ДООП Туризм и краеведение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа – интернат № 9 среднего общего образования»

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туриско-краеведческой направленности
«Туризм и краеведение»
Возраст обучающихся 11-15 лет.
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Сергиеня Юрий Михайлович,
педагог дополнительного образования

Богданович
2023 г

Оглавление
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел №2 «Организационно-педагогические условия»
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Список литературы

2

3
3
9
9-10
20
21-22
21
24
33

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая про-

грамма «Туризм и краеведение» (далее – Программа) составлена в соответствии с нормативными требованиями в системе дополнительного образования, на основе имеющихся дополнительных общеразвивающих программ в
данном виде деятельности и опыта педагога.
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
Туризм имеет множество определений, которые позволяют трактовать
его по разному. В первую очередь, это активный вид отдыха, путешествие
или поездка за пределы своего места жительства с любой целью, кроме трудоустройства, получения заработка или смены места жительства.
Дополнительная образовательная программа туриско-краеведческого
направления составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоря-

жение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3

4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
5.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федера-

ции от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской Федерации

от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок);
8.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской Федерации

от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской Федерации

от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10.

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектирова4

нию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11.

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015

№

АК-2563/05

«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
14. Устав МАОУ школы-интерната № 9
Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой туристско - краеведческой
направленности, модифицированной. Программа модифицирована на основе
авторских программ доктора педагогических наук, заслуженного учителя
Российской Федерации Константинова Ю. С. «Юные инструкторы туризма»
и "Юные туристы - краеведы" Д.В. Смирнова, Ю.С. Константинова, А.Г.
Маслова, изданных Федеральным центром детско-юношеского туризма и
краеведения в сборнике программ туристстко – краеведческой направленно5

сти в 2006 г. В нашей программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности учащихся в походах и экскурсиях под руководством
педагога.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы. Туризм и краеведение, дополняя друг друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, спортивно-оздоровительных и научно-познавательных задач. Туристско - краеведческая деятельность является
комплексным средством в деле воспитания и образования учащихся, и в тоже
время очень действенным в силу своей демократичности и гуманности. Следовательно, туристско-познавательная деятельность учащихся является
весьма актуальной для их всестороннего развития, занимает важное место в
общей системе обучения учащихся и остается педагогически целесообразной.
Более чем столетний опыт России в применении краеведения в обучении
подтверждает актуальность и педагогическую целесообразность туристско краеведческих программ и этой формы деятельности учащихся. В последние
годы развитию детского туризма в Российской Федерации уделяется значительное внимание. Постановлением Правительства от 4 ноября 2014 г №1163
образован Координационный совет по развитию детского туризма в России,
одними из приоритетных задач которого являются развитие и увеличение
объемов детского туризма в границах страны и патриотическое воспитание
подрастающего поколения. Именно туристско - краеведческая деятельность
детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной для
нашего времени, для современных детей и их родителей.
Новизна данной программы заключается в том, что ее содержание
дополнено разделом «Общая физическая подготовка», в результате освоения
которого учащиеся приобретают навыки физической и начальной технической подготовки, приобщаются к здоровому образу жизни.
Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены добавления краеведческого характера, раскрывающие специфику многообразия
6

природных условий и богатейшей истории Уральской земли, Богдановичского района.
Адресат программы. Возраст учащихся в объединении предлагается
от 11 до 15 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края.
При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью
выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.
Количество детей в группе 10-15 человек.
Уровень программы. По целевому ориентированию и уровню сложности данная общеразвивающая программа является программой ознакомительного уровня.
Объем программы и сроки реализации. Общее количество учебных
часов, необходимых для освоения программы, составляет 36 часов. Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе 36 недель, период обучения - с сентября по май. Во время каникул проводятся 1 - дневные учебно - тренировочные походы, по окончании учебного года
проводится двухдневный поход вне сетки часов. Предлагаемая ознакомительная программа ориентирует учащихся на образовательную программу
базового уровня «Туристы – краеведы» реализуемого в течение 1 года. Учащиеся в ходе освоения данной программы знакомятся с туристско - краеведческой деятельностью учащихся, получают навыки начальной туристской
подготовки.
Форма обучения – очная. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические занятия. На теоретические занятия отводится 12 часов, на практические - 24 часов. В обучении применяется
групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.
7

