МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация городского округа Богданович МАОУ школа-интернат №9 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4247597) учебного предмета «Искусство» для обучающихся 10 – 11 классов Богданович 2024 Пояснительная записка Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» определяют решение образовательных и воспитательных задач. Образовательные цели и задачи: — формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира; — изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, знакомство с характерными особенностями мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; — формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации; осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в произведениях мирового искусства; — знакомство с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; — развитие художественного вкуса, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей. Воспитательные цели и задачи: — помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находя в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; — способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; — подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства; — развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; — создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе. Личностные результаты изучения искусства в старшей школе подразумевают: — формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; — развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство; — накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания; — формирование творческого отношения к проблемам; — развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; — гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; — подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Метапредметные результаты изучения искусства в старшей школе отражают: — формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; — выявление причинно-следственных связей; — поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства; — развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения; — формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений; — применение методов познания через художественный образ; — использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации; — определение целей и задач учебной деятельности; — выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике; — самостоятельную оценку достигнутых результатов. Предметные результаты изучения искусства в старшей школе включают: — наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства; восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства; — представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; — представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, заключенных в произведениях искусства; — усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства; — различение изученных видов и жанров искусства, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; — классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников — осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа; — уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала; — формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи; — развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора; — умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства; — реализацию собственного творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в творчестве. Критерии оценки. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля. Программа курса «Искусство» построена на принципах непрерывности и преемственности, интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации. В 10—11 классах учащиеся сталкиваются с проблемой выбора жизненных ценностей. Мышление старшеклассника приобретает личностный, эмоциональный характер, появляется стремление к выработке индивидуального стиля умственной деятельности. Это сложный, противоречивый, интересный период, когда перед учащимися раскрываются горизонты познания окружающего мира, происходит поиск своего места в нем. Отсюда интерес старшеклассников к постижению общих законов природы и общества через изучение теоретических и методологических основ научных знаний. Их интересы обращены в будущее, и учебный процесс они оценивают с позиции актуальности получаемых знаний в дальнейшей жизни. Лейтмотив, способствующий изменению отношения к учебной деятельности, — это профессиональное самоопределение, которое, в свою очередь, влияет на необходимость соотнести свои возможности с требованиями к будущей специальности. У учащихся заметно усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, их познавательные интересы теперь имеют широкий и устойчивый характер, а стремление добиться высоких результатов приводит к большим волевым усилиям. Юношеский возраст характеризуется возрастающей потребностью в общении, когда учащиеся стремятся найти доказательства своей социальной и человеческой ценности. В этой обзорной характеристике познавательной, нравственной и эмоциональноволевой сфер можно выделить отдельные темы для организации их обсуждения на уроке в 10—11 классах. Большой интерес и глубокий эмоциональный отклик здесь вызывают проблемы общественной жизни, обогащающие формирующуюся целостную картину мира в представлении