Приложение № 8 к ООП ООО МАОУ школы-интернат №9 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Практическая география» для 9 класса на 2021-2022 учебный год Составитель: Сергиеня Юрий Михайлович учитель географии, ВКК г. Богданович, 2021 Планируемые результаты освоения курса 1.Личностные результаты освоения учебного курса Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального на рода России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего на рода, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; освоение социальных норм и правил по ведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а так же во взрослых сообществах; формирование основ социально критического мышления; формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием на родов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности. 2. Предметные результаты освоения учебного курса овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения, овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки раз личных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания; создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности. 3. Метапредметные результаты освоения учебного курса овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применят их на практике, оценивать достигнутые результаты; формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия. Содержание курса 1. План и карта (6 часов) Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Практические задания: 1. Ориентирование по плану и карте. 2. Решение задач на определение географических координат. 3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте. 4. Определение расстояний на плане и карте. 2. Путешествия и географические открытия (2 часа) Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея. Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло. Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-ТянШанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев). Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте. 3. Природа Земли (6 часов) Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров. Практические задания: 1. Определение средней температуры при подъеме и спуске. 2. Решение задач на определение атмосферного давления 3. . Определение типов климата по климатическим диаграммам 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов) Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Практические задания: 1.Описание страны по плану. 2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. 5. География России (12 часов) Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию. Практические задания: 1. Решение географических задач на определение поясного времени. 2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона. 3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию. 4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. 5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков 6. Определение причинно-следственных связей между объектами. 6. Итоговое занятие (2 часа) Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии. Тематическое планирование № Название тем Количество часов Практические работы 1 План и карта 6 2 Путешествия и географические открытия 2 3 Природа Земли 6 4 Материки, океаны, народы и страны 7 1 5 География России 12 2 6 Итоговое занятие 2 Итого: 35 1 Тематическое планирование № п/п № зан яти я Тема занятия Тема 1. План и карта (6 часов) 1 1 Источники географической информации. Условные знаки 2 2 Ориентирование на местности. 3 3 Горизонтали. Профиль местности. 4 4 Координатная сетка. Широта. Долгота. 5 5 Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат» 6 6 Определение расстояний на плане. Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа) 7 1 География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. 8 2 Практическое занятие « Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.» Тема 3. Природа Земли (6 часов) 9 1 Развитие земной коры. Земная кора на карте. 10 2 Атмосфера. Температура воздуха. 11 3 Атмосферное давление. 12 4 Климатические пояса Земли. 13 5 Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам» 14 6 Гидросфера: состав, свойства, происхождение. Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов) 15 1 Особенности природы Африки. 16 2 Особенности природы Южной Америки 17 3 Особенности природы Австралии и Антарктиды. 18 4 Особенности природы Евразии. Дата по плану Дата по факту 19 5 Особенности природы Северной Америки. 20 6 Страны мира. Классификация стран. Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов» Тема 5. География России (12 часов) 21 7 22 1 ГП России. 23 2 Административно-территориальное устройство РФ. 24 3 Экономические районы России. 25 4 Часовые пояса. Поясное время. 26 5 Общая характеристика природы России. 27 6 Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». 28 7 Народы, населяющие Россию, их география. 29 8 Демографическая ситуация в России. 30 9 Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков» 31 10 Регионы России. Хозяйство Европейской части России. 32 11 Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. 33 12 Природопользование и экология. Тема 6. Итоговое занятие (2часа) 34 Итого 1 Обобщение материала по программе курса 34 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)