МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Администрация городского округа Богданович
МАОУ школа-интернат №9
Рабочая программа
Мир народных игр
5 - 8 класс
г. Богданович,
2024 год
Пояснительная записка
Программа курса «Мир народных игр» предназначена для физкультурноспортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес
к физической культуре и спорту.
Нормативно-правовой базой программы курса
«Мир народных игр» являются:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ от 31.05.2021 № 287 (с изменениями и дополнениями);
2. Основная образовательная программа основного общего образования
МАОУ школа – интернат №9.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки
воспитанников:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания
соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса:
физической,
технической,
тактической,
психологической,
интегральной,
теоретической подготовки; воспитательной работы.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения
программного материала по этапам многолетней подготовки в годичныхциклах.
Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов
тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической,
технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа
многолетней
вариативность
подготовки,
индивидуальных
программного
характеризующихся
материала
разнообразием
особенностей
для
тренировочных
воспитанника
практических
средств
и
занятий,
нагрузок,
направленных на решение определенной педагогической задачи.
Программа по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные
игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры
здоровья
и
является
образовательного процесса.
2
неотъемлемой
частью
всего
воспитательно-
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на
ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения
физического и психического здоровья как необходимого условия социального
благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления
здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и
личностно-ориентированный подходы.
Цель
физического
программы
развития
«Мир
и
народных
игр»:
подготовленности
укрепление
обучающихся,
личностных качеств, освоение и совершенствование
здоровья,
воспитание
жизненно
важных
двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
ü пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
ü формирование
у
обучающихся
устойчивого
интереса
к
занятиямспортивными играми;
ü обучение технике и тактике спортивных игр;
ü развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
ü формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Согласно учебному плану МАОУ школе – интернат №9
программа
реализуется в объеме 102 часа на уровне основного общего образования:
ü 5 классы - 34 часа в год (1 час в неделю);
ü 6 - 7 классы - 34 часа в год (1 час в неделю);
ü 8 классы - 34 часа в год (1 час в неделю).
Занятия проводятся во время уроков, продолжительность составляет 40
минут. Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной
площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование
форм иметодов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся
через организацию здоровьесберегающих практик.
3
Содержание программы предполагает изучение основ спортивной игры
баскетбол и дается в трех разделах: основы знаний, общая физическая
подготовка и специальная техническая подготовка.
Материал по общей физической подготовке входит в каждое занятие курса.
Результаты освоения курса:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются личностные,метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых
национальных ценностей; предметные - через формирование основных
элементов
научного
знания,
а
метапредметные
результаты
-
через
универсальные учебные действия (далее - УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся:
формирование культуры здоровья - отношения к здоровью как высшей
ценности человека;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор
поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных
нанести
вред
физическому
и
психическому
здоровью;
формирование
потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности
человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа
жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности,
взаимодействии с людьми;
умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных
факторах, влияющих на здоровье;
способность рационально организовать физическую и интеллектуальную
деятельность;
умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению
4
здоровья;
формирование
умений
позитивного
коммуникативного
общения
с
окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях
Личностные
1.Самоопределе
ние.
2.Смыслообразование.
Регулятивные
1.Соотнесение
известного и
неизвестного.
2.
Планирование.
3. Оценка.
4.Способность
к волевому
усилию.
Познавательные
1. Формулирование
цели.
2.Выделение
необходимой
информации
3.
Структурирование.
4.Выбор
эффективных
способов решения учебной
задачи.
5.Рефлексия.
6.Анализ и
синтез.
7.Сравнение.
8.Классификац
ии.
9.Действия постановки
ирешения проблемы.
Коммуникативные
1.Строить продуктивное
взаимодействие между
сверстниками и
педагогами.
2. Постановка
вопросов.
3.Разрешение
конфликтов.
Оздоровительные результаты программы :
осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и
здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и
произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные
секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы
будет сознательное
отношение обучающихся к собственному здоровью.
Предметные результаты: приобретаемый опыт проявляется в знаниях и
способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при
решении практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий физической культурой.
