РП по курсу Искусство 10-11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Богданович
МАОУ школа-интернат №9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «ИСКУССТВО»
для обучающихся 10-11 классов

Богданович 2023

Пояснительная записка
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» определяют решение образовательных и
воспитательных задач.
Образовательные цели и задачи:
—
формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры
народов мира;
—
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, знакомство с
характерными особенностями мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
—
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание
важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение
вечных поисков эстетического идеала в произведениях мирового искусства;
—
знакомство с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как
уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
—
развитие художественного вкуса, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
Воспитательные цели и задачи:
—
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на
протяжении всей жизни, находя в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
—
способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы;
развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
—
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с
произведением искусства;
—
развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных
видах искусства;
—
создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на
уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.
Личностные результаты изучения искусства в старшей школе подразумевают:
—
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
—
развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
—
накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;
—
формирование творческого отношения к проблемам;
—
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
—
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства в старшей школе отражают:
—
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
—
выявление причинно-следственных связей;
—
поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
—
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
—
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
—
применение методов познания через художественный образ;
—
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
—
определение целей и задач учебной деятельности;
—
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
—
самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства в старшей школе включают:
—
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
—
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
—
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей,
заключенных в произведениях искусства;
—
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание
условности языка искусства;
—
различение изученных видов и жанров искусства, определение зависимости художественной формы от цели
творческого замысла;
—
классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации,
полученной из различных источников
—
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным
традициям своего народа;
—
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
—
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с
использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;
овладение культурой устной и письменной речи;
—
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
—

—
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм
общения с произведениями искусства;
—
реализацию собственного творческого потенциала; применение различных художественных материалов;
использование выразительных средств искусства в творчестве.
Критерии оценки. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки).
Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и
итогового контроля.
Программа курса «Искусство» построена на принципах непрерывности и преемственности, интеграции, вариативности,
дифференциации и индивидуализации.
В 10—11 классах учащиеся сталкиваются с проблемой выбора жизненных ценностей. Мышление старшеклассника
приобретает личностный, эмоциональный характер, появляется стремление к выработке индивидуального стиля умственной
деятельности. Это сложный, противоречивый, интересный период, когда перед учащимися раскрываются горизонты познания
окружающего мира, происходит поиск своего места в нем. Отсюда интерес старшеклассников к постижению общих законов
природы и общества через изучение теоретических и методологических основ научных знаний. Их интересы обращены в
будущее, и учебный процесс они оценивают с позиции актуальности получаемых знаний в дальнейшей жизни. Лейтмотив,
способствующий изменению отношения к учебной деятельности, — это профессиональное самоопределение, которое, в свою
очередь, влияет на необходимость соотнести свои возможности с требованиями к будущей специальности. У учащихся заметно
усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, их познавательные интересы теперь имеют широкий и
устойчивый характер, а стремление добиться высоких результатов приводит к большим волевым усилиям.
Юношеский возраст характеризуется возрастающей потребностью в общении, когда учащиеся стремятся найти
доказательства своей социальной и человеческой ценности.
В этой обзорной характеристике познавательной, нравственной и эмоционально-волевой сфер можно выделить
отдельные темы для организации их обсуждения на уроке в 10—11 классах. Большой интерес и глубокий эмоциональный
отклик здесь вызывают проблемы общественной жизни, обогащающие формирующуюся целостную картину мира в
представлении старшеклассников и вносящие в нее коррективы.
Также учащихся увлекают проблемы нравственного мира личности, нравственных ценностей, человеческих отношении и
чувств.

