МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Администрация городского округа Богданович МАОУ школа-интернат №9 Рабочая программа Мир народных игр 5 - 8 класс г. Богданович, 2024 год Пояснительная записка Программа курса «Мир народных игр» предназначена для физкультурноспортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Нормативно-правовой базой программы курса «Мир народных игр» являются: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 № 287 (с изменениями и дополнениями); 2. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ школа – интернат №9. В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников: Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы. Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичныхциклах. Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней вариативность подготовки, индивидуальных программного характеризующихся материала разнообразием особенностей для тренировочных воспитанника практических средств и занятий, нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Программа по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является образовательного процесса. 2 неотъемлемой частью всего воспитательно- Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Цель физического программы развития «Мир и народных игр»: подготовленности укрепление обучающихся, личностных качеств, освоение и совершенствование здоровья, воспитание жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта. Цель конкретизирована следующими задачами: ü пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха; ü формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиямспортивными играми; ü обучение технике и тактике спортивных игр; ü развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости); ü формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; воспитание моральных и волевых качеств. Согласно учебному плану МАОУ школе – интернат №9 программа реализуется в объеме 102 часа на уровне основного общего образования: ü 5 классы - 34 часа в год (1 час в неделю); ü 6 - 7 классы - 34 часа в год (1 час в неделю); ü 8 классы - 34 часа в год (1 час в неделю). Занятия проводятся во время уроков, продолжительность составляет 40 минут. Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм иметодов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик. 3 Содержание программы предполагает изучение основ спортивной игры баскетбол и дается в трех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Материал по общей физической подготовке входит в каждое занятие курса. Результаты освоения курса: В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные,метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные - через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты - через универсальные учебные действия (далее - УУД). Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: формирование культуры здоровья - отношения к здоровью как высшей ценности человека; развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью; формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты: способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность; умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению 4 здоровья; формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими. Виды УУД, формируемые на занятиях Личностные 1.Самоопределе ние. 2.Смыслообразование. Регулятивные 1.Соотнесение известного и неизвестного. 2. Планирование. 3. Оценка. 4.Способность к волевому усилию. Познавательные 1. Формулирование цели. 2.Выделение необходимой информации 3. Структурирование. 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи. 5.Рефлексия. 6.Анализ и синтез. 7.Сравнение. 8.Классификац ии. 9.Действия постановки ирешения проблемы. Коммуникативные 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. 2. Постановка вопросов. 3.Разрешение конфликтов. Оздоровительные результаты программы : осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. Предметные результаты: приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. В 5 ходе реализации программы по спортивно- оздоровительному направлению «Мир народных игр» обучающиеся смогут получить знания о: значении спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; правилах безопасного поведения во время занятий спортивными играми; названиях разучиваемых технических приемов игр и основы правильной техники; наиболее типичных ошибках при выполнении технических приемов и тактических действий; упражнениях для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); контрольных упражнениях (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; основном содержании правил соревнований по спортивным играм; жестах судьи спортивных игр; игровых упражнениях, подвижных играх и эстафетах с элементами спортивных игр; могут научиться: соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми; выполнять технические приемы и тактические действия; контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми; играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;демонстрировать жесты судьи спортивных игр; проводить судейство спортивных игр. Основной показатель реализации программы «Мир народных игр»: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях. Способы проверки результатов: 6 диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей (ежегодно); тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно); участие в соревнованиях;сохранность контингента. Содержание курса «Мир народных игр» с указанием форм организации и видов деятельности Формы проведения занятий и виды деятельности Однонаправленны Посвящены только одному из компонентов е занятия подготовкиигрока: техники, тактики или общефизической подготовке. Комбинированны Включают два-три компонента в различных сочетаниях: е занятия техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостноигровыезанятия Контрольные занятия Построены на учебной двухсторонней игре по упрощеннымправилам, с соблюдением основных правил. Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико- тактической и физической подготовленности занимающихся. 5 класс Основы знаний о физкультурной деятельности История развития физической культура в России в 17-19 в.в., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины внешнего отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием и т.п. Способы самостоятельной деятельности Регулирование сокращений. 7 нагрузки по показателям частоты сердечных Проведение игр волейбол и баскетбол по упрощенным правилам. Физическое совершенствование на материале спортивных игр: Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки;прыжок с двух шагов; «Борьба за мяч», защита стойкой, эстафеты с ведением мяча и броска в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам. Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым(левым) боком, игра в «пионербол». Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств (в процессе занятий): Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий;передвижения с резко изменяющимися направлениями движения с остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, седах); жонглирование малыми предметами; Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой. Развитие силовых способностей: динамические упражнений с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованиемвеса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г,), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; подтягивание в висе стоя илежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево); прыжки вверх вперед толчком одной и двумя ногами; комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательнойнаправленности на отдельные мышечные группы. 