РП по Социальной безопасности 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация городского округа Богданович
МАОУ школа-интернат №9

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШАП
гуманитарного цикла

Зам. директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ
________________________ школы-интерната № 9

________________________

Батуева О.С. ________________________
Протокол
№
1
от
«29»
Отрутько Р.И.
Пенских О.В.
августа
2024
г.
Протокол № 1 от «28»
[Приказ № 173-3] от «01»
августа 2024 г.
сентября 2024 г.

‌
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5371797)
учебного предмета «Социальная безопасность»
для обучающихся 10-11 классов

​г. Богданович‌ 2024‌​

Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Безопасность человека в XXI веке не может быть обеспечена только
мерами защиты в уже сложившихся опасных или чрезвычайных ситуациях.
Количество и масштабы угроз человеку непрерывно возрастают в результате
преобразовательной жизнедеятельности людей. Многие из новых угроз ставят
под вопрос само существование жизни на Земле и изменяют характер
традиционных проблем безопасности. Среди новых проблем, роль которых
продолжает возрастать, можно выделить обеспечение информационной
безопасности, правовой безопасности, остро стоит проблема отношения к
институту семьи и др. Однако основная масса населения не осознаёт глубины и
степени опасности «неожиданно» надвинувшегося кризиса развития общества.
В создавшихся условиях необходим переход от традиционной культуры
безопасности на основе реагирования к современной культуре безопасности,
опирающейся как на технологии реагирования, так и на способы
предотвращения антропогенных опасностей и катастроф. Для этого
необходимо, чтобы выпускники школы получили ясное представление об
опасностях, угрожающих человеку в XXI веке, всё возрастающую долю
которых составляют опасности социального характера. Такое представление
должно
стать
фундаментом
современной
культуры
безопасности,
формирование и внедрение которой послужит преобразованию мировоззрения
людей.
Предлагаемый курс «Социальная безопасность» предназначен
способствовать целостной социализации старших школьников, нацелен на
формирование у учащихся умений и навыков безопасного типа поведения в
социуме.
Цель и задачи программы.
Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у
обучаемых современного уровня культуры безопасности.
Цель данного учебного курса – помочь обучающимся в социальной
адаптации в окружающем мире, предотвратить негативное влияние на
подростков дестабилизирующих факторов современного мира, рассмотреть
основные средства самозащиты человека в условиях социальной опасности,
сформировать навыки поведения по снижению риска чрезвычайных ситуаций
социального характера. Вопросы, выносимые на изучение, существенно
расширяют
программный
материал
базового
курса
ОБЖ
для
общеобразовательных учреждений, носят обобщающий характер и призваны
реализовывать следующие задачи:
-обучающие: дополнить и расширить знания обучающихся осоциальных
опасностях в современном обществе, мире. Обучить способам безопасного
поведения в возможных непредвиденных ситуациях в повседневной жизни;
- развивающие: способствовать развитию навыков аналитического
мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию;
- воспитывающие: активизировать интерес у обучающихся к вопросам
собственной безопасности. Помочь преодолеть синдром боязни современного

общества.
Адресность и объём программы.
Предлагаемый учебный курс «Социальная безопасность» предлагается для
изучения учащимися 10-11 классов в объеме 68 часов (1 час в неделю).
Формы аттестации.
Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут
быть определены в рамках следующих форм контроля:
- текущий: беседы с учащимися по изученным темам, выполнение
практических работ и решение ситуационных задач по темам, создание
презентаций по отдельным темам по выбору учащихся;
- тематический: по результатам выступлений на семинарах и выполнении
системы заданий на семинарах-практикумах;
- итоговый: самостоятельное написание и защита реферата или
исследовательской работы (по выбору учащегося).
Планируемые результаты.
Знания:
- виды опасностей социального характера, причины их возникновения и
характеристики;
- правила и требования безопасного поведения и защиты в различных
условиях и чрезвычайных ситуациях социального характера;
- систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
социального характера;
- знать психологию поведения человека в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях социального характера.
Умения и навыки:
- общения со сверсниками и взрослыми;
- оказания психологической помощи и поддержки оказавшемуся в условиях
чрезвычайной ситуации социального характера;
- уметь контролировать собственное поведение в условиях чрезвычайной
ситуации социального характера и направлять поведение окружающих в
нужное русло;
- оценивать возможный риск появления опасных и чрезвычайных ситуаций
социального характера, применять современные методы по ликвидации их
последствий;
- грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в
опасных ситуациях социального характера, возникающих в учебном процессе и
повседневной жизни.