В
5
ходе
реализации
программы
по
спортивно-
оздоровительному
направлению «Мир народных игр» обучающиеся смогут получить знания о:
значении
спортивных
игр
в
развитии
физических
способностей
и
совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правилах безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
названиях разучиваемых технических приемов игр и основы правильной техники;
наиболее типичных ошибках при выполнении технических приемов и
тактических действий;
упражнениях
для
развития
физических
способностей
(скоростных,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольных упражнениях (двигательные тесты) для оценки физической и
технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основном содержании правил соревнований по спортивным играм; жестах
судьи спортивных игр;
игровых упражнениях, подвижных играх и эстафетах с элементами
спортивных игр;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях спортивными играми;
выполнять технические приемы и тактические действия;
контролировать свое самочувствие
(функциональное состояние
организма) на занятиях спортивными играми;
играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;демонстрировать
жесты судьи спортивных игр;
проводить судейство спортивных игр.
Основной показатель реализации программы «Мир народных игр»:
стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных
показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности
занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития,
физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки
(по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.
Способы проверки результатов:
6
диагностирование
уровня
физического
развития,
функциональных
возможностей детей (ежегодно);
тестирование
уровня
развития
двигательных
способностей,
уровня
сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
участие в соревнованиях;сохранность контингента.
Содержание курса «Мир народных игр» с указанием форм организации
и видов деятельности
Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленны Посвящены только одному из компонентов
е занятия
подготовкиигрока: техники, тактики или общефизической
подготовке.
Комбинированны Включают два-три компонента в различных сочетаниях:
е занятия
техническая и физическая подготовка; техническая и
тактическая подготовка; техническая, физическая и
тактическая подготовка.
Целостноигровыезанятия
Контрольные
занятия
Построены на учебной двухсторонней игре по
упрощеннымправилам, с соблюдением основных правил.
Прием нормативов у занимающихся, выполнению
контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью
получения данных об уровне технико- тактической и
физической подготовленности занимающихся.
5 класс
Основы знаний о физкультурной деятельности
История развития физической культура в России в 17-19 в.в., ее роль и
значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее
связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и
кровообращения.
Характеристика
основных
способов
регулирования
физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения
упражнения,
изменению
величины
внешнего
отягощения.
Правила
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования,
контроль за самочувствием и т.п.
Способы самостоятельной деятельности
Регулирование
сокращений.
7
нагрузки
по
показателям
частоты
сердечных
Проведение игр волейбол и баскетбол по упрощенным правилам.
Физическое совершенствование на материале спортивных игр:
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и
остановки;прыжок с двух шагов; «Борьба за мяч», защита стойкой, эстафеты с
ведением мяча и броска в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам.
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху,
кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после
небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении
правым(левым) боком, игра в «пионербол».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных
физических качеств (в процессе занятий):
Развитие
координации:
произвольное
преодоление
простых
препятствий;передвижения с резко изменяющимися направлениями движения
с остановками
в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, игры на переключение
внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног,
туловища (в положениях стоя и лежа, седах); жонглирование малыми
предметами;
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с
заданной осанкой.
Развитие силовых способностей: динамические упражнений с переменой
опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с
использованиемвеса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1
кг, гантели до 100 г,), комплексы упражнений с постепенным включением в
работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением;
подтягивание в висе стоя илежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую
скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением
вперед поочередно на правой и левой, на месте вверх и вверх с поворотами
вправо и влево); прыжки вверх вперед толчком одной и двумя ногами;
комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные
комплексы избирательнойнаправленности на отдельные мышечные группы.
8
6-7 классы
Общая физическая подготовка
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования
осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким
шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и
бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег
3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180°, с места, со
скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого
мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита.
Баскетбол
Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как
укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим
питания. Товарищ и друг. В чем сила командной игры. Физические
упражнения - путь к здоровью, работоспособности и долголетию.
Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке
баскетболиста. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в
движении. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди,
мяч сзади над головой, с отражением от щита с места, после ведения и
остановки); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в
движении - низко летящего и летящего на уровне головы. Ведение мяча
правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по
звуковому
сигналу.