Режим занятий. На освоение программы отводится 1 час в неделю.
Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятий - 40 минут. Во время каникул проводятся 1 - дневные учебно - тренировочные походы (УТП), по окончании учебного года
проводится зачетный летний поход вне сетки часов.
Особенности организации образовательного процесса. Эта программа рассчитана для первичного ознакомления младших школьников с туристско - краеведческой деятельностью и получения начальных туристских
умений и навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает
возможность активного практического погружения детей в туристско - краеведческую деятельность. В программе уделяется внимание общей физической подготовке учащихся, на которые отводится четверть всего количества
часов. Занятия по основной физической подготовке равномерно распределяются на весь учебный период. Для реализации данной программы ознакомительного уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области краеведения и являющийся инструктором по детско - юношескому туризму. Большая часть занятий проводится на природе, где от педагога требуется повышенное внимание и контроль за действиями обучающихся. Для выполнения поставленных задач необходимы взаимное сотрудничество педагога и учащегося, доверительные отношения между ними. Принцип
реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в
подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов
дополнительного образования. Реализации программы способствует использование метода комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, морально-эстетических и
других форм воспитания. Достижение цели программы зависит от количества и качества проведенных на местности занятий, прогулок и экскурсий.

8

Цель и задачи программы.
Цель программы - формирование у учащихся мотивации к туристско
– краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков
Задачи
Образовательные:
- расширение кругозора и повышение уровня краеведческих знаний
учащихся;
- привитие учащимся начальных туристских знаний, умений и навыков;
Личностные:
- укрепление психического и физического здоровья учащихся;
- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к окружающему миру;
- обеспечение социальной адаптации учащихся;
- привитие навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
- формирование познавательного интереса учащихся;
- выработка навыков поисково - исследовательской работы.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п

1.
1.1

2.

Наименование разделов,
тем

Количество часов
Всего

Теория

Раздел 1. Введение.
Туристско-краеведческая
деятельность учащихся

1
2

1
2

Прак
тика
-

Раздел 2. Основы туристкой подготовки

19

5

14

9

Формы аттестации/
контроля

Диагностика
уровня подготовки учащихся

Основы безопасности и
правила поведения туристов - краеведов
2.2. Организация и проведение
туристских прогулок и походов
2.3. Туристское снаряжение
2.4. Организация туристского
быта.

1

0,5

0,5

2

1

1

2
8

1
1

1
7

2.5. Топографическая подготовка и ориентирование

5

1

4

2.6. Медико-санитарная подготовка, гигиена
3. Раздел 3. Краеведческая
работа в походе
3.1. Общая характеристика
края: история, география,
природа
3.2. Культура и народные традиции
3.3. Природа и экология, охрана природы
3.4. Сбор краеведческого материала
4. Раздел 4.Общая физическая подготовка
4.1. Значение физической подготовки и закаливания.
4.2. Общая физическая подготовка
Итого

1

0,5

0,5

6

2

4

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

3

0,5

2,5

8

1

7

2

2

-

7

-

7

36

12

24

2.1

Укладка рюкзака
Учебно тренировочный
поход
Контрольные задания на местности

Тестирование

Краеведческое
задание

Контрольные
упражнения

Содержание учебно - тематического плана
Раздел 1. Введение (1 час)
1.1. Вводное занятие. Туристско-краеведческая деятельность учащихся
Теоретическое занятие (1 час)
Знакомство с деятельностью объединения "Туристы - краеведы", определение понятий туризм и краеведение. Виды туризма: пешеходный, лыж10

ный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный. Понятие о спортивном туризме. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Ее роль в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и
обществе.
Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.
Правила поведения и меры безопасности во время занятий в учебном кабинете, спортивном зале, на местности, в парке (лесу). Инструктаж по технике
безопасности. Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.
Раздел 2. Начальная туристская подготовка (28 часов)
2.1.Основы безопасности и правила поведения туристов - краеведов (1
час)
Теоретическое занятие
Правила поведения юных туристов на экскурсиях, туристских прогулках и походах. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности.
Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Основы безопасности в природной среде. Правила поведения
и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес).
Основные законы и правила поведения юных туристов. Права и обязанности
юных туристов, их соблюдение в процессе занятий, традиции туристов. Взаимопомощь в туристской группе. Общественно полезная работа туристов краеведов.
Практическое занятие (0,5 час)
Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения во время занятий и на природе, выработки навыков наблюдательности.
2.2.Организация и проведение туристских прогулок и походов (2 часа)
11