Содержание учебного курса в 10-м классе.

Раздел
I.
Теоретические
основы
социальной
безопасности
жизнедеятельности.
Социальные опасности как управляемые факторы обеспечения безопасности
жизнедеятельности. Характеристика социальных опасностей, причины их
возникновения и распространения. Классификация социальных опасностей.
Понятия социальная безопасность, социальная защита, социальная помощь,
личная
безопасность,
общественная
безопасность,
государственная
безопасность, национальная безопасность. Виды социальных опасностей и их
профилактика (ИППП, ВИЧ - инфекции, наркомании, суициды и т.д.).
Терроризм как глобальная опасность.
Раздел II. Дестабилизирующие факторы современности.
Религиозные секты, экстремистские организации националистического и
религиозного толка, проблема самоопределения национальных меньшинств,
неурегулированные территориальные споры, миграция населения и
неблагоприятная криминальная обстановка.
Мероприятия по предупреждению возникновения дестабилизирующих
факторов.
Раздел III. Психология социальной безопасности.
Психология безопасности как основополагающий аспект профилактики
социальных опасностей. Психологические причины несчастных случаев. Роль
человека как основного участника несчастных случаев. Влияние
индивидуально - личностных особенностей человека на безопасное поведение.
Психические состояния, увеличивающие риск опасности: напряжение
(интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивационное и т.
д); утомление; дистресс; тревога, испуг, страх, фобии, паника и др.
Психические нарушения человека, увеличивающие риск опасности (прием
психоактивных средств и др.).
Методы повышения психологической безопасности. Мотивация и ее роль в
формировании безопасного типа поведения. Безопасный тип поведения с
позиций
функциональных
систем.
Профилактические
мероприятия:
пропаганда, отработка навыков по выходу из критических ситуаций.
Раздел IV. Информационная безопасность.
Информационная безопасность. Методы и средства защиты человека от
негативного воздействия информации. Понятие об информации и виды
информационных воздействий. Средства массовой информации (СМИ).
Влияние образной информации на человека, виды рекламы. Влияние
интеллектуальной информации, ее виды. Роль информации в социальных
отношениях и ее значение для человека. Понятие дезинформации и причины ее
существования. Примеры отрицательных информационных влияний в
обществе. Подходы к оценке информационных влияний (мотив, цель, средства,
реальные результаты). Методы и средства защиты человека от негативного
воздействия информации; роль мировоззрения и нравственной устойчивости
личности. Необходимость различных форм контроля над информационными
потоками в окружающем пространстве.
Раздел
V.
Системы
защиты
и
организации
безопасности

жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности.
Основные способы и средства защиты в условиях ЧС социального характера.
Понятие экстремальной ситуации (ЭС). Основные элементы ЭС и их
диагностика (место, время, нападающий). Степень агрессивности и
эмоциональное состояние противника во время ЭС. Психические состояния
жертвы, способы и средства выхода из этих состояний. Основные правила и
приемы самообороны. Основные средства самозащиты. Самооборона
женщины. Нормативно-правовые аспекты защиты и самозащиты человека в
современных условиях. Роль государства и общества в обеспечении социальной
защиты населения. Формирование навыков поведения по снижению риска ЧС
социального характера.
Содержание учебного курса в 11-м классе.
Раздел 1. Человек и его среда обитания.
Биосоциальная природа человека. Потребности современного человека как
источник активности личности. Структура современной среды обитания
человека, ее влияние на поведение человека. Единство современных проблем
безопасности. Человек как субъект и объект социальной безопасности.
Способы обеспечения безопасности.
Раздел 2. Социальная среда обитания человека.
Демографические и экологические проблемы современности – причины
социальной напряженности в современном обществе. Конфликт, природа
социального конфликта. Основные формы реагирования и разрешения
конфликтов. Поведение человека в социальной среде. Социальная адаптация
человека. Социальная дезадаптация – причина неправомерного поведения
человека. Общество социальной безопасности.
Раздел 3. Социальные опасности и культура социально-безопасного
поведения.
Массовые беспорядки, безопасное поведение
в толпе. Правомерное и неправомерное поведение человека. Криминогенные
ситуации. Профессиональная преступность. Правоохранительные органы.
Права и ответственность ребенка. Трудовые споры и пути их разрешения.
Раздел 4. Как обезопасить себя от других людей - 7 часов.
Введение в виктимологию. Как обезопасить себя от грабежа и разбоя.
Уличные кражи. Вам угрожают. Что делать? Как избежать сексуального
насилия. Право на необходимую самооборону. Самооборона без оружия.
Законные средства личной безопасности. Охрана порядка в России.
Раздел 5. Педагогика здоровья.
Социальные болезни. Причины. Механизмы развития. Патологические
зависимости.
Особенности
личности,
подверженной
социальнопсихологической зависимости. Как определить, есть ли у личности вероятность
развития психосоциальной зависимости? Профилактика курения. Как бросить
курить?