Тема обучения в 10 классе — «От истоков до XVII века», в 11 классе – « От XVII века до современности». Автор в
исторической последовательности знакомит учащихся с шедеврами мирового искусства, характерными особенностями
мировоззрения художественной эпохи и ее творцов, сменой и развитием стилей и направлений в искусстве, важнейшими
закономерностями развития мировых цивилизаций. В процессе изучения мировой художественной культуры автор особо
выделяет роль и место отечественной (русской и национальной) художественной культуры в мировом художественном
процессе, ее уникальность и самобытность.
Также Г. И. Данилова уделяет отдельное внимание задачам духовно-нравственного развития. На примерах произведений
искусства у учащихся формируются представления о системе общечеловеческих ценностей, ориентиры в системе моральных
норм и ценностей. Автор обращается к духовному художественному наследию трех мировых религий — христианства,
буддизма и ислама, религиозно-философских учений Востока, формируя у учащихся уважение к религиозным традициям
разных народов, осознание международного, межнационального характера искусства. Раскрывая перед учащимися
многообразную палитру искусства народов мира, Г. И. Данилова способствует формированию уважения и осознания ценности
культуры древних народов и цивилизаций, их уникальности. Содержание материала учебника нацелено на освоение духовного
потенциала мировой художественной культуры, имеет поликультурный характер, отражает многообразие и единство
искусства.

Тематическое планирование

10 класс
1
2
3
4
5
11 класс
1
2

Название раздела

Количество
часов

Художественная культура первобытного общества и
древнейших цивилизаций.
Художественная культура Античности.
Художественная культура Средних веков.
Художественная культура средневекового Востока.
Художественная культура Возрождения.

5

Искусство Нового времени
Искусство конца XIX-XX века

12
8

6
11
4
8

68 ч.

Поурочно-тематическое планирование 10 класс
Раздел
учебника
I. Искусство
первобытного
общества и
древнейших
цивилизаций

Колво
часов
1

Тема урока

1

2. Искусство
Древней
Передней Азии

1

3. Архитектура
Древнего Египта

1

4.
Изобразительное
искусство и
музыка
Древнего Египта
5. Искусство
Мезоамерики

Урок-экскурсия с
элементами
практикума
Урок-экспе
диция

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

6. Эгейское
искусство*

Урок-иссле
дование

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
Творческих заданий

1

II. Искусство
Античности

1

1. Искусство
первобытного
человека

Форма
проведения
занятия
Урок — обзорная
лекция с
элементами
импровизации

Виды
деятельности
учащихся
Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

Урок
систематизации
знаний с
элементами
практикума
Урокпутешествие с
элементами
практикума

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих
заданий
Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства.
Выполнение
творческих
заданий
Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

Учебно
дидактическое
обеспечение
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ

Формы
контроля

Материал
учебника. Иллюстра тивный материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ

Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проект- ных
исследований или презентаций»

Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля»
и«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»

Искусство
Древней
Греции

Искусство
Древнего
Рима

III. Искусство
Средних
веков

1

7.
Архитектурный
облик Древней
Эллады

Урок-практикум с
элементами
экскурсии

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

8.
Изобразительное
искусство
Древней
Греции*

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

9.
Архитектурные
достижения
Древнего Рима

Урок —
творческий
практикум с
элементами
обобщения ранее
изученного
Урок-экскурсия с
элементами
практикума

1

10.
Изобразительное
искусство
Древнего Рима*

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

11. Театр и
музыка
Античности

Урок —
творческий
практикум с
элементами
обобщения ранее
изученного
Урок —
творческая
мастерская

1

12. Мир
византийского
искусства

Урок-лекция с
элементами
практикума

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

13. Архитектура
западноевропейс
кого
Средневековья

Урок-лекция с
элементами
практикума

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ

Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»

Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ

Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований или презентаций»

Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ

Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»

Искусство
Руси

IV. Искусство
средневекового
Востока

1

14.
Урок-беседа
Изобразительное
искусство
Средних веков*

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

15. Театр и
музыка Средних
веков*

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

2

16. Искусство
Киевской Руси

Урок —
ознакомление с
новым
материалом с
элементами
концерта
Урок- практикум
с элементами
обобщения ранее
изученного

2

17. Развитие
русского
регионального
искусства

Урок-иссле
дование

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

2

18. Искусство
единого
Российского
государства

Урок-экс
курсия

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

19. Театр и
музыка Древней
Руси*

Урок-диалог

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

20. Искусство
Индии

Урок-путе
шествие

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

21. Искусство

Урок-экскурсия с

Работа с учебником.