Теоретические занятия (1 час)
Поход - основная форма туристско-краеведческой деятельности. Правила организации и проведения туристских походов. Планирование нитки
маршрута и разработка плана–графика похода. Формирование туристской
группы. Основные туристские должности и обязанности в группе, распределение обязанностей. Походная документация. Подведение итогов похода, путешествия. Разбор действий группы. Требования к отчету. Обработка собранных материалов. Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе.
Ритм и темп движения туристской группы, организация привалов. Взаимопомощь в туристской группе. Распорядок дня юного туриста в походе.
Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны,
реки, болота, осыпи, снежники. Меры предосторожности при преодолении
естественных препятствий на маршруте. Обеспечение безопасности при проведении полевого лагеря. Способы безопасного преодоления препятствий с
туристским рюкзаком. Техника преодоления препятствий. Основные туристские узлы, их назначение и применение.
Практические занятия (1 час):
Туристская прогулка (экскурсия). Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Строевой
и походный шаг. Выбор пути движения, передвижение в составе группы. Отработка техники движения и практических умений и навыков преодоления
естественных препятствий: канав, завалов, оврагов и др. Узлы: простой и
двойной проводник, восьмерка, прямой,

булинь, схватывающие узлы,

встречный и др. Техника вязания узлов.
Сбор группы и прогулка по микрорайону в межсезонье для проверки
умений готовиться к туристским мероприятиям.
2.3.Туристское снаряжение (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
12

Личное и групповое снаряжение юного туриста. Основные требования к
снаряжению: легкость, прочность, удобство, гигиеничность, эстетичность.
Требования к одежде и обуви. Палатки и тенты, их виды и назначение.
Устройство палаток, тентов и правила ухода за ними. Рюкзак: виды рюкзаков, основные требования ним; правила укладки рюкзака. Костровое и кухонное оборудование. Хранение и переноска режуще-колющих инструментов. Оборудование для краеведческой исследовательской работы: фотоаппарат, бинокль, видеокамера... Уход за снаряжением, его хранение и ремонт.
Состав ремонтного набора. Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии). Завхоз туристской группы и его обязанности на туристской прогулке.
Практические занятия (1 час)
Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными
условиями. Уход за личным снаряжением. Подготовка группового снаряжения к походу, ремонт туристского снаряжения. Упаковка и распределение
между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во
время туристской прогулки.: установка и снятие палатки, натягивание тента,
приемы обращения с костровым оборудованием и режуще-колющими инструментами. Подготовка оборудования для наблюдений и исследовательских работ. Упаковка продуктов для перекуса. Укладка рюкзака, игра «Собери рюкзак к туристской прогулке». Игра-состязание «Ремонт личного снаряжения» (способы штопки, наложения заплат, заклеивания дыр, пришивания
пуговиц и пр.).
2.4. Организация туристского быта ( 8 часов)
Теоретические занятия (1 час)
Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов. Организация мест отдыха и туристской стоянки. Требования к туристской стоянке:
наличие питьевой воды, дров, безопасность при различных природных явле13

ниях, эстетические и гигиенические требования. Типовая планировка территории туристской стоянки. Правила разведения костра. Типы костров и их
назначение. Организация питания и питьевой режим в походе. Требования к
упаковке продуктов для перекуса, соблюдение гигиенических требований.
Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время
туристской прогулки.
Практические занятия (7часов)
Фасовка и упаковка продуктов, воды и соблюдение гигиенических требований. Планирование и организация места отдыха на местности во время
туристской прогулки. Устройство и оборудование туристской стоянки: места
для установки палаток, кострища, приготовления и приема пищи, отдыха,
умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты. Уборка мест привалов и
стоянок. Заготовка дров, разведение костра и соблюдение мер безопасности.
Приготовление пищи на костре. Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья, рациональное расходование воды и соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки).
2.5.Топографическая подготовка и ориентирование (5 часов)
Теоретические занятия (1 час)
Рисунок и простейший план местности (парка или своей улицы). Изображение местности на рисунке, фотографии, схеме или плане. Простейшие
условные знаки. Знакомство с топографической картой, масштаб, условные
знаки. Роль топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута .
Горизонт и стороны горизонта. Компас, правила пользования им. Определение сторон горизонта по компасу, Солнцу, объектам растительного и
животного мира и по местным признакам. Ориентирование с помощью карты в походе. Разведчик туристской группы, его обязанности и действия на
туристской прогулке (экскурсии).
Практические занятия (4 часа)
Рисовка плана кабинета. Знакомство с планом улицы и поселка. Зарисовка топографических условных знаков. Измерение расстояний (шагами и
14