Раздел 6. Социальная защита.
Социальная защита: понятие, сущность, организационно-правовые формы.
Факторы становления института социальной защиты. Социальная
защищенность. Объекты и субъекты социальной защиты. Система социальной
защиты в РФ. Принципы и функции системы социальной защиты населения.
Роль системы социальной защиты в реализациисоциальных прав личности.
Социальная защита отдельных категорий граждан РФ.

Календарно-тематическое планирование курса «Социальная
безопасность»
10 класс

№
п\п
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25.

26.

Наименование раздела и темы занятия
Раздел I. Теоретические основы социальной
безопасности жизнедеятельности
Социальные опасности: характеристика,
классификация, причины.
Социальная безопасность.
Виды социальных опасностей и их профилактика
Терроризм как глобальная опасность.
Семинарское занятие
Раздел II. Дестабилизирующие факторы
современности
Религиозные секты
Экстремистские организации
Миграция населения как возбудитель социальной
опасности
Проблема самоопределения национальных
меньшинств
Семинарское занятие
Раздел III.Психология социальной безопасности
Психические особенности человека
Психические состояния человека, их классификация и
свойства
Причины возникновения психических состояний,
управление психическими состояниями
Мотивация и её роль в формировании безопасного
типа поведения
Способы преодоления критических ситуаций
Семинарское занятие
Раздел IV. Информационная безопасность.
Понятие информационной безопасности
Влияние информации на человека
Негативное влияние СМИ на психическое здоровье
человека
Влияние рекламы на детей
Роль информации в социальных отношениях и её
значение для человека
Дезинформация и причины её существования
Социальная опасность правонарушений в сфере
информационных технологий.
Меры и способы защиты информационной
безопасности
Семинарское занятие
Раздел V. Системы защиты и организация
безопасности жизнедеятельности человека в
условиях социальной опасности.
Диагностика экстремальных ситуаций социального
характера

Количество
часов
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1

27.

Практические способы и методы действий в
экстремальных ситуациях социального характера
28. Учёт психологических факторов при выходе из
критической ситуации
29. Использование предметов в качестве оружия
самообороны
30. Самооборона женщины
31. Семинарское занятие
32. Резерв учебного времени (экскурсии, встречи с
работниками МВД, МЧС, станции скорой помощи)
33- Защита рефератов, проектов
34.
Итого:

1
1
1
1
1
1
2
34

Примерные темы рефератов для защиты на зачётном занятии
1. Различные виды социальных опасностей, связанных с психическим и
физическим воздействием на человека, и защита от них.
2. Социально опасные явления, характерные для различных групп
населения.
3. Средства и способы защиты и самозащиты в чрезвычайных ситуациях
социального характера.
4. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально

опасных явлений.
5. Поведение человека в состоянии стресса. Проблемы эмоциональной
саморегуляции.
6. Суицидальный синдром: причины возникновения и предупреждения его.
7. Криминальное поведение и профессиональная преступность.
8. Факторы, влияющие на распространение инфекций, передающихся
половым путем, профилактика ИППП.
9. Опасное влияние информационных воздействий на человека.
10. Опасности, связанные с компьютерными играми.
11. Защита современного потребителя от шарлатанства в медицине.
12. Причины возникновения терроризма и защита от него.
13. Подростковая агрессивность и ее профилактика.
14. Межнациональные конфликты как социально опасные явления.
15. Современная семья: проблемы и их решение.
16. Роль семьи и общества в воспитании безопасного типа поведения детей и
подростков.
17. Социальные проблемы вынужденной миграции.
18. Обеспечение социальной защиты и помощи беспризорным детям со
стороны государства.
19. Нравственное воспитание человека как важнейшее условие снижения
риска возникновения социально опасных явлений.
20. Религиозные секты как зоны риска.