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ

Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»

Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал

Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и

V. Искусство
Возрождения

Китая

элементами
практикума

Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

22. Искусство
Страны
восходящего
солнца

Урок-экскурсия с
элементами
практикума

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства.

1

23. Искусство
исламских стран

Урокпутешествие с
элементами
концерта

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

24.
Изобразительное
искусство
Проторенессанса
и Раннего
Возрождения*
25. Архитектура
итальянского
Возрождения

Урок-иссле
дование

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

Урок-иссле
дование

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

2

26. Титаны
Высокого
Возрождения

Урок-раз
мышление

1

27. Мастера
венецианской
живописи

Урок-раз
мышление

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих
заданий
Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

1

28. Искусство
Северного

Урок-лекция с
элементами

1

Работа с учебником.
Анализ произведений

учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ

задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и

Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.

Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля»
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и

Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»
Работа с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,

1

Итоговый урок
итого

34

Возрождения

исследования

искусства. Выполнение
творческих заданий

29. Музыка и
театр эпохи
Возрождения

Урок —
ознакомление с
новым
материалом с
элементами
театрализации

Работа с учебником.
Анализ произведений
искусства. Выполнение
творческих заданий

Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ
Материал
учебника.
Иллюстративн
ый материал.
ЭФУ

«Творческая мастерская»,
«Темы проектРабота с рубриками «Вопросы и
задания для самоконтроля» и
«Творческая мастерская»,
«Темы проектных исследований
или презентаций»

Поурочно-тематическое планирование 11 класс
№

Раздел.

п/п

Тема урока

Количество
часов

Искусство Нового времени
1

Стилевое многообразие искусства .

1

Искусство барокко.

1

3

Архитектура барокко.

1

4

Изобразительное искусство барокко.

1

5

Реалистическая живопись Голландии.

1

6

Музыкальная культура барокко.

1

Искусство классицизма и рококо.

1

8

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

1

9

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

1

10

Композиторы Венской классической школы.

1

11

Шедевры классицизма в архитектуре России.

1

12

Искусство русского портрета

1

13

Неоклассицизм и академизм в живописи

1

Изобразительное искусство романтизма.

1

15

Романтический идеал и его отражение в музыке.

1

16

Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка.

1

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века

1

2

7

14

17

Барокко

Классицизм и рококо

Романтизм

Реализм

18

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

1

19

Русские художники-передвижники

1

20

Развитие русской музыки во второй половине XIXвека

1

Искусство конца XIX-XX века
21-22
23

Импрессионизм и
постимпрессионизм

Импрессионизм

2

Постимпрессионизм в живописи

1

24

Модерн

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

1

25

Символизм

Символ и миф в живописи и музыке

1

Художественные течения модернизма в живописи

1

27

Русское изобразительное искусство XX века.

1

28

Архитектура XX века

1

29

Театральное искусство XX века.

1

30

Шедевры мирового кинематографа.

1

Шедевры отечественного кино.

1

Музыкальное искусство России XX века.

1

33

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

2

34

Итоговый урок

1

26

31
32

Модернизм

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение

Учебник
Искусство. 10 класс. Учебник. Базовый уровень / Данилова Г. И. / 2020
Искусство. Базовый уровень. 11 класс. Учебник / Данилова Г. И. / 2020

Методическое и дидактическое обеспечение
Мировая художественная культура.10-11 классы. Гайская Е.О.
Методические материалы. Искусство (базовый уровень). 10 класс:
методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Е. О. Гайская.
— М.: Дрофа, 2017. Гайская Е.О. Методические материалы.
Искусство (базовый уровень). 11 класс: методическое пособие к
учебнику Г. И. Даниловой / Е. О. Гайская. — М.: Дрофа, 2017.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».