парами шагов) на местности, в парке. Освоение навыков чтения и движение
по схеме (плану) на местности. Рисовка условными знаками поляны, лагеря
группы на туристской прогулке, экскурсии. Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Составление легенды движения группы условными знаками. Выработка навыков определения сторон
горизонта по компасу, солнцу, объектам растительного и животного мира, по
местным признакам в условиях парка (леса). Ориентирование на местности.
Ориентирование по описанию (легенде). Обсуждение историй из книг и
мультфильмов, где герои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).
2.6. Медико-санитарная подготовка (1 час)
Теоретические занятия (0,5 час)
Личная гигиена юного туриста. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Правила соблюдения личной гигиены на туристских
прогулках, при организации перекусов. Обязанности санитара туристской
группы. Состав медицинской аптечки. Организация первой доврачебной помощи.
Практические занятия (0,5 час)
Комплектование медицинской аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка срока годности медикаментов, их упаковки. Изучение
приемов оказания доврачебной помощи при порезах, ушибах, ожогах, тепловых и солнечных ударах. Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).
Раздел 3. Краеведческая работа в походе (6 часов)
3.1.Общая характеристика края (1 час)
Теоретические занятия (0,5 часа)
Знакомство с картой Краснодарского края. Территория и географическое
расположение края. История края, района, своего населенного пункта; памятные исторические места. Особенности природы края: климат, раститель15

ность, животный мир, полезные ископаемые. Туристские возможности края и
района.
Практические занятия (0,5 часа)
Определение границ края и района на карте, просмотр фото, видео материалов, обзорная экскурсия. Экскурсия по своему населенному пункту, в
краеведческий музей.
3.2. Культура и народные традиции (1 час)
Теоретические занятия (0,5 час)
Родословие. Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники.
Население края, этнический состав. Культура и традиции кубанских казаков.
Народные традиции и обряды, праздники и гуляния. Искусство кубанского
народа, выдающиеся деятели культуры.
Практические занятия (0,5 час)
Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Составление древа
рода. Народные игры наших предков и правила их проведения, игры на местности. Изучение культурных достопримечательностей Северского района и
своего поселка.
3.3. Природа и экология ( 1 час)
Теоретические занятия (0,5 час)
Природные сообщества. Особо охраняемые природные территории
(ООПТ). Кавказский государственный биосферный заповедник. Экология и
охрана природы. Правила поведения на природе. Охрана природы на туристской прогулке, при организации привалов и туристских стоянок. Природоохранная деятельность туристов.
Практические занятия (0,5 часа).
Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) в своем микрорайоне (населенном пункте). Экологические игры. Посадка зеленых насаждений. Очистка лесов, родников.
16

Охрана памятников природы. Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц.
3.4. Сбор краеведческого материала в походе (3 часов)
Теоретические занятия (0,5 часа)
Краеведческая работа - один из видов общественно-полезной деятельности. Ведение краеведческой работы в походе. Методы сбора краеведческого материала: наблюдение, фотографирование, ведение дневника и путевых
записей, описание экскурсионных объектов. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Проведение наблюдений за климатом, погодой, сезонными изменениями в природе в своей местности.
Практические занятия (2,5 часа).
Организация наблюдений во время туристских прогулок, экскурсий и
походов., ведения календаря наблюдений. Метеорологические наблюдения,
изучение народных примет и местных признаков погоды. Зоологические
наблюдения: наблюдение за обитателями леса, степи, гор, рек и водоемов в
разные времена года. Наблюдение и исследование растительного мира своей
местности, сезонных изменений в природе. Фотографирование и ведение
дневника наблюдений. Посещение краеведческого музея в ст. Северской, памятников истории и культуры своей местности, памятников природы и мест,
интересных своеобразным проявлением природы. Составление описаний
экскурсионных объектов. Встречи со старожилами-краеведами, с ветеранами
и интересными людьми. Оформление туристко - краеведческой

газеты.