Календарно-тематическое планирование «Социальная безопасность»
11 класс
№
п\п
1

Наименование раздела и темы занятия
Раздел 1. Человек и его среда обитания – 3 ч.
Биосоциальная природа человека. Потребности
современного человека как источник активности

Количество
часов
1

2
3

5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
1
18
19
20
21
22
23
24

личности.
Структура современной среды обитания человека, еѐ
влияние на поведение человека.
Единство современных проблем безопасности. Человек
как субъект и объект социальной безопасности.
Способы обеспечения безопасности.
Раздел 2. Социальная среда обитания человека – 5 ч.
Демографические и экологические проблемы
современности – причины социальной напряжѐнности в
современном обществе.
Конфликт, природа социального конфликта.
Основные формы реагирования и разрешения
конфликтов.
Поведение человека в социальной среде. Социальная
адаптация человека. Социальная дезадаптация –
причина неправомерного поведения человека.
Общество социальной безопасности. Семинар
«Общество социальной безопасности – миф,
реальность или третье?»
Раздел 3. Социальные опасности и культура
социально-безопасного поведения
Массовые беспорядки, безопасное поведение
в толпе.
Правомерное и неправомерное поведение человека.
Криминогенные ситуации. Профессиональная
преступность. Правоохранительные органы.
Права и ответственность ребенка.
Трудовые споры и пути их разрешения.
Раздел 4. Как обезопасить себя от других людей - 7
часов.
Введение в виктимологию.
Как обезопасить себя от грабежа и разбоя.
Уличные кражи.
Вам угрожают. Что делать?
Как избежать сексуального насилия.
Право на необходимую самооборону. Самооборона без
оружия.
Законные средства личной безопасности. Охрана
порядка в России.
Раздел 5. Педагогика здоровья - 5 часов.
Социальные болезни. Причины. Механизмы развития.
Патологические зависимости.
Особенности личности, подверженной социальнопсихологической зависимости.
Как определить, есть ли у личности вероятность
развития психосоциальной зависимости?
Профилактика курения. Как бросить курить?
Раздел 6. Социальная защита – 4 ч.

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25 Социальная защита: понятие, сущность,
организационно-правовые формы.
26 Факторы становления института социальной защиты.
27 Социальная защищенность.
Объекты и субъекты социальной защиты.
Система социальной защиты в РФ.
28 Принципы и функции системы социальной защиты
населения.
29 Роль системы социальной защиты в
реализациисоциальных прав личности.
30 Социальная защита отдельных категорий
граждан РФ
31 Экскурсия в учреждение социальной защиты
населения
32 Встреча с представителем местного
самоуправления «Региональные и
муниципальные программы социальной
защиты населения и их реализация»
33- Защита рефератов и исследовательских работ.
34.

1
1
1
1
1
1
1
1

2

Примерные темы рефератов для защиты на зачетном занятии:
1. Виды социальных опасностей, связанных с физическим и психическим
воздействием на человека и их предупреждение.
2. Виды социальных опасностей, связанных с употреблением веществ,
разрушающих организм человека и их профилактика.
3. Обеспечение информационной безопасности в информационном обществе.
4. Социальные болезни – угроза социальной безопасности человека.
5. Социальная опасность суицида.
6. Социальные опасности, характерные для различных социальных групп.

