; - прививать уважительное отношение к собственному имени. - формировать у учащихся умение анализировать свои поступки и черты характера; - развивать у учащихся чувство ответственности; - воспитывать бережное отношение к членам семьи, друг к другу; - учить понимать роль взрослого и ребёнка в семье; вызывать у ребёнка гордость за свою семью; - формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции; - формировать дружелюбные отношения между одноклассниками, чувство товарищества и взаимопомощи; - формировать представления детей об основных правах; напомнить основные документы, которые закрепляют права ребёнка; - развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать события и поступки; Дата 10 Викторина «Вежливая улица». 11 Урок милосердия и доброты. 12 Символы Российского государства 13 Вам, защитники Отечества! 14 Беседа «О подвигах женщин в военное время». 15 16 Конкурс рисунков о войне. Заочное путешествие «Животные из Красной книги». 17 Классный час «Чем живёт планета Земля?» - способствовать созданию положительного микроклимата в классе; доказать, что этическое воспитание – одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, способного к творческой деятельности; - способствовать духовно – нравственному развитию детей; -воспитывать доброжелательность, искренность, милосердие, умение радоваться жизни; - углубить знания учащихся о символах государства, их значении; - воспитывать любовь к Родине, родному краю - познакомить учащихся с историей возникновения праздника 23 Февраля; - воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, долга, ответственности - воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны; - развивать чувство сострадания, сопереживания, умение понимать и правильно реагировать на исторические факты и события; - учить детей выражать свои мысли, эмоции и чувства посредством рисунка; - познакомить с историей создания Красной книги, с причинами её создания; - воспитывать бережное отношение к природе, любовь к ней; - развивать интеллектуальные умения учащихся; акцентировать внимание на экологические проблемы; - воспитывать любовь ко всему живому; № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4 класс «Я – гражданин России» - 17ч Форма и тема занятий Цели Беседа «Кто я? Какой я? Откуда я родом». - расширить представления учащихся о самих себе, своих способностях; раскрыть роль активности человека в процессе его самосознания и самореализации; - воспитывать стремление к творческому самовыражению; Классный час «Хочу и - закрепить понятие о том, что жизнь надо. Правила жизни». и здоровье – главные ценности, которыми обладает человек; - учить составлять распорядок дня; Классный час - формировать у учащихся «Правила счастливого способность быть удовлетворённым человека. «Можно» и жизнью, умение ценить жизнь, «нельзя» в жизни». дорожить ею; Классный час «Забота - воспитывать бережное отношение к о родителях – дело членам семьи, друг к другу; понимать совести каждого». роль взрослого и ребёнка в семье; вызывать у ребёнка гордость за свою семью; Беседа «Моя семья. - формировать у учащихся чувства Наша домашняя ответственности и заботы за свою коллекция». семью; - воспитывать доброе, внимательное и чуткое отношение к близким; Презентация «Сто - прививать интерес к духовно – великих женщин. нравственным ценностям; создание Образ русской целостного образа русской женщины; женщины». Классный час «О - формировать правильное красоте, моде и представление об истинной красоте хорошем вкусе». человека; - развивать эстетический вкус; Классный час «Мой - воспитывать взаимоуважение, лучший школьный вежливое обращение ребят друг к друг». другу; Занятие «Наши - расширить и конкретизировать классные обязанности учащихся (на основе обязанности». полученных знаний); Беседа «Зачем нужно - стимулировать познавательную учиться в школе». деятельность учащихся; - учить рассуждать, - развивать воображение, фантазию; Дата 11 12 13 14 15 16 17 Презентация «Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края». - сформировать интерес к истории Отечества, чувство гордости за свою Родину, гражданственные и патриотические качества; - расширить знания учащихся о государственной символике; - воспитание патриотических чувств, любви и уважения к своей стране; Беседа - дать общее представление об «Государственный истории возникновения праздника и праздник – День событиях, связанных с 1612 г.; Согласия и - воспитывать интерес к изучению примирения». истории своей страны; Игра – викторина «Я – - вспомнить известные учащимся гражданин России». понятия изученной темы, статьи Конституции РФ; - способствовать формированию гражданской компетенции; - воспитывать у учащихся моральную и правовую ответственность; Классный час «О - воспитывать интерес к подвигах женщин в героическому прошлому своей военное время». страны; - развивать чувство сострадания, сопереживания, умение понимать и правильно реагировать на исторические факты и события; Конкурс рисунков о - учить детей выражать свои мысли, войне. эмоции и чувства посредством рисунка; Презентация «Знаешь - развивать у учащихся кругозор, ли ты страны мира? познавательную активность; Семь чудес света». стремление самостоятельно добывать знания; - познакомить учащихся с семью чудесами света и России; - воспитывать уважение к ценностям мировой культуры; Круглый стол «Я – - формировать у учащихся житель планеты представления о Земле и жизни «Земля». людей на Земле; - расширить представление о своей стране – России; - закрепить знания детей о символике страны; Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)