Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа-интернат №9 среднего общего образования" Утверждаю: Директор школы-интерната № 9 Пенских О.В. Приказ № 311-3 от 27 декабря 2023 года Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающихся 10-11 классов в соответствии с ФГОС СОО 1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования. · Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над индивидуальным итоговым проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС СОО. · Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся. · Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10 или 11 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. · Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся. · Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог дополнительного образования. · Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. · Проект может быть только индивидуальным. · Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. · Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий. 2. Цели и задачи выполнения ИИП Цель выполнения ИИП : · продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. · развивать способность к сотрудничеству и коммуникации. · формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику. · оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития. · определять уровень сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Задачами выполнения ИИП являются: · обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). · формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь · выбрать подходящую информацию, правильно её использовать). · развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. · формирование и развитие навыков публичного выступления. · формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Этапы и примерные сроки работы над проектом В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. · Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта, · Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. · Заключительный (март — май): защита проекта, оценивание работы. · Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта. · Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель. · 4. Требования к оформлению ИИП Структура ИИП: Титульный лист (Название 00, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, город, год); · Введение – 1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи, назначение проекта) · Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту тему. Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет исследования, методику. Глава 2. Результаты исследования. · Общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и перспективы. · Список использованной литературы. · Технические требования к ИИП: · Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 12 пт, интервал одинарный, отступ первой строки 1,25. · Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см. · Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится. · Оглавление: должно формироваться автоматически. · Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте. · Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей справа. · Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц. · Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс. · Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. · Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: · Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные · · материалы, отчёты о проведённых стендовый доклад); · Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, компьютерной изделие; · Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; · Отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как тексты, так и мультимедийные продукты/ · Возможные типы работ и формы их представления Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Практикоориентированный, социальный Решение анализ данных костюм, практических задач. социологического опроса, макет, атлас, модель, атрибуты музыкальное несуществующего произведение, какой-либо государства, мультимедийный гипотезы. бизнес-план, продукт, Сбор информации о веб-сайт, отчёты проведённых каком-либо объекте видеофильм, исследованиях, или анализ выставка, праздник, информации. газета, буклет публикация, Привлечение журнал, путеводитель, Доказательство Исследовательский или опровержение Информационный Творческий Игровой ролевой явлении, интереса публики действующая фирма, к реферат, проблеме проекта. игра, справочник, Представление карта, система школьного опыта участия в коллекция, самоуправления, компьютерная анимация, серия иллюстраций, или решении проблемы о оформление кабинета, пакет рекомендаций, стендовый доклад, учебное пособие, проекта. сценарий, чертеж, экскурсия. статья, сказка, Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: – естественно-научные исследования; – исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии); – экономические исследования; – социальные исследования; – научно-технические исследования. Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов. Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе). 5. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий Публично должна быть представлена проектная работа — реализованный проект. На защите темы проекта с обучающимся должны быть обсуждены: – актуальность проекта; – положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; –ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; –риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта; На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. Цель, задачи. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы. 7. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь. Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками. Требования к процедуре проведения защиты проекта · Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. · К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта. Место защиты ИИП — образовательная организация. Школа определяет график защиты ИИП. График защиты ИИП утверждается директором школы. · Школа создаёт школьную аттестационную комиссию (ШАК). Состав комиссии от 3 до 7 человек. В комиссии должны присутствовать: представить администрации, классный руководитель, педагог по соответствующему направлению. Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей ИИП. В комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования, методических служб, представители Управляющего Совета учреждения, родительская общественность, представители ВУЗов. · ШАК оценивает уровень ИИП в соответствии с критериями проекта (Приложение 1) и заносит результаты в итоговый протокол (Приложение 2). · Для защиты ИИП выделяется 1 день до 10 мая. · Школа организует в дополнительные сроки защиту ИИП для детей с ОВЗ, больных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты). · Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИИП в течение недели, представляет к повторной защите. · Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически ставиться высший бал и от защиты в ОО он освобождается. 7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта · Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев: · способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; · сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; · сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; · сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. · Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта: –оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта; –для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех · · сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы; –оценивание производится на основе критериальной модели; –для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама образовательная организация; –результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся. Выполненная работа рецензируется высококвалифицированными специалистами. В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах. I.Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта: 1.1.Выбор темы. При выборе темы учитывается: · Актуальность и важность темы; · Научно-теоретическое и практическое значение; · Степень освещенности данного вопроса в литературе. Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения. Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности. 1.2.Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми. 1.3.Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; 1.4.Планирование, определение последовательности и сроков работ; 1.5.Проведение проектных работ или исследования; Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным. Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования. 1.6.Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. 2. Представление результатов в соответствующем использованию виде; 3. Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность; 4. Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация. В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей. Оценка проекта в баллах по критериям: · 2 балла (повышенный уровень)— Ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях; (отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев). · 1 балл (базовый уровень) – имеют место; · 0 баллов – отсутствуют. Критерии оценки защиты проекта: № ФИО КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 1. Коммуникативная деятельность культура речи, точность словесного выражения 2. умение представить результаты работы 3. аргументированно ответить на вопросы 4. Познавательная 5. деятельность умение ставить проблему и выбирать способы ее решения умение осуществлять поиск и обработку информации умение обосновывать и реализовывать принятое решение формулировать выводы Регулятивная деятельность умение планировать деятельность 6. 7. 8. 9. 10 11 12 Способность к знание предмета исследования использовать ресурсные возможности для достижения цели соблюдение регламента выступления инновационной деятельности 13 аналитической деятельности 14 творческой деятельности 15 интеллектуальной деятельности 16 . Способность к постановке цели и формулированию гипотезы 17 планирование работы 18 . отбору и интерпретации информации 19 структурированию аргументации результатов исследования на основе собранных данных презентации результатов 20 Итого: Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 40 балла Перевод в отметку: 34-40 балла — отлично 26-33 баллов – хорошо 18 – 25 баллов – удовлетворительно 17 баллов и менее – неудовлетворительно Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале, личном деле, в аттестате. Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня Уровни сформированности навыков проектной деятельности Критерий Базовый Повышенный Самостоятельное приобретение знаний решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; и продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. Продемонстрировано свободное Знание предмета В работе и в ответах на вопросы владение предметом проектной по содержанию работы деятельности. Ошибки отсутствуют отсутствуют грубые ошибки Регулятивные действия Коммуникация Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Продемонстрированы навыки Тема ясно определена и пояснена. оформления проектной работы и Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, пояснительной записки, а также последовательно, аргументированно. подготовки простой презентации. Работа/сообщение вызывает Автор отвечает на вопросы интерес. Автор свободно отвечает на вопросы 8. Права и ответственность сторон 8.1. Педагог, ведущий теоретический курс должен научить учащихся технологии проектно-исследовательской деятельности. 8.2. Руководитель индивидуального проекта должен: - Совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному проекту; - Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; - Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту; - Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов работы (исследования); - Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального проекта. 8.3. Руководитель индивидуального проекта имеет право: - Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; - Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; - Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального проекта. 8.4. Обучающийся должен: - Выбрать тему индивидуального проекта; - Посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту; - Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта: - Подготовить публичный отчет о проделанной работе (защита проекта). 8.5. Обучающийся имеет право: - На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального проекта; - Использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы. 8.6. Координатор проектной деятельности должен: - давать необходимые разъяснения и консультации участникам процесса; - проводить разъяснительные лектории с обучающимися по подготовке и работе над проектом (при необходимости); обеспечивать учащихся и руководителей проектов методическими материалами; - иметь общий список авторов и руководителей индивидуальных проектов; - организовать консультации и оказание методической помощи руководителям проектов в ходе выполнения работ; - организовать и провести итоговую публичную защиту индивидуальных проектов, составить график защиты проектов; - обеспечить положительное разрешение сложных ситуаций в ходе реализации индивидуальных проектных планов; - своевременно размещать и обновлять информацию по проектной деятельности на стенде; - вести необходимую сопроводительную и отчетную документацию по проектной деятельности. 8.7. Координатор проектной деятельности имеет право: - контролировать организацию условий, необходимых для проектной деятельности обучающихся (помещения, доступ к мультимедийной технике, установка программного обеспечения и т.д.); - осуществлять мониторинг своевременности выполнения этапов проектов; осуществлять мониторинг своевременности и правильности оформления проектов проектной документации; всех проектных материалов для их сдачи; - при необходимости - организовать независимую экспертную оценку содержательного уровня проекта и хода проектного процесса в целом. 9. Документация Для учащихся Индивидуальный план выполнения проекта. Плани Подпи Дата Этапы руемая дата сь Виды деятельности фактически исполнения руководителя · · Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Подгот Разработка основополагающего овка вопроса и проблемных вопросов учебной темы Плани рование Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ Процес с проекти рования Итог Самостоятельная работа Оформления записки, плакатов и др. Достигнутый результат Оформление Защита · · · п/п Для руководителя проекта Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося; Общие сведения Итоговая оценка ФИО ученика Тема проекта Подпись руководителя проекта . . · Рецензия по каждому индивидуальному проекту. Приложение 1 Протокол защиты индивидуальных исследовательских проектов учащихся 11 класса Дата: ____________________ Пояснение: базовый уровень – 1 балл, повышенный уровень -2 балла (40-34 б. «5», 33-26 б. «4», 25-18 б. «3», 17 б. и ниже «2») № ФИО ФИО КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 1. Коммуникативн ая деятельность культура речи, точность словесного выражения 2. умение представить результаты работы 3. аргументированно ответить на вопросы 4. Познавательная 5. деятельность умение ставить проблему и выбирать способы ее решения умение осуществлять поиск и обработку информации умение обосновывать и реализовывать принятое решение формулировать выводы Регулятивная деятельность умение планировать деятельность 6. 7. 8. 9. 10 . 11 . 12 . знание предмета исследования использовать ресурсные возможности для достижения цели соблюдение регламента выступления Способность к инновационной деятельности 13 . аналитической деятельности 14 творческой деятельности 15 . интеллектуальной деятельности 16 . Способность к постановке цели и формулированию гипотезы 17 . планирование работы 18 . отбору и интерпретации информации 19 . структурированию аргументации результатов исследования на основе собранных данных презентации результатов 20 . Итого: Приложение 2 ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ защиты индивидуального итогового проекта обучающихся 11 класса МАОУ школы-интернат №9 в соответствии с требованиями ФГОС СОО Ф.И.О. председателя комиссии: __________________________________________________ Ф.И.О. членов комиссии: __________________________________________________ _____________________________________________________________________________ На защиту явились допущенные к нему ______________ человек. Не явились __________ человек. Ф.И.О. неявившихся: _____________________________________________________________ Защита началась в _____________ час ________мин Защита закончилась в __________ час ________мин № ФИ обучающегося Тема проекта Итоговая оценка 1 2 3 4 5 6 Дата проведения защиты: «_____»________________ 20__ г. Дата внесения в протокол оценок: «_____»________________ 20__ г. Председатель комиссии: ____________________/________________________ (подпись) Члены комиссии: (расшифровка) ____________________/________________________ (подпись) (расшифровка) ____________________/________________________ (подпись) (расшифровка)