7. Современная семья, ее роль в формировании социально-безопасной
личности.
8. Опасности города, их предупреждение и правила безопасного поведения.
9. Игромания и компьютеромания как проблемы социального характера.
10. Глобальные проблемы социального характера.
11. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях
социального характера.
12. Психологические особенности личности, влияющие на развитие
конфликтов
13. Криминальная психология и профилактика преступности.
14. Нравственные качества человека - основа формирования социальнобезопасной личности.
15. Управление кризисными ситуациями как одна из функций специалистов
по связям с общественностью.
16. Защита социальных прав различных групп населения - основа
социального общества.
17. Агрессивность окружающей среды и агрессивность человека.
18. Адаптация и дезадаптация, их роль в формировании асоциального
поведения человека.
19. Управление качеством социальной среды.
20. Общественные объединения и движения как регуляторы качества
социальной среды.
21. Декларация прав человека и ее значение в обеспечении безопасности
человека.
22. Права и ответственность ребенка.
23. Международное сотрудничество в решении социальных проблем
безопасности жизнедеятельности человека и общества.
24. Безопасность жизнедеятельности и концепция устойчивого развития.

Список рекомендованной и использованной литературы
1. Александров А. А., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в
школе. — М.: Медиа-Сфера, 1996.
2. Андреева Т. И. Интернет и профилактика наркотических проблем. —
Казань: Экоцентр, 1999.
3. Андреева Т. И., Красовский К. И. Как сделать эффективными школьные
программы профилактики курения. — Киев: УИЦПАН, 2000.
4. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. «Основы анализа и управления
риском в природной и техногенной сферах» М.: «Деловой экспресс» 2004.
5. Э.А. Арустамов «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Дашков и К»,

2001
6. М.А.Байгереев «Анализ российской бедности: причины, особенности и
методика счета». М., «Человек и труд.» –2001, №8
7. С.В.Белов, Л.Л.
Морозова,
Д.М.Якубович.
“Безопасность
жизнедеятельности”, Издание третье, Москва 2003 год
8. Г.А. Безрукавников «Чрезвычайные ситуации мирного и военного
времени» М.: «Дрофа» 2007
9. Багаева Н. В. О борьбе с вредными привычками в школе //
Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: АПН СССР, 1990. —
С. 47–53.
10. Балцевич С. М., Бурова А. К., Воднеева В. А. и др. Семья и молодёжь:
профилактика отклоняющегося поведения. — Минск: Университетское, 1989.
11. Бенюмов В. М., Костенко О. Р., Флоренсова К. М. Вред алкоголя,
никотина и наркотиков: пособие для учителя. — Киев: Радянська школа, 1989.
12. Ю.А. Воробьев статья на интернет – сайте www.tehnopolis.dp.ua
«Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций»
13. В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П.Соломин «Чрезвычайные ситуации
социального характера и защита от них» М.: «Дрофа» 2007
14. Гульдан В. В., Романова О. Л., Корсун А. М. и др. Эмоциональнокогнитивный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании
и токсикомании // Психологические исследования и психотерапия в
наркологии. — Л.: Медицина, 1989.
15. Гульдан В. В.,
Романова О. Л.,
Дрынков А. В.
Психологическое
исследование запугивания подростков // Вопросы наркологии. — 1990. — № 4.
16. Димофф Т., Карпер С. Как уберечь детей от наркотиков / Пер. с англ. —
М.: Золотой телёнок, 1999. — 224 с.
17. Ю.Игнатов «ОБЖ» С.:«Саратовский государственный социальноэкономический университет» 2005 г.
18. Интернет – энциклопедия «Википедия»
19. Касимова Э. Жизненный опыт — путь к наркотикам? Путь к свободе от
наркотиков! — Казань: Медицина, 1999. — 28 с.
20. Корченое В. В. Об изучении проблем формирования здорового образа
жизни среди молодого поколения // Предупреждение вредных привычек у
школьников. — М.: АПН СССР, 1990. — С. 73–82.
21. Ласточкин В. А., Якушев А. Н. Педагогические основы формирования
трезвого образа жизни старшеклассников // Предупреждение вредных привычек
у школьников. — М.: АПН СССР, 1990. — С. 13–42.
22. В.Ю. Микрюков «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Феникс» 2007
23. Наумова Н. Ф.
Социологические
и
психологические
аспекты
целенаправленного поведения. — М.: Наука, 1988. — 197 с.
24. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и
практики. — Кишинёв: Наука, 1997. — 352 с.
25. Потёмкин Г. А., Моравски Я. «Спасибо, нет!». — М.: АМИТИ, 1994. —
36 с.
26. Н. М. Римашевская Статья «Социально - экономические и
демографические проблемы» «Вестник академии наук» № 3, (2006)
27. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. «Безопасность жизнедеятельности»–
СПб.: «Лань», 2003.

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».