Остановка
прыжком.
Подвижные
игры:
«Мяч
среднему», «Мяч соседу», «Охотники и утки», «Летает - не летает»; игровые
упражнения «Брось - поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими
мячами; эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и
остановки.
8
классы
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения
9
с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с
высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий.
Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные
прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега,
напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в
цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1
кг. Упражнения с гантелями.
Баскетбол
Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его
значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между
ними различия? Закаливание организма. Взаимосвязь регулярной физической
активности и индивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная
работоспособность. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем
дыхания и кровообращения.
Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке
баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча
двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча
правой и левой рукой с изменениемнаправления. Бросок мяча двумя руками от
груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения.
Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных
упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления,
скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от
плеча после ведения при встречном движении. Броскив движении после двух
шагов. Учебная игра.
Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с
ведениеммяча и с броском мяча после ведения.
Тематическое планирование
5 класс
№
1.
10
Разделы программы
Вводное занятие.
Техника
Всего
часов
2
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Единая коллекция
цифровых
Деятельность учителя с
учетом рабочей программы
воспитания
Установление
доверительных отношений с
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
4.
5.
безопасности на
занятиях
Баскетбол
Прыжок с двух шагов
Передачи мяча
Игра по упрощенным
правилам
Волейбол
Передача мяча сверху,
снизу
Игра «Пионербол»
Общая физическая
подготовка
Тестирование
Итого
11
15
5
2
8
7
4
3
6
4
34
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися требований и
просьб учителя, привлечению
их внимания кобсуждаемой
информации, активизации их
познавательной
деятельности; побуждение
обучающихсясоблюдать
общепринятые
образовательных
нормы поведения, правила
ресурсов
https://www.school- общения со старшими и
сверстниками, принципы
collection.edu.ru);
Российская электронная учебной дисциплины и
школа
самоорганизации;
(https://www.resh.edu.ru) привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых явлений;
применение интерактивных
форм работы с
обучающимися; включение
игровых процедур с целью
поддержания мотивации
обучающихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.
6-7 классы
№ Дата Тема занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
Основное содержание
занятия
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
ОФП в процессе занятий
Установление
Баскетбол
доверительных
Технические действия:
отношений с
Техника
Стойки игрока.
обучающимися,
безопасности на Перемещение в стойке
способствующих
занятиях.
приставными шагами
позитивному
Стойки и
боком, лицом и спиной
восприятию
перемещения вперед. Остановка
обучающимися
баскетболиста двумя руками и
требований и
Остановка
прыжком. Повороты без
просьб учителя,
двумя руками и мяча и с мячом.
привлечению их
прыжком.
Комбинация из основных
внимания к
элементов техники
обсуждаемой
Повороты без передвижений
информации,
Единая
мяча и с мячом. (перемещение в стойке,
активизации их
коллекция
Комбинация из остановка, поворот,
познавательной
цифровых
элементов
ускорение).
деятельности;
образовательны
техники
побуждение
х ресурсов
передвижений
обучающихся
https://www.sch
соблюдать
oolЛовля и передача мяча
Ловля мяча и
общепринятые
collection.edu.ru
передачи мяча двумя руками от груди и
нормы поведения,
);
одной рукой от плеча на
правила общения
Российская
месте и в движении без
электроннаяшкола со старшими и
сопротивления
(https://www.resh.edu. сверстниками,
защитника (в парах,
принципы учебной
ru)
тройках, квадрате, круге).
дисциплины и
самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному
аспекту изучаемых
явлений;
применение
интерактивных
форм работы с
обучающимися;
включение игровых
процедур с целью
поддержания
мотивации
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе
11
12
13
14
Ведение мяча
15
16
17
18
Броски в кольцо Броски одной и двумя
руками с места и в
движении (после ведения,
после ловли) без
сопротивления
защитника.
Максимальное
расстояние до корзины
3,60 метра
Подвижные
Подвижные игры на базе
игры на базе
баскетбола («Школа
баскетбола
мяча», «Гонка мяча»,
«Охотники и утки» и
т.п.).