8 6-7 классы Общая физическая подготовка Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180°, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Баскетбол Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания. Товарищ и друг. В чем сила командной игры. Физические упражнения - путь к здоровью, работоспособности и долголетию. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой, с отражением от щита с места, после ведения и остановки); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении - низко летящего и летящего на уровне головы. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Остановка прыжком. Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Охотники и утки», «Летает - не летает»; игровые упражнения «Брось - поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами; эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и остановки. 8 классы Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения 9 с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Упражнения с гантелями. Баскетбол Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание организма. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменениемнаправления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броскив движении после двух шагов. Учебная игра. Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведениеммяча и с броском мяча после ведения. Тематическое планирование 5 класс № 1. 10 Разделы программы Вводное занятие. Техника Всего часов 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Единая коллекция цифровых Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доверительных отношений с 2. 2.1 2.2 2.3 3. 3.1 3.2 4. 5. безопасности на занятиях Баскетбол Прыжок с двух шагов Передачи мяча Игра по упрощенным правилам Волейбол Передача мяча сверху, снизу Игра «Пионербол» Общая физическая подготовка Тестирование Итого 11 15 5 2 8 7 4 3 6 4 34 обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания кобсуждаемой информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихсясоблюдать общепринятые образовательных нормы поведения, правила ресурсов https://www.school- общения со старшими и сверстниками, принципы collection.edu.ru); Российская электронная учебной дисциплины и школа самоорганизации; (https://www.resh.edu.ru) привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений; применение интерактивных форм работы с обучающимися; включение игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. 6-7 классы № Дата Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 Основное содержание занятия Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания ОФП в процессе занятий Установление Баскетбол доверительных Технические действия: отношений с Техника Стойки игрока. обучающимися, безопасности на Перемещение в стойке способствующих занятиях. приставными шагами позитивному Стойки и боком, лицом и спиной восприятию перемещения вперед. Остановка обучающимися баскетболиста двумя руками и требований и Остановка прыжком. Повороты без просьб учителя, двумя руками и мяча и с мячом. привлечению их прыжком. Комбинация из основных внимания к элементов техники обсуждаемой Повороты без передвижений информации, Единая мяча и с мячом. (перемещение в стойке, активизации их коллекция Комбинация из остановка, поворот, познавательной цифровых элементов ускорение). деятельности; образовательны техники побуждение х ресурсов передвижений обучающихся https://www.sch соблюдать oolЛовля и передача мяча Ловля мяча и общепринятые collection.edu.ru передачи мяча двумя руками от груди и нормы поведения, ); одной рукой от плеча на правила общения Российская месте и в движении без электроннаяшкола со старшими и сопротивления (https://www.resh.edu. сверстниками, защитника (в парах, принципы учебной ru) тройках, квадрате, круге). дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений; применение интерактивных форм работы с обучающимися; включение игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе 11 12 13 14 Ведение мяча 15 16 17 18 Броски в кольцо Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра Подвижные Подвижные игры на базе игры на базе баскетбола («Школа баскетбола мяча», «Гонка мяча», «Охотники и утки» и т.п.). Тактические действия: Игра в защите Выравнивание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Игра в Тактика свободного нападении нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Игра по Игра по упрощенным упрощенным правилам мини правилам баскетбола. Игры и баскетбола игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 13 Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. 33 Тестирование 34 Участие в Привлечение к участию в соревнованиях школьных соревнованиях. Игра по правилам баскетбола. 14 Тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков. 8 классы № Дата 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 15 Тема занятия Основное содержание занятия Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания ОФП в процессе занятий Установление доверительных Единая коллекция отношений с обучающимися, цифровых образовательных способствующи хпозитивному ресурсов восприятию https://www.scho обучающимися olБаскетбол требований и Технические действия: collection.edu.ru) просьбучителя, ; Российская Техника Стойки игрока. привлечению их электронная безопасности на Перемещение в внимания к школа занятиях. стойкеприставными (https://www.resh.edu.ru обсуждаемой Стойки и шагами боком, лицом информации, ) перемещения и спинойвперед. активизации Остановка их Остановки двумя руками и познавательно баскетболиста прыжком. йдеятельности; Повороты без мяча и побуждение смячом. обучающихся Комбинация из соблюдать основныхэлементов общепринятые техники нормы поведения, передвижений правила общения (перемещение в состаршими и стойке,остановка, сверстниками, поворот, ускорение). принципы учебной Передачи мяча Ловля и передача дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания Ловля мяча обучающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений; Ведение мяча Ведение мяча в низкой, применение средней и высокой интерактивных стойкена месте, в форм работы с движении по прямой, с обучающимися изменением направления ; движения и скорости. включение Ведение без игровыхпроцедур с сопротивления и с целью пассивным защитника поддержания ведущей и не ведущей мотивации рукой. 17 18 19 20 Броски в кольцо Броски одной и двумяруками с места, в движении (после ведения,после ловли) и в прыжке с противодействием. Максимальное расстояние до корзины4,80 метра. Тактические действия: 21 22 23 24 Игра в защите 25 26 27 28 29 Игра в нападении 30 31 32 Игра по упрощенным правилам баскетбола 16 Выравнивание и выбивание мяча. Перехват мяча. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений ивладения мячом. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) с изменения позицийигроков, в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину.Нападение быстрым прорывом (2:1, 3:2). Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди», в нападение изащите через «заслон».Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение,бросок. Тактика свободного нападения. Игра по упрощенным правилам мини баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. 33 34 17 Тестирование Тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков. Участие в Игра по правилам соревнованиях Участие в школьных соревнованиях.