старшеклассников и вносящие в нее коррективы. Также учащихся увлекают проблемы нравственного мира личности, нравственных ценностей, человеческих отношении и чувств. Тема обучения в 10 классе — «От истоков до XVII века», в 11 классе – « От XVII века до современности». Автор в исторической последовательности знакомит учащихся с шедеврами мирового искусства, характерными особенностями мировоззрения художественной эпохи и ее творцов, сменой и развитием стилей и направлений в искусстве, важнейшими закономерностями развития мировых цивилизаций. В процессе изучения мировой художественной культуры автор особо выделяет роль и место отечественной (русской и национальной) художественной культуры в мировом художественном процессе, ее уникальность и самобытность. Также Г. И. Данилова уделяет отдельное внимание задачам духовнонравственного развития. На примерах произведений искусства у учащихся формируются представления о системе общечеловеческих ценностей, ориентиры в системе моральных норм и ценностей. Автор обращается к духовному художественному наследию трех мировых религий — христианства, буддизма и ислама, религиозно-философских учений Востока, формируя у учащихся уважение к религиозным традициям разных народов, осознание международного, межнационального характера искусства. Раскрывая перед учащимися многообразную палитру искусства народов мира, Г. И. Данилова способствует формированию уважения и осознания ценности культуры древних народов и цивилизаций, их уникальности. Содержание материала учебника нацелено на освоение духовного потенциала мировой художественной культуры, имеет поликультурный характер, отражает многообразие и единство искусства. Тематическое планирование Название раздела 10 класс 1 Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. Художественная культура 2 Античности. 3 Художественная культура Средних веков. 4 Художественная культура средневекового Востока. 5 Художественная культура Возрождения. 11 класс 1 Искусство Нового времени 2 Искусство конца XIX-XX века Количес тво часов 5 6 11 4 8 12 8 68 ч. Поурочно-тематическое планирование 10 класс Раздел учебника Кол-во часов Тема урока Форма Виды проведени деятельности я учащихся занятия I. Искусство 1 первобытно го общества и древнейших цивилизаци й 1. Искусство первобытног о человека Урок — обзорная лекция с элементам и импровиз ации Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Учебно дидактич еское обеспече ние Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 2. Искусство Древней Передней Азии Урок системати зации знаний с элементам и практику ма Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 3. Архитектура Древнего Египта Урокпутешеств ие с элементам и практику ма Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 4. Изобразител ьное искусство и музыка Древнего Египта Урокэкскурсия с элементам и практику ма Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстра тив- ный материал . ЭФУ 1 5. Искусство Мезоамерики Урокэкспе диция Работа с учебником. Анализ Материа л учебника Формы контроля Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и«Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследо- ваний или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и произведений искусства. Выполнение творческих заданий . Иллюстр ативный материал . ЭФУ II. Искусство Античности 1 6. Эгейское искусство* Урокиссле дование Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение Творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ Искусство Древней Греции 1 7. Архитектурн ый облик Древней Эллады Урокпрактику мс элементам и экскурсии Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 8. Изобразител ьное искусство Древней Греции* Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 9. Архитектурн ые достижения Древнего Рима Урок — творчески й практику мс элементам и обобщени я ранее изученног о Урокэкскурсия с элементам и практику ма Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 10. Изобразител ьное Урок — творчески й Работа с учебником. Анализ Материа л учебника Искусство Древнего Рима задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и искусство Древнего Рима* III. Искусство Средних веков произведений искусства. Выполнение творческих заданий . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 11. Театр и музыка Античности практику мс элементам и обобщени я ранее изученног о Урок — творческа я мастерска я Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 12. Мир Уроквизантийског лекция с о искусства элементам и практику ма Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 13. Архитектура западноевро пейского Средневеков ья Уроклекция с элементам и практику ма Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 14. Изобразител ьное искусство Средних веков* Урокбеседа Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 15. Театр и музыка Средних Урок — Работа с ознакомле учебником. ние с Анализ Материа л учебника задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследо- ваний или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследо- ваний или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и Искусство Руси IV. Искусство средневеков веков* новым материало мс элементам и концерта произведений искусства. Выполнение творческих заданий . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 2 16. Искусство Киевской Руси Урокпрактику мс элементам и обобщени я ранее изученног о Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 2 17. Развитие русского регионально го искусства Урокиссле дование Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 2 18. Искусство единого Российского государства Урок-экс курсия Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 19. Театр и музыка Древней Руси* Урокдиалог Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 20. Искусство Индии Урок-путе Работа с шествие учебником. Анализ Материа л учебника задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и ого Востока произведений искусства. Выполнение творческих заданий 1 21. Искусство Китая Урокэкскурсия с элементам и практику ма Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий 1 22. Искусство Страны восходящего солнца Урокэкскурсия с элементам и практику ма Работа с учебником. Анализ произведений искусства. 1 23. Искусство исламских стран Урокпутешеств ие с элементам и концерта Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий 24. Изобразител ьное искусство Проторенесс анса и Раннего Возрождения * 25. Архитектура итальянского Возрождения Урокиссле дование Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследо- ваний или презентаций» Материа Работа с л рубриками учебника «Вопросы и . задания для Иллюстр самоконтроля» и ативный «Творческая материал мастерская», . ЭФУ «Темы проектных исследований или презентаций» Материа Работа с л рубриками учебника «Вопросы и . задания для Иллюстр самоконтроля» и ативный материал . ЭФУ Материа Работа с л рубриками учебника «Вопросы и . задания для Иллюстр самоконтроля» и ативный «Творческая материал мастерская», . ЭФУ «Темы проектных исследований или презентаций» Материа Работа с л рубриками учебника «Вопросы и . задания для Иллюстр самоконтроля» и ативный «Творческая материал мастерская», . ЭФУ Урокиссле дование Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ V. 1 Искусство Возрождени я 1 . Иллюстр ативный материал . ЭФУ Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы 2 26. Титаны Урок-раз Высокого мышлени Возрождения е Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 27. Мастера венецианско й живописи Урок-раз мышлени е Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 28. Искусство Северного Возрождения Уроклекция с элементам и исследова ния Работа с учебником. Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий 29. Музыка и Урок — Работа с театр эпохи ознакомле учебником. Возрождения ние с Анализ новым произведений материало искусства. мс Выполнение элементам творческих и заданий театрализ ации Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ Материа л учебника . Иллюстр ативный материал . ЭФУ 1 Итоговый урок итого 34 проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Работа с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектРабота с рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская», «Темы проектных исследований или презентаций» Поурочно-тематическое планирование 11 класс Раздел. № Количеств Тема урока п/п о часов Искусство Нового времени 1 Стилевое многообразие искусства . 1 Искусство барокко. 1 3 Архитектура барокко. 1 4 Изобразительное искусство барокко. 1 5 Реалистическая живопись Голландии. 1 6 Музыкальная культура барокко. 1 2 Барокко 7 Классицизм Искусство классицизма и рококо. 1 8 и рококо 1 Классицизм в архитектуре Западной Европы. 9 Изобразительное искусство классицизма и рококо. 1 10 Композиторы Венской классической школы. 1 11 Шедевры классицизма в архитектуре России. 1 12 Искусство русского портрета 1 13 Неоклассицизм и академизм в живописи 1 Изобразительное искусство романтизма. 1 Романтический идеал и его отражение в музыке. 1 14 Романтизм 15 Зарождение русской классической музыкальной 16 17 школы. М.И.Глинка. Реализм Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века 1 1 Социальная тематика в западноевропейской 18 живописи реализма 1 19 Русские художники-передвижники 1 Развитие русской музыки во второй половине 20 XIXвека Искусство конца XIX-XX века 1 21- Импрессио 22 низм и Импрессионизм 2 постимпрес 23 сионизм Постимпрессионизм в живописи 24 Модерн Формирование стиля модерн в европейском 1 искусстве 1 25 Символизм Символ и миф в живописи и музыке 1 26 Модернизм Художественные течения модернизма в живописи 1 27 Русское изобразительное искусство XX века. 1 28 Архитектура XX века 1 29 Театральное искусство XX века. 1 30 Шедевры мирового кинематографа. 1 31 Шедевры отечественного кино. 1 32 Музыкальное искусство России XX века. 1 Стилистическое многообразие 33 западноевропейской музыки 2 34 Итоговый урок 1 Учебно-методическое и дидактическое обеспечение дидактическое Учебник обеспечение Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 10 класс. От истоков до XVII Мировая художественная века. Базовый уровень: культура.10-11 классы. учебник. - М., Дрофа Гайская Е.О. Методические материалы. Г.И. Данилова. Мировая Искусство (базовый художественная культура. 11 уровень). 10 класс: класс. От XVII века до методическое пособие к современности. Учебник для учебнику Г. И. Даниловой общеобразовательных / Е. О. Гайская. — М.: организаций - М., Дрофа Дрофа, 2017. Гайская Е.О. Методические материалы. Искусство (базовый уровень). 11 класс: методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Е. О. Гайская. — М.: Дрофа, 2017.