Подготовка, организация и выполнение краеведческих заданий (сбор листвы
различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и
птиц, сбор растений для гербариев и пр.) по ходу экскурсии или туристской
прогулки.
Раздел 4. Общая физическая подготовка (8 часов)
4.1. Значение физической подготовки и закаливания (1 час)
Теоретические занятия (1 час)
17

Значение общей физической подготовки, закаливания в оздоровлении
организма. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности. Комплекс утренней физической зарядки. Гигиена
при занятиях физическими упражнениями. Закаливание организма..
4.2. Общая физическая подготовка (7 часов)
Практические занятия (7 часов)
Практические занятия по освоению навыков физической подготовки.
Общеукрепляющие упражнения. Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Спортивные и народные игры. Отработка практических умений и
навыков преодоления естественных и искусственных препятствий.
- Комплекс утренней физической зарядки.
- Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.
- Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в
различных направлениях.
- Упражнения для туловища в различных исходных положениях на
формирование правильной осанки: наклоны, повороты и вращения туловища,
в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
- Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими
движениями.
- Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад, на одной и обеих ногах,
прыжки с поворотами в приседе и полуприседе. Упражнения с набивными
мячами — бросать и ловить в различных исходных положениях (стоя, сидя,
лежа), с поворотами и приседаниями.
- Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом; игры бегом с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской
18

груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча; игры на внимание, сообразительность, координацию.
- Спортивные ( в том числе народные) игры: ручной мяч, баскетбол,
футбол, волейбол, лапта.
- Ходьба по пересеченной местности. Движение по лесным массивам.
Преодоление завалов.
- Преодоление простых водных преград (ручьев, канав).
- Техника преодоления крутых склонов (спуски, подъемы).
- Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям),
по кочкам.
- Переправа по бревну.
Психолого-педагогическая диагностика функционального и
физического развития и тестирование обучающихся
Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Рисование детей на тему «Моя семья». Выявление психолого-педагогического портрета окружения обучающихся. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся. Проведение тестов с целью выявления темперамента,
воображения, типа памяти и пр.

Проведение в игровой (состязательной)

форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития воспитанников. Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) Организация самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение (совместно с родителями учащихся) дневника
наблюдений за параметрами физического развития организма обучающихся.
Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью
констатации динамики общего физического и функционального развития
воспитанников за год. Зачетный летний поход (вне сетки часов) Движение
группы по маршруту протяженностью до 4–5 км с использованием плана
местности (легенды) или спорткарты. Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с родителями. Участие в заготовке дров и сборе хворо19

ста. Посильное участие в приготовлении пищи на костре (совместно с родителями). Сервировка дежурными туристского походного стола. Соблюдение
правил и требований гигиены. Туристские и другие игры и состязания. Конкурс знатоков растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям
меньшим» и «Помоги природе» (очистка ближайших окрестностей от бытового мусора) и др.
Планируемые результаты
Предметные результаты
По завершении обучения учащиеся должны знать:
- особенности природы края, географическое положение;
- историю своего населенного пункта, района, края и их основные достопримечательности;
- искусство кубанского народа, достижения культуры и науки, выдающихся деятелей науки, культуры и спорта;
- правила поведения на природе.
По завершении обучения учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику края;
- проводить наблюдения и исследования на природе, простые опыты и
практические работы;
- ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью
карты и компаса;
- пользоваться туристским снаряжением: укладывать рюкзак, устанавливать палатку и осуществлять простейший ремонт;
- обустраивать туристскую стоянку и убирать ее;
- приготовить пищу на костре;
- передвигаться в составе группы;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;
- соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности.
20

Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение. Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно гигиеническим нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном. Проведение практических занятий на местности должно происходить на стадионе, в парке или в лесу.
Перечень необходимого оборудования и снаряжения
1. Персональный компьютер
2. Проектор
3. Экран
4. Географическая карта Краснодарского края
5. Карты топографические учебные
6. Спортивные карты местности
7. Компасы
8. Курвиметр
9. Условные знаки карт
10. Учебные плакаты
11. Секундомер
12. Часы
13. Палатки
14. Туристские коврики
15. Рюкзаки
16. Тенты
17. Костровое оборудование: котлы, тросик
18. Рукавицы костровые (брезентовые)
19. Лопата саперная в чехле
20. Пила походная
21. Топор в чехле
21

22. Аптечка медицинская в упаковке
23. Ремонтный набор
24. Навигатор
25. Рулетка 15–20 м
26. Лента мерная
27. Фотоаппарат
28. Видеокамера
29. Бинокль
30. Термометр наружный
31. Термометр водный
32. Весы напольные
33. Веревки основные
34. Веревки вспомогательные
35. Репшнур
36. Карабины
37. Страховочные системы
38. Каски
39. Жумары
40. Спусковые устройства (восьмерки)
41. Рукавицы
42. Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные)
43. Мячи набивные
44. Скакалки
45. Канцелярские принадлежности.
46. Маршрутные документы (маршрутные листы)
Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения учащегося
1. Рюкзак для туристских походов.
2. Коврик туристский.
3.

Спальный мешок.
22

4. Накидка от дождя
5. Фонарик
6.

Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.

7. Обувь спортивная (типа шиповки).
8.

Сапоги резиновые.

9.

Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л).

10. Головной убор.
11. Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).
12. Спортивный тренировочный костюм.
13. Свитер шерстяной.
14. Брюки ветрозащитные.
15. Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).
16. Блокнот и ручка.
17. Перчатки рабочие.
18. Носки шерстяные.
19. Сидушка походная.
20. Индивидуальный медицинский пакет.

Информационное обеспечение
1. Учебные фильмы
2. Презентации
3. Интернет сайты
Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющей высшее педагогическое образование.

23

Формы аттестации
С целью установления соответствия результатов освоения данной
программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация проходит в
конце первого полугодия в форме тестирования, итоговая – в конце учебного
года в результате прохождения учащимися туристской полосы препятствий.
Аттестацию проводит аттестационная комиссия, ее результаты оформляются
в протоколы.
Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:
вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
учащегося в процессе занятий и собеседования с ним;
текущий - контрольные задания на местности, тестирование, учебные
тренировки, выполнение учащимися краеведческих заданий;
итоговый - участие в походах, конкурсах и викторинах.
Подведение итогов реализации программы происходит во время похода выходного дня, организуемого по окончании учебного года, где на
практике проверяются знания, умения и навыки каждого учащегося.
Оценочные материалы
Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации
программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде
тестов, тренингов, игр, анкет. В течение года в программу включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания, на развитие глазомера и
ориентирование в пространстве. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения. Результативность выполнения учащимися
образовательной программы оформляется в таблицы.
24

Мониторинг результатов обучения
Показатели
(оцениваемые параметры)
1.1 Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического плана программы

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное
число
баллов

1.Теоретическая подготовка
Способность
Минимальный уро1
ответить на
вень – ребенок овлапростые вопро- дел менее чем 0,5 объсы по всем те- ема знаний.
мам за год.
Средний уровень – ре- 5
бенок способен ответить на более половины вопросов.

Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний.
2. Практическая подготовка
2.1.Туристска Умениепользо- Минимальный уроя подготовка ваться снарявень
жением, оргаСредний уровень
низовать быт,
ориентировать- Максимальный урося, оказывать
вень
первую помощь
2.2.Краеведч Умение прово- Минимальный уроеские навыки дить наблюде- вень
ния, исследоСредний уровень
вания и оформ- Максимальный уролять результа- вень
ты
2.3.Физическ Умение преМинимальный уроая подготов- одолевать пре- вень
ка.
пятствия
Средний уровень
Максимальный уровень
25

Методы
диагностики

Тестирование,
контрольный
опрос и
др.