Тактические действия:
Игра в защите Выравнивание и
выбивание мяча.
Комбинация из
освоенных элементов
техники перемещений и
владения мячом.
Игра в
Тактика свободного
нападении
нападения. Позиционное
нападение (5:0) без
изменения позиций
игроков. Нападение
быстрым прорывом.
Взаимодействие двух
игроков «отдай мяч и
выйди».
Комбинация из
освоенных элементов:
ловля, передача, ведение,
бросок.
Игра по
Игра по упрощенным
упрощенным
правилам мини
правилам
баскетбола. Игры и
баскетбола
игровые задания 2:1, 3:1,
3:2, 3:3.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
13
Ведение мяча в низкой,
средней и высокой стойке
на месте, в движении по
прямой, с изменением
направления движения и
скорости. Ведение без
сопротивления
защитника ведущей и не
ведущей рукой.
33
Тестирование
34
Участие в
Привлечение к участию в
соревнованиях школьных
соревнованиях. Игра по
правилам баскетбола.
14
Тестирование уровня
развития двигательных
способностей, уровня
сформированности
технических умений и
навыков.
8 классы
№ Дата
12
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
15
Тема занятия
Основное содержание
занятия
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
ОФП в процессе занятий
Установление
доверительных
Единая коллекция отношений с
обучающимися,
цифровых
образовательных способствующи
хпозитивному
ресурсов
восприятию
https://www.scho
обучающимися
olБаскетбол
требований и
Технические действия: collection.edu.ru)
просьбучителя,
; Российская
Техника
Стойки игрока.
привлечению их
электронная
безопасности на Перемещение в
внимания к
школа
занятиях.
стойкеприставными
(https://www.resh.edu.ru обсуждаемой
Стойки и
шагами боком, лицом
информации,
)
перемещения
и спинойвперед.
активизации
Остановка
их
Остановки
двумя руками и
познавательно
баскетболиста прыжком.
йдеятельности;
Повороты без мяча и
побуждение
смячом.
обучающихся
Комбинация из
соблюдать
основныхэлементов
общепринятые
техники
нормы поведения,
передвижений
правила общения
(перемещение в
состаршими и
стойке,остановка,
сверстниками,
поворот, ускорение).
принципы учебной
Передачи мяча Ловля и передача
дисциплины и
самоорганизации;
привлечение
внимания
Ловля мяча
обучающихся к
ценностному
аспекту изучаемых
явлений;
Ведение мяча Ведение мяча в низкой,
применение
средней и высокой
интерактивных
стойкена месте, в
форм работы с
движении по прямой, с
обучающимися
изменением направления
;
движения и скорости.
включение
Ведение без
игровыхпроцедур с
сопротивления и с
целью
пассивным защитника
поддержания
ведущей и не ведущей
мотивации
рукой.
17
18
19
20
Броски в кольцо Броски одной и
двумяруками с
места, в
движении (после
ведения,после ловли) и
в прыжке с
противодействием.
Максимальное
расстояние до
корзины4,80 метра.
Тактические действия:
21
22
23
24
Игра в защите
25
26
27
28
29
Игра в
нападении
30
31
32
Игра по
упрощенным
правилам
баскетбола
16
Выравнивание
и
выбивание
мяча. Перехват
мяча.
Комбинация из
освоенных элементов
техники перемещений
ивладения мячом.
Тактика
свободного
нападения.
Позиционное нападение
(5:0) с изменения
позицийигроков, в
игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3,
4:4, 5:5 на одну
корзину.Нападение
быстрым прорывом
(2:1, 3:2).
Взаимодействие двух
игроков «отдай мяч и
выйди», в нападение
изащите через
«заслон».Комбинация
из освоенных
элементов:
ловля, передача,
ведение,бросок.
Тактика
свободного
нападения.
Игра по
упрощенным
правилам мини
баскетбола. Игры и
игровые задания 2:1,
3:1,
3:2, 3:3.
обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе.
33
34
17
Тестирование
Тестирование уровня
развития
двигательных
способностей, уровня
сформированности
технических умений и
навыков.
Участие в
Игра по правилам
соревнованиях Участие в
школьных
соревнованиях.