10

1

Наблюдение

5
10

1

Наблюдение

5
10

1

5
10

Наблюдение

3.1 Умение
слушать и
слышать педагога

3.2 Учебноорганизационные навыки и умения

3.3 Умение
соблюдать
правила безопасности во
время занятий

3. Общеучебные умения и навыки ребенка
Адекватность
Минимальный уро1
восприятия
вень – ребенок испыинформации,
тывает серьезные заидущей от петруднения в работе,
дагога
нуждается в помощи
педагога
Средний уровень – ра- 5
ботает с помощью педагога
Максимальный уро10
вень - работает самостоятельно, не испытывает затруднения.
Способность
Минимальный уро1
самостоятельно вень – ребенок овлаподготовиться дел менее чем ½ обък занятию и
ема навыков
убрать за соСредний уровень–
5
бой.
объем усвоенных
навыков более 1/2;
Максимальный уро10
вень – освоил практически весь объем
навыков за данный
период
Соответствие Минимальный уро1
реальных
вень– ребенок овладел
навыков соменее чем ½ объема
блюдения пра- навыков соблюдения
вил безопасно- правил безопасности
сти программ- Средний уровень–
5
ным требоваобъем усвоенных
ниям.
навыков более 1/2;
Максимальный уровень – освоил практически весь объем
навыков за данный
период

Наблюдение

Наблюдение

10

Мониторинг личностного развития ребенка
Показатели
Критерии
Степень выраженВозмож
оцениваемые
ности оцениваемого -ное
26

Наблюдение

Методы
диагно-

параметры

качества

1.Морально - волевые качества
1.Терпение
Способность
Терпения хватает
переносить
менее чем на ½ за(выдерживать) нятия;
известные
Более чем на ½ занагрузки в тенятия
чение опредеНа все занятие
ленного времени, преодолевая трудности.
2. Воля
Способность
Волевые усилия реактивно побенка побуждаются
буждать себя к извне
практическим
Иногда- самим редействиям
бенком;
Всегда самим ребенком
3. СамоконУмение конРебенок постоянно
троль
тролировать
действует под консвои поступки тролем извне;
(приводить к
Периодически кондолжному дей- тролирует себя сам;
ствию)
Постоянно контролирует себя сам;
2. Ориентационные качества
1.Самооценка Способность
Завышенная
оценить себя
Заниженная
адекватно реНормальная
альным достижениям
2.Интерес к
Осознанное
Продиктован ребензанятиям в
участие ребен- ку извне
детском кол- ка в освоении
Периодически подлективе
образовательдерживается самим
ной программы ребенком
Постоянно поддерживается самим ребенком
3.Поведенческие качества
1.Конфликтн Способность
Периодически проость (отнозанять опреде- воцирует конфликшение ребен- ленную позиты;
27

число
баллов

стики

1

Наблюдение

5
10

1

Наблюдение

5
10
1

Наблюдение

5
10

1
5
10

Анкетирование

1

Наблюдение

5

10

1

Наблюдение

ка к столкновению интересов (спору)

цию в конфликтной ситуации

2. Отношение Умение воск общим депринимать облам
щие дела как
свои собственные
3. Тип соУмение работрудничества тать в коллективе

Сам в конфликтах
не участвует, старается их избежать;
Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
Избегает участия в
общих делах;
Участвует при побуждении извне;
Инициативен в общих делах
Пассивен
Сотрудничает иногда
Активен

28

5

10

1

Наблюдение

5
10
1
5
10

Наблюдение

Педагог Павлова Галина Зиновьевна
Объединение «Туристы - краеведы»
№

Ф.И.учащегося

Результативность выполнения образовательной программы
Год обучения

1. Теория

2. Практика

2.1

2.2

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

2.3

3.1

3.2

Итого

3.3

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

8-30 баллов

14
Низкий
уровень
15

8 - 30 баллов
Низкий уровень

31- 49 баллов
Средний уровень

29

50- 80 баллов
Высокий уровень

Уровень
результативности

Результативность личностного развития ребенка
Объединение «Туристы- краеведы»

№

Ф.И.учащегося

Педагог Павлова Г.З.

Организационно-волевые

Ориентационные

качества

качества

1.1

1.2

1.3

Год обучения
3. Поведенческие качества

Уровень
результат

2.1

2.2

3.1

3.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

8 - 30 баллов
Низкий уровень

Итого

31-49 баллов
Средний уровень

30

50-80 баллов
Высокий уровень

3.3

ивности

Методические материалы
При составлении учебно-тематического плана педагог должен исходить из
своей педагогической и туристско-краеведческой квалификации, необходимо
учитывать следующие факторы: объем учебного материала, цикличность по сезонам, последовательное усложнение материала.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются
разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используется групповая и индивидуальная работа под руководством педагога, что
требует от учащихся общения друг с другом и педагогом.
Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, которые способствуют эффективному усвоению туристско-краеведческих знаний. При проведении занятий
большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает
учебно – деятельностную игру учащихся, выполнение практических упражнений
по изучаемой теме, оформление материалов краеведческой работы. При этом активно используются информационно - коммуникативные технологии. При проведении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения,
поисково - исследовательские и игровые технологии, интерактивные методики,
проводится рефлексия.
Занятия на местности предусматривают практическую работу учащихся по
выполнению заданий, физической подготовке, туристские прогулки и экскурсии,
краеведческие наблюдения на природе, сбор краеведческого материала, проведение природоохранных мероприятий. При проведении практических занятий активно применяются образовательные технологии личностно - ориентированного и
игрового обучения, педагогики сотрудничества, используются интерактивные методики, особое внимание уделяется рефлексии. Вне сетки часов происходит участие в походах, в туристских слетах, краеведческих конкурсах, проектной деятельности.

31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт,
1983
3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат,
1985.
4. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на СевероЗападном Кавказе. – Краснодарское книжное издательство, 1989 г.
5. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани.- Краснодар, 2006.
6. Ковешников В.Н. Путешествия по красавице Кубани.- Краснодар, 2012 г.
7. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 1, 2003
г.- Краснодар.
8. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 3, 2004
г.- Краснодар.
9. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. - Москва, «Физкультура и спорт», 1990.
10. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.:Профиздат, 1997.
11. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.
12. Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания. Один на один с природой. - Краснодар: Советская Кубань, 2001 г
13. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК, 2003.
14. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов и др.Краснодар: Традиция, 2010.
16. Самойленко А.А. Детско-юношеский туризм. Учебное пособие. - Краснодар,
2016 г.
17. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. - Краснодар: Платонов, 2008 г.
18. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
19. Твердый А.В. Кавказ в именах.- Краснодар: Платонов, 2008 г.
20. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. - Ростов-на-Дону, 2007 г.
21. Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История Северского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней). - Харченко В.А., 2005 г.
22. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
23. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева Туристско-краеведческая деятельность в
школе. - Москва, 2011 г.
32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.- М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на СевероЗападном Кавказе. – Краснодарское книжное издательство, 1989 г.
3. Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. - г. Краснодар: «Традиция», 2007 г.
4. Ковешников В.Н. Путешествия по красавице Кубани. - Краснодар,2012г.
5. Край наш кубанский: природа, история, хозяйство и города Краснодарского
края учебное пособие, Н.В. Корнакова. - Ростов-на-Дону: Издательство БАРОПРЕСС, 2013 г.
6. Ковешников В.Н. «Очерки по топонимике Кубани», Краснодар, 2006.
7. Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. - Краснодар:
Советская Кубань, 2001 г.
8. Моя Кубань: природа, история, хозяйство и города Краснодарского края. Н.В.
Ситдикова. - Ростов-на-Дону: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2010 г.
9. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. 6 класс. А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов.
- М.: Дрофа, 1999.
10. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. – Краснодар: Платонов, 2008 г.
11. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. - Ростов-на-Дону, 2007 г.
12. Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История Северского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней). - Харченко В.А., 2005 г.
13. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева. Туристско-краеведческая деятельность в
школе. - Москва, 2011 г.
14. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., Профиздат,
1985.
3. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на СевероЗападном Кавказе. – Краснодарское книжное издательство, 1989 г.
4. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани.- Краснодар, 2006.
5. Ковешников В.Н. Путешествия по красавице Кубани.- Краснодар, 2012 г.
6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997.
7. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.
8. Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания .Один на один с природой. Краснодар: Советская Кубань, 2001 г
9. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТиК, 2003.
33

10. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.
М.: ВЛАДОС, 2000.
11. Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов и др.
Краснодар: Традиция, 2010.
12. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. Платонов, 2008 г.
13. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
14. Твердый А.В. Кавказ в именах. Краснодар: Платонов, 2008 г.
15. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. Ростов-на-Дону, 2007 г.
16. Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История Северского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней). Харченко В.А., 2005 г.
17. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».